Поиск по этому блогу

ИНФОРМАЦИОННО-ПИСЬМЕННЫЙ СЕРВИС И НЕКОТОРЫЕ ЕГО АСПЕКТЫ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРЕНТОВ

(в соавт. с С.А.Киржиновой)
С точки зрения профессионализма секретарь-референт – правая рука руководителя, специалист не только в секретарском деле, но и во всей области деятельности фирмы, – должен консультировать руководителя по многим узким вопросам, эффективно помогать ему в текущих производственных делах. Эта работа не только техническая, механическая, но и творческая, к примеру, подготовка и написание докладов, отчетов, писем, других документов, а также выступлений руководителя.
Изучение письменной речи, ее видов и особенностей каждого из видов является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурной сферы. С учетом сказанного, закономерным представляется тот факт, что программа специализации «Референтские услуги населению» на сегодняшний день включает целый комплекс дисциплин, подразумевающих освоение теоретических основ устной и письменной речи, навыков речевого продуцирования и работы с информацией. К таковым можно отнести предметы «Теория и практика реферирования», «Теория и практика составления деловых текстов», «Культура речи и основы ораторского искусства», «Практикум по русскому языку», «Техника чтения», «Основы редактирования», «Практическая стилистика» и другие. Остановимся далее на методических аспектах преподавания некоторых из этих дисциплин.
Освоение основ информационно-письменного сервиса фактически заключается в овладении навыками спичрайтерства, т.е. подготовки письменных материалов на заказ: докладов, речей, отчетов, рекомендаций, других более или менее творческих работ довольно большого объема для кого-либо. Референт является спичрайтером для своего руководителя – это одна из важнейших его функций, подготовка к реализации которой осуществляется в рамках дисциплины «Теория и практика составления деловых текстов».
Для конкретизации деталей профессионального портрета современного референта нами было проведено анкетное исследование, в ходе которого опрашивались руководители различных отраслей социально-культурной сферы, секретари-референты и другие специалисты города Майкопа, выполняющие функции референта и, в частности, занимающиеся спичрайтерством. Им предлагалось ответить на ряд вопросов, разработанных с целью выявления навыков, необходимых секретарю-референту для выполнения своих профессиональных обязанностей. На основании полученных в ходе исследования результатов мы сформулировали ряд умений и навыков работы с информацией, наличие которых руководитель предполагает в «идеальном референте». Итак, референт должен:
·  уметь составлять документы делового и научно-делового характера: материалы для докладов, первоначальный вариант доклада, отчет, справка для вышестоящей инстанции или другого учреждения (организации), заключения, рекомендации и др.;
· квалифицированно пользоваться источниками деловой и научной информации, осуществлять грамотный поиск таких источников;
·   составлять статьи или заметки для опубликования в газете или журнале – частично;
· реферировать, аннотировать, конспектировать любые письменные материалы;
·   составлять деловые письма, договоры и др. деловые документы.
Для овладения основами спичрайтерства в ходе учебного процесса в рамках специализации «Референтские услуги населению» введена дисциплина «Теория и практики составления деловых текстов» (052521). Основной целью данного курса является формирование навыков написания письменных материалов на заказ (спичрайтерство): доклады, речи, отчеты, справки, рекомендации, проспекты, аналитические обзоры, экспертные заключения и т.п. Задачи данного курса состоят в постепенном изучении и практическом освоении правил рациональной и эффективной работы по написанию письменных материалов различных жанров делового и научно-делового характера. В ходе изучения курса «Теория и практика составления деловых текстов» у студентов должен сформироваться навык подготовки и создания письменных работ. Исходя из этого, разработаны тематика и содержание каждой темы. К примеру, в рамках темы «Аспектация и рубрикация научного документа» изучается понятие аспектации научного документа как отражение логики исследования; части, на которые делится любой документ, характеристика каждой из них; рубрикация и ее виды. Либо другой пример. Тема «Текст и его характеристики» включает следующие вопросы и понятия: письменная речь, ее определение; письменный текст; характеристики текста; составляющие процесса речевого продуцирования; факторы, влияющие на речевое продуцирование; содержание текста; виды содержания и т.д.
В целом же, в рамках данной дисциплины изучаются следующие темы: «Связь специальности «Референтские услуги» с информационно-письменным сервисом, спичрайтерством», «Аспектация и рубрикация научного документа», «Текст и его характеристики», «Достоинства и недостатки научного исследования», «Собирание материала», «Обработка собранных данных», «Техника писания работы», «Стиль работы», «Методы научного познания и их применение».
При подготовке специалистов в области референтских услуг большое внимание уделяется совершенствованию навыков различных видов коммуникаций (чтения, письма, слушания, говорения). От того, насколько у студентов сформированы навыки всех видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком и показателем общей культуры секретаря-референта. Будущий референт обязан овладеть русским языком, научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой и другими источниками. В этом отношении серьезную помощь студентам оказывает курс «Практикум по русскому языку», который является одной из обязательных дисциплин в рамках подготовки специалистов данного профиля. Целью данного курса является обеспечение широкого целенаправленного повторения и закрепления основных правил русского правописания – орфографии и пунктуации. При этом предполагается развитие внимания к тексту как художественной данности, что обеспечивается характером дидактического материала.
Программа данного курса составлена с учетом требований специализации «Референтские услуги» и состоит из следующих разделов: орфография при изучении фонетики и орфоэпии; орфография и пунктуация при изучении двусоставного и односоставного предложений; орфография и пунктуация при изучении способов выражения объективных, определительных и обстоятельственных отношений в простом предложении; орфография и пунктуация при изучении сложного предложения, так же уделяется внимание трудным вопросам орфографии и пунктуации.
В практике устной и письменной речи у многих студентов нередко возникают затруднения самого различного характера. Сюда можно отнести :написание тех или иных слов, их произношение и ударение, словообразование (в соответствии с точным значением слова, сферой его употребления, стилистической окраской), грамматическая характеристика слова (например, колебания в роде отдельных существительных), словоупотребление (выбор правильной формы падежа и числа), формообразование (краткие формы прилагательных, личные формы глагола), сочетаемость слов ( лексическая и грамматическая) и т.д.
Затруднения эти решаются на практических занятиях, которые отличаются оригинальностью организации учебного материала с нестандартными заданиями. Некоторые задания носят тестовый характер и представлены группой вопросов и задач разной степени сложности. Другие задания построены на проблемной ситуации. В них выбор ответа зависит от творческих способностей студентов, а в некоторых случаях требуется прочитать специальную литературу. Не последнюю роль играют наблюдения самих студентов над речью образованных людей, дикторов радио и телевидения, журналистов, издательских редакторов, работников культуры, а в ряде случаев и собственное языковое чутье.
Таким образом решается проблема изучения двух форм языка – устной и письменной, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия – слуховое и зрительное. Подобная организация учебного материала облегчает усвоение сложных тем, способствует развитию познавательной активности студентов, вызывая у них потребность в самообразовании.
Важным аспектом информационного сервиса в рамках подготовки секретарей-референтов также является процесс динамического и рационального чтения. Специфика профессиональной деятельности секретаря-референта состоит в умении быстро и качественно читать про себя печатные и письменные тексты различных жанров с целью получения необходимой информации. Кроме того, в отдельных случаях необходимо умение разборчиво и выразительно прочитать некоторые тексты вслух. Все эти требования были учтены при разработке курса «Техника чтения». Курс основан на материале публикаций отечественных и зарубежных психологов и педагогов, посвященных обучению технике быстрого чтения. Он включает цикл лекций, освещающих теоретические основы процесса чтения как одного из видов речевой деятельности, а также комплекс практических занятий, направленных на выработку навыков рационального чтения.
Кроме того, для повышения эффективности чтения мы предлагаем усовершенствовать не только психологические и физиологические аспекты процесса чтения, но и его организацию. Этому моменту уделяется много внимания, поскольку большая скорость восприятия и обработки текста еще не обеспечивает высокой результативности этого процесса. На всех этапах референтской деятельности решающим фактором был и остается организационный. Именно подготовка, планирование и организация фактически на половину определяют успех любого мероприятия. Курс «Техника чтения» формирует у будущих референтов навыки различных видов чтения про себя: изучающего, ознакомительного, чтения-просмотра, чтения-сканирования и др., развивает способность к запоминанию, а также умение передавать эту информацию в сжатой форме. 
В ходе уже упоминавшегося проведенного нами опроса работающих в городских организациях референтов и их руководителей был также выявлен круг профессиональных навыков, которыми референты реально обладают. Выяснилось, что если и не все опрошенные специалисты на своем рабочем месте реально выполняют функции специалиста по информационно-письменному сервису (в силу отсутствия соответствующей необходимости), то все они обладают большинством навыков, необходимых для этого. Данный установленный нами факт свидетельствует о верной методической тактике, избранной в вузовских программах и используемый в процессе  подготовки референтов.

Опубл.: Киржинова С.А., Хуако Ф.Н. Информационно-... // Сборник научных трудов Майкопского государственного технологического университета. – Майкоп: ООО «Качество», 2004. – С. 153-155.