Поиск по этому блогу

АДЫГ-ТВ – С СОВЕРШЕННОЛЕТИЕМ!

Ну что, дорогие соплеменники, поздравим «всем миром, всем народом» (в буквальном смысле) такую близкую и уже ставшую за свои восемнадцать лет такой родной медиа-компанию АДЫГ-ТВ с отмечаемым в эти дни в республике ее совершеннолетием! 
Позвольте кое-какие мысли на эту тему…
Дело в том, что в силу кафедральной специализации («Реклама и связи с общественностью») родного факультета (новых социальных технологий, МГТУ) пару лет назад автору этих строк пришлось руководить выпускаемой нами дипломной работой на тему: «Коммуникационная составляющая современных СМИ (на примере изучения духовной культуры в северокавказских СМИ)» (Хамбатиева З., СО-51). И сейчас, чувствуя себя обязанной высказаться по поводу совершеннолетия нашего
АДЫГ-ТВ, не могу утаить от вас полученные в ходе сбора материала старательной студенткой кое-какие информационные данные с попыткой кое-какого предпринятого в работе анализа.
Сначала – об аудитории каналов регионального и местного телевидения в целом. К их реальной з;рительской аудитории можно отнести лишь небольшую часть тех респондентов, которые в принципе могли бы их смотреть. Так, в день, предшествующий дню опроса (опрос среди состоящих в аудитории региональных СМИ жителей был проведен в таких городах Северного Кавказа, как Ставрополь, Черкесск, Ростов, Майкоп и Грозный (по 15 – 20 чел. на населенный пункт)), передачи региональных и местных каналов смотрели примерно 11% от «потенциальной аудитории» (или 9% – по всей совокупности опрошенных) («потенциальная аудитория» в данном случае – это вся совокупность опрошенных за исключением тех, у кого нет телевизора (3%), и тех, кто не может принимать ни одного регионального или местного канала (14%)). Кроме того, при ответе на открытый вопрос о положительных особенностях региональных и местных телеканалов 18% респондентов сочли необходимым отметить именно информационный аспект их работы: «более интересны местные новости»; «больше новостей ориентируется на местных потребителей»; «показывают вести с родного края»; «про нашу жизнь местную больше»; «смотреть о себе интересней – это ближе и роднее»; «информации больше, то есть подробные новости и сообщения нашего района и региона»; «более доходчиво подается информация»; «актуальность»; «оперативность информации»; «самые свежие новости» и др.
С другой стороны, региональные и местные телеканалы не обеспечивают в достаточной мере всех зрительских потребностей. Только треть опрошенных считает, что имеющиеся в ее распоряжении местные телеканалы показывают «достаточно» интересных фильмов и передач.
В ходе опроса жителей таких северокавказских городов, как Грозный, Майкоп, Ставрополь, Краснодар, Ростов-на-Дону и Черкесск на предмет выявления тематического цикла, освещаемого местными СМИ, были сделаны следующие выводы.
Жители Грозного чаще всего говорят о благоустройстве города, о работе транспорта, о состоянии дорог, об экономике города в целом.
Для ставропольцев самые больные проблемы – это безработица, неконтролируемая миграция, безопасность жителей и бедность большей части населения. Молодежные проблемы здесь тоже поднимаются довольно часто.
Жители Майкопа часто говорят о коррупции местных властей, перманентном энергетическом кризисе, высоких ценах и малых доходах. Голодные, брошенные дети, неприкаянная молодежь и здесь – больная проблема.
Жителей Черкесска в первую очередь тревожит рост преступности и коррупции, а также вопросы коммунальной сферы и развития производства.
Ростовчане жалуются, что местная пресса слишком много внимания уделяет событиям во властных структурах, и слишком мало – повседневной жизни людей. Разрушающийся жилой фонд, хиреющая социальная инфраструктура, бедность жителей – вот те проблемы, анализ которых они хотели бы видеть в местных СМИ.
В итоге можно говорить, что проблемы, освещаемые местными северокавказскими СМИ в реальности, не соответствуют кругу интересов потребителей. Причем на основе обозначенной нами выше тематической подборки можно говорить и о том, что голодный и неустроенный потребитель не всегда в своих предпочтениях вспоминает о духовных ценностях. Вот такая робко обнаруженная на сегодняшний день в региональных СМИ ситуация, явно нуждающаяся в дальнейшем, более серьезном изучении и требующая действительно профессиональных действий с учетом существующей сегодня в северокавказском и, в частности, в черкесском (адыгском) обществе необходимости создания хотя бы единого для нас всех, разбросанных по миру, информационного пространства, такого единого и такого понятного каждому, кто с гордостью называет себя «черкес (адыг)» и потому мечтает время от времени погрузиться в пропитанную адыгабзэ (адыгским языком) и адыгэ хабзэ (адыгский менталитет) атмосферу, ощутить общие для всех нас проблемы, порадоваться единым для всех нас радостям и даже пострадать едиными для нас трудностями, резко становящимися гораздо более переносимыми рядом с соседским плечом соплеменника. Тогда, глядишь, при погружении в проблемы своего такого далекого сейчас заокеанского брата-адыга гораздо более правдоподобным предстанет это, весьма виртуальное сегодня братство, которое мы себе объясняем, но лишь трактуем как факт, а, честно говоря, плохо ощущаем. Тогда, возможно, после такого погружения появится хоть какая-то возможность нам, живущим на родине, что-то лучше объяснить, посоветовать или в чем-то посочувствовать, то есть реально помочь своим братьям по племени, безжалостно отобранным у нас историей и океаном, но могущим по воле Всевышнего, стать опять родными. 
Как верно говорят об этом в один голос страстно обсуждающие данную тему на адыгских (черкесских) Интернет-форумах анонимы, «<…> костяк должна составлять общеадыгская телерадиокомпания. Нужны круглосуточные адыгские телеканалы, охватывающие всю Черкессию и Ближний Восток. И радио, и газеты, и журналы, но в первую очередь ТВ. Сейчас только Нарт ТВ что-то пытается, да поможет им Аллах» (http://adyga.org). К сожалению, несмотря на свою злободневность, дальше сети эта тема не уходит, а как хотелось бы увидеть ее на серьезном государственном уровне, когда, увы, без него, родного государства, какие-либо модификации в нашем этнокультурном пространстве невозможны, что мы понимаем особенно отчетливо и потому просто обращаемся с поздравлениями к родному, празднующему совершеннолетие, АДЫГ-ТВ.
Что ж, как говорится, «чем богаты, – тем и рады».
Восемнадцатилетние, – как раз тот возраст, с наступлением которого личность считается сознательным гражданином, имеющим право голоса: к АДЫГ-ТВ сознательное гражданство и приобретенное с годами право голоса, – все это относится в некоторой степени и в некотором объеме. Но, с возможными перспективами дальнейшего развития и совершенствования, на что нам, так нуждающимся в «едином, информационном…» остается только надеяться, что мы и делаем от всей души.