Поиск по этому блогу

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ НА ЮРИДИЧЕСКОЙ СТЕЗЕ (к 60-летнему юбилею Вячеслава Тлецери)

Тлецери Вячеслав Шамсудинович родился в 1952 году в ауле Казанукай Теучежского района, окончил там же среднюю школу, а после армии отучился в Горьковской школе МВД СССР, подготовившей его к работе в органах внутренних дел. Пройдя все должности от рядового сотрудника до заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью оказался на сегодняшний день полковником в отставке, а в нынешнем году – юбиляром, чем и заслуживает нашего внимания как писатель, активно обратившийся к новому для северокавказских литератур жанру (вполне допустимому для профессионального защитника). Кардинально редкий и новый для адыгейской литературы жанр – жанр детектива – имеет свои собственные правила композиционного построения, сюжетосложения, поэтики и стиля, что не могло не отразиться и на одном из детективных романов Вячеслава Тлецери «Бархатный сезон». Обычно жанровые модификации подобного рода – характерное для детектива отсутствие явных самостоятельных, психологически насыщенных характеров – компенсируют динамично развивающимся действием, обилием невероятных, фантастических, почти сказочных происшествий… Что успешно и вершится в данном случае – в ходе построения этого детективного романа Вячеслава Тлецери.

В рассматриваемом произведении имеет место принципиально отличный от сюжетов единого действия многолинейный сюжет. Здесь одновременно, параллельно одна другой разворачиваются несколько событийных линий, связанных судьбой разных действующих лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Многолинейное развитие сюжета, присущее данному повествованию, представляет событийную, присущую нашему времени, характерную для нынешней социальной обстановки, панораму. Действующие в составе сюжетного узла исследуемого произведения событийные ряды (в особенности, составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, словно цементируют изображаемое. Также описываемые автором события насущны для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. Герои В.Тлецери непредставимы вне их погруженности в тот или иной событийный ряд. События создают для многочисленных персонажей своего рода «поле действия», позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же – в поведении и поступках. Такого рода форма изложения особенно благоприятна для яркого, детализированного воссоз¬дания волевого, действенного начала в человеке, особенно это касается главного героя произведения – Рамазана.

Также событийные линии произведения обнаруживают и впрямую воссоз¬дают жизненные противоречия. Здесь очевидна картина реального положения дел в республике, вплоть до узнаваемого портрета ее предыдущего президента. Без какого-либо конфликта в жизни героев (длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженный сюжет. Персонажи, вовлеченные в ход событий, как правило, взволнованы, напряжены, испытывают либо неудовлетворенность чем-то, либо желание что-то обрести, либо чего-то добиться или сохранить нечто важное, претерпевают поражения или одерживают победы. Иначе говоря, сюжет не безмятежен, он так или иначе причастен к тому, что называют драматизмом.

В рассматриваемом сюжете, действие которого традиционно движется от завязки к развязке, выявляются конфликты преходящие и локальные. Также в ходе его развития немалую роль играют перипетии. Этим термином времен Аристотеля, как известно, обозначаются внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей – всевозможные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче или в обратном направлении. Вообще для детективной прозы перипетии имеют большое значение. Раскрывая этапы противоборств (которым сопутствуют уловки, ухищрения, интриги) между персонажами, перипетии здесь имеют непосредственно содержательную функцию. Они несут в себе некий философский смысл. Благодаря перипетиям жизнь вырисовывается как арена счастливых и несчастных стечений обстоятельств, которые капризно и прихотливо сменяют друг друга. Многие герои при этом изображаются находящимися во власти судьбы, готовящей им неожиданные перемены. Однако на почве подобных событий активность некоторых из них просыпается. А один из особенно деятельных героев произведения приходит даже к некоторым философским выводам: «Человек, главное творенье вселенной, научился распознавать капризы природы, управлять ими, предсказывать возможные перемены. Однако он так и не сумел ничего придумать, что помогало бы ему предсказывать обычную подлость. Как бы далеко ни шагнула наука, ни возвысился разум, чужая душа так и осталась для нас загадкой. Ни наука, ни житейский опыт не могут объяснить природу поступка лицемера, который, улыбаясь в лицо, может сделать тебе подлость» [1; С. 128].

Развивающийся в данном случае сюжет с обильными перипетиями и умиротворяющей развязкой воплощает представление о мире как о чем-то устойчивом, определенно-твердом, но вместе с тем не окаменевшем, а исполненном движения (более колебательного, нежели поступательного), – как о надежной почве, подспудно и глухо сотрясаемой, испытуемой силами хаоса. Вообще, как известно, установка на броские событийные хитросплетения присуща произведениям чисто развлекательного характера (детективы, большая часть «низовой», массовой литературы). Детективная литература отвечает потребности большинства наших современников уйти от жизни с ее однообразием, скукой и повседневным раздражением, – потребности в образах упорядоченного бытия и, главное, в развлечении. Эти читательские запросы удовлетворяются посредством насыщения данного произведения мотивами опасности, неопределенности и насилия. Поворотные события в жизни героев, порой чисто случайные (с сопутствующими им неожиданными сообщениями о происшедшем ранее и эффектными «узнаваниями»), вызывают у читателя повышенный интерес к дальнейшему развитию действия, а вместе с тем – и к самому процессу чтения: ему хочется узнать, что случится с героем дальше и чем все это кончится.

Герой детективных произведений обычно не обладает собственно человеческим лицом. Нередко он выступает в обличии супермена. В качестве очевидного подтверждения приведем рассуждения по этому поводу одного из ученых – И.М.Фрадкина – о герое западного детектива: «Джерри Коттон – герой-супермен, фанатик справедливости и служебного долга. Правда, в психологическом отношении – он пустое место и его мыслительные способности не подвергаются особым испытаниям (в отличие от Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро или Жюля Мегре), но зато он не знает себе равных в своих бесчисленных искусствах – стрельбе, боксе, борьбе дзюдо, вождении машины, пилотировании самолета, прыжках с парашютом, подводном плавании, умении пить виски, не хмелея и т.д. Всемогущество Джерри носит почти божественный характер… оно не лимитируется ни здравым смыслом, ни соображениями правдоподобия, ни даже законами природы…» [2; С. 91-92]. Практически все вышеприведенные положения (кроме безапелляционного суждения критика о «пустом месте» в психологическом отношении) можно смело отнести к главному герою работы Вячеслава Тлецери.

На соответствующую направленность изложения всего произведения уже в первых строках психологически точно настраивает живое, образное описание обычной страховочной сетки в коридоре следственного изолятора, представляемой как живой, способный на эмоции персонаж. Она (сетка)  видела и решала многое в жизни арестантов, порой разделяя с ними их чувства или создавая унылый фон. Возникшее в подобной тональности настроение вскоре подтверждается в этом же абзаце при передаче автором ощущений, сопровождающих выход из камеры главного героя Рамазана Шичихова. Уже здесь наглядно опровергаются вышеизложенные слова И.М.Фрадкина о присущем всем детективам абсолютном отсутствии какого бы то ни было психологизма. Мысли, рассуждения и, главное, эмоции главного героя по поводу его неожиданного освобождения переданы на одной из первых страниц произведения живо, выразительно и в полном объеме.

Вообще, подобного рода литература в большинстве случаев выражает традиционную убежденность в том, что истинная справедливость – это дело рук личности, а не закона. Поэтому ее герой неизменно предприимчив и деятелен, чем можно в полной мере охарактеризовать Рамазана и некоторых его товарищей. Почти все действующие лица книги склонны активно участвовать и участвуют в смене жизненных положений, в меру своих сил борются, чего-то достигают и в результате побеждают. Эти персонажи представляются своего рода избранниками, энергия и сила которых реализуются в стремлении достичь каких-то внешних целей. Диапазон этих целей весьма широк: от служения обществу до эгоистически своевольного и не знающего границ самоутверждения, связанного с хитрыми проделками, обманом, а порой с преступлениями и злодействами (обусловленными желанием отомстить убийцам других людей). Нередко героический импульс совмещает в себе (парадоксальным образом, однако и закономерно) своевольное самоутверждение человека с его желанием служить людскому классу. Подобный «сплав» реализуется в характере Рамазана, который, будучи индивидом чести и долга, в то же время ослеплен яростью, вызванной совершенной над ним несправедливостью, и способен в таком состоянии на многое.

Но в произведении присутствует и другого рода трагизм: бессмысленные страдания людей, особенно женщин; страданий, которым сопутствует ломка не только их судеб, но и душ, – людей смятенных и растерянных, не сумевших устоять перед лицом жестоких испытаний, сохранить и проявить твердость духа. Таковыми в повествовании предстают в большинстве случаев представительницы древнейшей профессии, ломка характеров которых обнаруживается и прослеживается весьма живо.

В целом же, напряженно кризисные, экстремальные ситуации, властно призывающие участников конфликтов к героически-жертвенным свершениям, возникают на протяжении всего повествования. С помощью этого приема автору удается определить художественное постижение человеческого в личности, находящейся в экстремальной ситуации. Жизненные положения, исполненные трагизма, как правило, осознаются писателем как отнюдь не исчерпывающие человеческого существования, в качестве одной из его граней. Трагический жребий выпадает на долю отдельных персонажей и тут же получает свое естественное продолжение, состоящее в активной деятельности каждого из героев произведения.

При этом значимую для продуктивного изложения роль играет язык, присущий авторскому повествованию. Лирическую тональность, не характерную для обычного детективного текста, в данном случае можно проследить в эпизодах пейзажной живописи. У В.Тлецери природа осваивается в ее личностной значимости для повествователя и действующих персонажей. Речь идет не столько об универсально-стабильной сути природного мира, сколько о его неповторимо единичных проявлениях: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, – о том в природе, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях. К примеру, вот какой один из взволнованных жизненными обстоятельствами героев философски видит родную реку Кубань: «Старая, добрая, а порой буйная и непредсказуемая Кубань по-прежнему несла свои мутные воды к морю. Река, как и время, никогда не течет назад. Подчиняясь законам природы, она все бежит и бежит вперед, устремляясь в далекую даль. Время рождает одних, старит других, уносит из жизни третьих. Так и река – то ниспадет, то поднимается, ворочая камни, унося все ненужное и постороннее. И приходит время, когда она очищается, спокойно струится между лесистых берегов» [1; С. 91].

 При этом, помимо передачи философских рассуждений своих персонажей, сам автор-повествователь неизменно выражает собственные жизненные позиции и взгляды. Происходит это в большинстве случаев посредством частых лирико-публицистических и весьма критичных отступлений, в которых явственно просматривается негативное отношение писателя к происходящим в социуме процессам. Также в этом контексте стоит упомянуть и нередкие комментарии, обобщения автора, сопровождающие те или иные поступки героев или события. К примеру, один из эпизодов сопровождается таким обобщающим авторским рассуждением: «Кто человечеству приносит зло, тот побуждает его к борьбе. Видимо, так устроена жизнь: плохое не может торжествовать постоянно, а зло оставаться безнаказанным. Если бы зло и подлость оставались безнаказанными, то прекратилась бы сама жизнь» [1; С. 96].

Соотнесенность ценностных ориентаций автора и его героя составляет своего рода первооснову анализируемого произведения, его неявный стержень. Как отмечено в предшествующей тексту аннотации (и как подтверждено нашими данными о его биографии), сам автор имеет многолетний опыт службы в правоохранительных органах, что и позволяет ему правдиво рисовать мир переживаний Рамазана и столь уверенно судить о существующем положении дел в стране. Таким образом, в данном случае речь можно вести об автобиографической направленности изложения, когда писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт.

Присутствующие в словесно-художественном тексте высказывания, согласующиеся с авторской позицией и ее выражающие, вместе с тем не исчерпывают того, что передано писателем. Все произведение в целом правомерно охарактеризовать как особого рода обращенный к читателю монолог Вячеслава Шамсудиновича, искренне обеспокоенного существующим в стране и в республике положением дел. Этот монолог-обращение принципиально отличается от обычных ораторских выступлений, публицистических статей, эссе, философских трактатов, где безусловно и необходимо доминирует прямое авторское слово. Он являет собой своеобразное комплексное сочетание, компонентами которого служат высказывания, суждения и мысли действующих лиц и самого повествователя, несущие в себе одну стержневую идею – пусть (применительно к любой профессии) напрочь и навечно возобладает верность долгу и совести.

В целом же, издав такие, описывающие знакомую ему профессиональную среду, романы («Южный крест», «Лавина», «Операция «Оборотень») он получил некое отечественное признание, оказавшись в 2004 г. членом союза писателей России. Причем приведем такой (могущий выступить подытоживающим в нашем тексте) нюанс. Первое, что высвечивается в Интенет-поисковике при задании фамилии автора в качестве объекта, – это личная страничка одного из современных майкопских жителей (1986 г.р.), который в качестве своих любимых книг убежденно называет именно романы Вячеслава Тлецери. Данный факт, в свою очередь, позволяет нам еще более интенсивно надеяться на его творческую активность (в чем мы закономерно заинтересованы).
И потому макси-живого ЗДОРОВЬЯ и такого же ЗАПАЛА ЮБИЛЯРУ!!!

                                           Список использованной литературы:
1.Тлецери, В.Ш. Бархатный сезон [Текст]: Детективный роман / В.Ш.Тлецери. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2003. – 272 с.
2. Фрадкин, И.М. Тривиальный роман и пути его распространения в ФРГ [Текст] / И.М.Фрадкин // Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. – М., 1984

Опубл.:
Хуако Ф.Н. Верность долгу (к 60-летнему юбилею В.Тлецери) // Литературная Адыгея. – 2012. – № 3. – С. 142-144.