Поиск по этому блогу

ГАРМОНИЯ ТРЕХ НАЧАЛ (к 80-летию М.Ш.Кунижева)

Нынешнего юбиляра – Магомета Шамсудиновича Кунижева – с полным основанием можно причислить к группе ученых, неустанными стараниями которых зародились и развились в национальном литературоведении труды по истории и теории фольклора, по творчеству состоявшихся и современных писателей. При этом друзья и коллеги именинника оценивают гармонию его дарований следующим образом: «Три начала, три составляющие – учитель-преподаватель, журналист-публицист и страстный исследователь литературы – органически  соединились в М.Ш.Кунижеве, определили его творческое лицо, плодотворно питают его научную педагогическую деятельность, дают возможность говорить и писать глубоко, просто и доходчиво о сложных проблемах национальной культуры, литературы и искусства одинаково профессионально на родном и русском языках» [1, 93]. Попытаемся далее проследить пути творческого развития нашего героя.
Родился Магомет Шамсудинович 5 апреля 1927 г. в ауле Блечепсин Кошехабльского района
Республики Адыгея, благодаря чему корни его личности «впитали ту живительную силу, которая взрастила таких знаменитостей, как Магомет Хагаудж, Тембот Керашев» [1, 92].
В 1941 г. М.Ш.Кунижев окончил семилетнюю школу в родном ауле. В связи с начавшейся войной прервал дальнейшую учебу и находился до конца войны на трудовом фронте. В год окончания войны поступил в Адыгейское педагогическое училище и закончил его в 1948 году. В том же году продолжил учебу в Тбилисском государственном университете, который окончил в 1953. В 1953 – 1954 учебном году преподавал в Кошехабльской средней школе русский язык, русскую и адыгейскую литературы. Следующий учебный год провел в Адыгейском институте совершенствования учителей, куда был переведен из школы в качестве методиста. После этого в 1955 г. перешел литературным сотрудником в областную газету «Социалистическэ Адыгей». Журналистскую деятельность здесь совмещал с преподаванием литературы в Адыгейском педагогическом институте, куда был приглашен в это время. Приведем свидетельство одного из современников М.Ш.Кунижева – Р.Г.Мамия: «Позже, работая в редакции этой газеты, я убедился в том, что за короткий срок он заслужил авторитет и уважение в коллективе редакции. И на всю жизнь он прикипел душой к этой газете и по сей день является одним из самых активных ее корреспондентов» [1, 92].

С 1957 г., будучи избранным старшим преподавателем литературы кафедры филологии, оставил газету и стал постоянно работать в пединституте. Здесь работает и в настоящее время профессором кафедры литературы и журналистики филологического факультета. Ведет курс истории русской литературы XIX в. и спецкурс по А.С.Пушкину. И по этому поводу приведем вновь слова очевидца событий – тогдашнего студента вуза, а ныне профессора Р.Г.Мамия: «Тогда мы только что начали свою студенческую жизнь, а он – преподавательскую научно-педагогическую дея­тельность в вузе. На первой встрече он пока­зался нам таким строгим, недоступным, но за­тем на следующих занятиях как-то сразу стал ближе – и как педагог, и как наставник, и как товарищ. Удивительно, но мы перестали чувствовать разницу в возрасте. Установилось какое-то взаимное, теплое доверие. Так про­должалось все пять лет» [1, 92].
В 1960 – 1964 гг. М.Ш.Кунижев учился в аспирантуре при Московском университете им. М.В.Ломоносова, причем эту учебу сочетал с преподавательской деятельностью в Государственном институте театральных искусств им. А.В.Луначарского. Начиная с 1965 г. два года был заместителем декана пединститута, затем избирался деканом факультета трижды, заведовал подготовительным отделением института, кафедрой литературы.
Однако в процессе становления педагогического таланта М.Ш.Кунижева развивался его талант исследователя. Изначально в первой книге автора «Адыгэ литературам ехьыл1эгъэ гупшысэхэр» («Мысли об адыгейской литературе», 1968) рассматриваются проблемы истоков, исторического своеобразия, национальных особенностей литературы с учетом такой эсте­тической категории, как эволюция жанров. При этом М.Ш.Кунижев уже тогда позволяет себе выявлять в произведениях художественные недостатки, спровоцированные обязательным для того времени методом соцреализма. Так, к примеру, он подчеркивает статичность отдельных характеров, созданных Ю.Тлюстеном в повести «Свет в горах» (Кунижев М.Ш. Мысли об адыгейской литературе. – Майкоп, 1968. – С. 43). Этот авторский сборник включал две статьи, одна из которых («Я буду петь песню») посвящалась творчеству Хусена Андрухаева в новом на тот момент контексте – по утверждению самого М.Ш.Кунижева, его целью здесь было «изучить идейный и художественный уровень произведений Андрухаева и определить состоялось или нет творческое его становление» [2, 202], что в полной мере удается автору. Другая статья сборника, по словам Р.Г.Мамия, является «серьезным монографическим исследованием, посвященным адыгейскому роману» [1, 94]. Стержневым объектом изучения здесь является адыгейский роман, принадлежащий перу Т.Керашева, Ю.Тлюстена, Д.Костанова, И.Машбаша, X.Ашинова, на основе чего автор выводит уже целый ряд общих закономерностей в формировании жанров новописьменных литератур.
Таким образом, первые научные работы М.Ш.Кунижева были посвящены изучению новописьменной адыгейской литературы, причем они «обращали на себя внимание своей актуальностью, серьезным и вдумчивым анализом» (Р.Г.Мамий), что не могло не привести к закономерному получению автором ученой степени. Диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук М.Ш.Кунижев защитил в Московском университете в 1971 г. (тема – «Формирование жанров в адыгейской литературе»).
В 1978 г. выходит монография М.Ш.Кунижева «Тилитературэ икъэк1уап1эхэр» («Истоки нашей литерату­ры»), в которой подробный разбор творчества писателей первого поколения (Т.Керашев, А.Хатков, Ю.Тлю­стен, А.Евтых, Д.Костанов и др.) дает четкое представление о деталях и общих тенденциях становления адыгейской литературы, что не мешает автору проследить и по-достоинству оценить зачатки «новой писательской волны» (И.Машба­ш, X.Беретарь, К.Кумпилов, Н. Куек, Р.Нехай и др.).
В дальнейшем, в течение последних двух десятилетий творчество М.Ш.Кунижева в полной мере реализуется на страницах публицистических изданий, в большинстве своем – местных, республиканских, либо соавторство в коллективных сборниках или рецензирование новейших изданий – как художественных (С.Панеш, А.Пренко, Н.Хунагова, Н.Куек и др.), так и научных (К.Шаззо, А.Тхакушинов, Х.Тлепцерше и др.). При этом, по справедливому свидетельству Р.Г.Мамия, «в рецензиях и статьях, посвященных новым книгам, <…> размышле­ния критика выливаются в целую философию литературы, реализуются в ином контексте в рамках современной интерпретации жизни и литературы, нового ху­дожественного сознания» [1, 96].
Одновременно М.Ш.Кунижев является одним из авторов недавно вышедшей трехтомной «Истории адыгейской литературы» (1999 – 2006), где он подготовил главы, освещающие творчество представителей старшего и среднего поколения адыгейских поэтов – Ахме­да Хаткова, Мурата Паранука, Хамида Беретаря. И еще. В 2005-м году в Москве вышла книга «Литера­тура народов России. XX век. Словарь» (Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН), на страницах которой М.Ш.Кунижев сделал обзор адыгейской литературы, привел творческо-биографические статьи о писателях Адыгеи и соответствующую библиографию.
Вообще в исследовательской деятельности М.Ш.Кунижева одними из центральных являются пушкинская и шевченковская темы. Ему принадлежат подробные и глубокие анализы переводов произведений А.С.Пушкина и Т.Г.Шевченко, сделанные А.Хатковым, И.Цеевым, X.Андрухаевым, К.Жане, Д.Костановым, X.Ашиновым и др. «При этом, – по мнению Р.Г.Мамия, – глубокий интерес для М.III.Кунижева представляют тема Кавказа в творчестве А. С. Пушкина, возможные контакты его с Шорой Ногмовым, публикации в пушкинском «Современнике» произведений Султана Казы-Гирея «Долина Ажитугай» и «Персидский анекдот» многое другое» [1, 93].
Закономерным результатом активной педагогической и научной деятельности юбиляра явилось присвоение ему в 1994 г. ученого звания профессора, а в 1996 г. – избрание его действительным членом (академиком) АМАН. «Его лекции, практические и семинарские занятия, спецкурсы спецсеминары оставили глубокий след в филологических познаниях не одного поколения студентов. И почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» – вполне достойная оценка всей этой работы» [1, 93].
В юбилейный Пушкинский год (200 лет со дня рождения поэта) М.Ш.Кунижев удостоен двух наград: Золотой Пушкинской медали и медали Российской академии словесности. Награжден также медалями: «За добросовестный труд в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»; «Ветеран труда»; «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Одно лишь перечисление заслуженных юбиляром наград может явиться наиболее красноречивым заключением этого небольшого материала, посвященного деятельности этого большого человека, действительно стоявшего у истоков адыгского литературоведения.
Так пожелаем ему и в дальнейшем столь же твердо и профессионально стоять на том же ответственном творческом посту!

Использованная литература:
1. Мамий Р.Г. Дорогой мой учитель (к 80-летию М. Ш. Кунижева) // Литературная Адыгея. – 2007. – № 1. – С. 92 – 96.
2. Схаляхо А.А. На пути творческого поиска. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. – 400 с.

Опубл. :
Хуако Ф.Н. Гармония ... // Образование-Наука-Творчество: Научн. журнал  АМАН. – Армавир: изд-во АЛУ. – 2007. – № 3. – С. 4-7.