Поиск по этому блогу

ИСКУССТВО ОБ ИСКУССТВЕ (к 70-летию Х.Г.Тлепцерше)

«Критика литературная – вид литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Подобно тому, как философия науки – теория познания, гносеология – орган самосознания научного творчества, так критика – орган самосознания творчества художественного» (А.Лаврецкий). Да, убедительно прав А.Лаврецкий, называя критику видом литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Таким образом  формируется некоторая «литература в квадрате», которую потенциально несет в себе критическая деятельность. И именно об этой величине можно говорить в случае с Халидом Тлепцерше и его литературоведческой работой, являющейся как раз искусством об искусстве, творчеством о творчестве.
Где же истоки этой величины? Родина юбиляра – аул Тахтамукай – и сегодня остается одним из крупных населенных пунктов Адыгеи. Х.Г.Тлепцерше родился 1 августа 1938 года. Как
свидетельствует один из его современников – Р.Г.Мамий – в воспитании юного Халида принимал участие дядя Асланбеч, который часто приходил в семью младшего брата с помощью. «Особенно часто находился возле него Халид. Причина его привязанности к нему заключалась в том, что дядя Асланбеч был знатоком и мастером рассказывать различные хабары, сказки, сказания, петь старинные народные песни. Халид Гиссович и до сих пор с восторгом вспоминает все это. Своей увлеченностью устным народным творчеством дядя Асланбеч оказал огромное влияние на интеллектуальный склад мышления своего племянника, на его привязанность к знаниям, к книге, к словесности. Это продолжалось и в школе. Научившись читать и что-то понимать в прочитанном, Халид поглощал книгу за книгой, удивляя своих учителей и друзей. При этом ему одинаково легко давались и адыгейский, и русский языки. Вскоре в школе заговорили о четверокласснике-книгочее Халиде Тлепцерше» (Р.Г.Мамий).
С годами у юбиляра развилось собственное стремление к словотворчеству. Уже в восьмом классе он стал самостоятельным автором районной газеты «Знамя коммунизма», причем тематика его заметок варьировалась от школьной до районной. И это неизбежно привело к тому, что сразу после школьной скамьи в 1958 году Халид принял на себя профессиональные обязанности редактора, которые исполнял вплоть до поступления в Адыгейский пединститут в 1960 году. Это умение сполна проявилось в те годы, когда он являлся главным редактором книжного издательства. Редакторский путь Халида Тлепцерше может составить отдельный разговор, – разговор, посвященный анализу продуктивной деятельности республиканского журнала «Литературная Адыгея», литературным редактором которого он является, поднимая новые темы и проблемы, новые рубрики.
Но автору данной статьи, как представителю младшего поколения, впору ограничиться рассуждениями лишь об одной грани дарований юбиляра, который известен мне, исследователю, по его научно-критическим работам. В своих многочисленных трудах Халид Гиссович Тлепцерше весьма активен. Причем эта диалогическая активность литературного критика предполагает не абстрактно-научное описание текста как стандартной конструкции, а личностную духовную встречу автора и аналитика. Критик сам пишет, а это значит, что он вступает в особые, чуждые обычным читателям отношения с разбираемой книгой. Максимально продуктивный и увлекательный для читателя «диалог согласия» между автором и критиком возможен при условии принципиального несовпадения позиций этих двух субъектов. Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства.
Конечно, критик в первую очередь – педагог. Не столько по отношению к пишущим – и даже совсем не для пишущих, – сколько по отношению к читающим или тем, кого он надеется приобщить к регулярному чтению. Обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Критик – это тот, кто учит любить искусство, видеть в нем нечто большее, чем развлечение, учит хорошему вкусу. И потому отнюдь не случайным можно считать тот факт, что адыгский литературовед Халид Тлепцерше – профессиональный педагог, обладающий дипломом АГПИ по специальности «Учитель русского языка и литературы». После окончания филологического факультета в 1965 году Халид Гиссович два года работал учителем в одной из средних школ г. Майкопа. Кроме того, являясь главным редактором издательства, он по совместительству стал преподавать литературу в Адыгейском государственном университете, занимая там должность доцента кафедры литературы и журналистики, накапливая тем самым бесценный для критика психолого-педагогический опыт. Со временем работа в университете становится основным его занятием.
Распространенное для многих критиков упущение, когда препятствием для встречи двух субъектов личностной активности является подмена диалога монологом, ни в коей мере не проявляется в работах Халида Тлепцерше. В современной критике часто эта подмена происходит как в случае утраты аналитиком собственного «Я», когда ему слышен лишь подавляющий его сознание «голос» автора, так и напротив, когда те или иные высказывания автора становятся для исследователя лишь внешним фоном для своих разглагольствований. И именно этих перегибов удается избежать Х.Г.Тлепцерше в монографии «На пути к зрелости» (1991), что доказывает несомненность и очевидность достижений именно адыгейской критики в контексте изучения жанра повести на фоне всей северокавказской литературоведческой науки. В демонстрирующей значительный прогресс в этом плане публикации критик убеждает каждого из анализируемых писателей в том, что то, чем последние занимаются, – не блажь и не хобби, а нечто важное, может быть, самое важное на свете; что, вопреки всему, литература все еще кому-то нужна. В 70-х годах прошлого века адыгейская повесть, основы которой были заложены Ибрагимом Цеем, Юсуфом Тлюстеном и Аскером Евтыхом, продолжает развиваться, лишь немного уступив свои позиции роману. При этом повесть не ограничена рамками единичных жанровых форм и модификаций, а обнаруживает значительное их многообразие. Монография Халида Гиссовича ставит и разрешает целый ряд теоретических вопросов, связанных с повестью вообще и с ее особенностями в адыгейской литературе. Таким образом работа в достаточной степени охватывает и историко-литературную, и типолого-теоретическую проблематику.
Круг охвата литературной критики, перед которой стоит многогранная, сложная задача, здесь очень широк: оценка литературных событий и явлений, ограниченных рамками адыгейской повести, отслеживание и освещение ее успехов и слабых сторон, оценка происходящих в национальной литературе процессов в контексте общероссийской литературы, определение общности и различий новых произведений и классического наследия. Критика в данном случае может «служить теми лесами, на которые нужно взобраться, чтобы проникнуть внутрь творческой души» (А.Лаврецкий).
А проникая с помощью художественного анализа в душу творца, взваливая на себя эту громадную ответственность и взбираясь на столь священную высоту, Халид Тлепцерше неизменно остается на том же профессиональном уровне и все последующие годы, не менее научно обоснованны и объективны его последующие труды, книги, очерки, статьи, рецензии, литературные беседы, интервью, биографические заметки и др. Так, в 1994 году совместно с Ш.Хутом и Е.Баховым Халидом Гиссовичем был подготовлен и издан «Словарь литературоведческих терминов» на адыгейском языке, содержащий более пятисот словарных статей, расположенных в алфавитном порядке и объясняющих литературоведческие понятия и термины, знание которых необходимо для понимания поэтики и художественного содержания прозаических и стихотворных произведений. Здесь дано объяснение происхождения терминов и их современное толкование, в качестве иллюстраций использованы классические произведения и тексты современных авторов. Также Халидом Тлепцерше издан биографический справочник «Писатели Республики Адыгея», где помещены данные о литературных силах Адыгеи.
В публиковавшихся на протяжении многих лет на страницах газет, журналов «Кубань», «Литературная Адыгея», «Зэкъошныгъ» («Дружба») и др. работах он лепит на наших глазах совокупный образ адыгейской литературы второй половины прошлого и начала нынешнего века. Действительно, в этом ракурсе критик должен сочетать в себе качества теоретика, культуролога, филолога, философа, общественного деятеля, публициста, политолога, психолога, социолога, эстета, не говоря уже об интеллектуальном уровне, таланте, научной подготовленности, трудолюбии. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.
Именно с помощью Халида Тлепцерше тот или иной национальный писатель иногда начинает понимать, что стал участником (или свидетелем, или изгоем) литературного процесса, хотя бы ему и казалось, что в своем неисцелимом одиночестве, одиночестве писателя, он сидит за своим столом, как на скале посреди пустынного моря. К примеру, вышедшая в Москве, в издательстве «Советский писатель» книга Халида Тлепцерше «Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество, личность» (2003) делает адыгского классика Исхака Машбаша не просто участником, а в полной мере творцом национального литературного процесса, свершая тем самым настоящее благо для самого писателя. Ведь, как известно, когда автор пишет, он погружен в текст, но со временем надо из него выбираться. Однако самому извне взглянуть на написанное трудно. Это должен сделать кто-то другой – читатель, критик. Счастье для писателя, если тот, кто держит книгу в руках, готов стать его соавтором, вложить свое понимание мира, свой собственный жизненный опыт, что и происходит на страницах книги Халида Тлепцерше «Разговор о вечном», ведущего разговор о личности писателя, его творческой индивидуальности, о вкладе Исхака Машбаша в становление национальной лирики и эпоса.
В любых общественно-культурных и пространственно-временных границах литература является действенной интеллектуально-творческой сферой, играющей особую роль в формировании национального сознания, ориентировании общественной мысли. В качестве же «судьи» искусства слова, конечно же, выступает литературная критика. По справедливому мнению В.Г.Белинского, «Дарование критика есть дарование редкое и потому высоко ценимое; если мало людей, наделенных от природы большим или меньшим участком эстетического чувства, способных принимать впечатления изящного, то как же должно быть мало людей, обладающих в высшей степени этим эстетическим чувством и этою приемлемостию впечатлений изящного?». Именно это редкое дарование и проявилось у Халида Тлепцерше в совсем недавно вышедшей в Адыгейском книжном издательстве его книге «Критерий – взыскательность. Проблемы адыгейского романа и повести», в которой собраны известные и новые литературно-критические статьи, литературные портреты, рецензии, эссе последних лет. Здесь можно найти статьи о современной адыгейской литературе и состоянии литературной критики, об истории Адыгейской писательской организации, творческие портреты Ибрагима Цея, Исхака Машбаша, Хазрета Ашинова и других. Но главное, сквозная тема книги – это исследование проблемы адыгейского романа и повести.
Конечно, критик должен сам уметь писать. Это не просто: нужно не просто быть элементарно грамотным, но прежде всего иметь чувство слова, умение ясно излагать свои мысли, иметь свой собственный стиль. Халид Тлепцерше пишет легко и непринужденно, его стиль элегантен, свободен от вычур, современен без вульгарности, сжат, энергичен. Он умеет избежать и излишней ученой сложности, и тривиального просторечия. Отталкиваясь от господствующего общественного мнения, Халид Тлепцерше опирается на знания истории литературы и текущего художественного процесса. И вердикт, обязательно возникающий в его критических разборах, неизменно есть не просто воззрение по схеме «нравится – не нравится», а настоящее полноценное, порой философское умозаключение с некоторым оттенком обязательной субъективности.
Суждения Халида Гиссовича о книгах и авторах всегда определенны и даже не чужды сознательных преувеличений, не лишены некоторого провокативного привкуса, что придает им более ощутимую выразительность. Не утомляя публику избыточной эрудицией, критик выражает свои мысли «доходчиво», стремясь быть понятным не слишком искушенному читателю. Ему благополучно удается установление и укрепление связи между авторами и читателями, регулярное ознакомление литературно-культурной общественности с нынешним состоянием литературы и культуры и, что общепризнанно является основной задачей критики, – формирование эстетических ценностей в соответствии с требованиями времени.

Опубл.:
Хуако Ф.Н. Искусство ... // Образование-Наука-Творчество: Научн. журнал  АМАН. – Армавир: изд-во АЛУ. – 2008. – № 5. – С. 37-40.