Поиск по этому блогу

Событийность (как туристическая, так и педагогическая) в современном мире (= Event (both tourist and pedagogical) in the modern world)


В статье Ф.Н. Хуако рассматривается понятийная составляющая событийности как потенциального явления. Оно может применяться и в туристическом, и в педагогическом сервисах, что последовательно описывается в статье с учетом существующих по этому поводу сегодня мнений специалистов. Тем самым выстраивается цельная череда определений, позволяющих получить нужное впечатление о проблеме. 

The article by F.N.Khuako considers the conceptual component of eventfulness as a potential phenomenon. It can be applied both in the tourist and pedagogical services, which is consistently described in the article, taking into account the existing opinions of specialists on this issue today. Thereby, a whole series of definitions is built up, allowing to get the necessary impression about the problem.

Событие, туризм, школа, педагогика, коммуникационный акт

Event, tourism, school, pedagogy, communication act

Наука о культуре сегодня считает присоединение индивида к активному действию объемным многогранным актом, включающим и ежедневную рутину, и выпадающую из нее единичную событийность. Событийность  разрабатывается и упоминается в условиях разноуровневого сервиса, в частности, еще молодого в России событийного туризма, интересующего и привлекающего многих любителей спорта. С очевидной потенциальной возможностью данного туристического подвида налицо явное невнимание к нему Федерального агентства по туризму российского министерства, которое никоим образом не систематизирует и не выделяет такое событийное течение. Причем на интернет- странице Российского союза туриндустрии приводится весьма отвлеченная и даже сомнительная логическая цепь, являющаяся зачином соответствующей, связанной с ним статьи: «…посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах региона или всего мира – основа событийного туризма. Существует огромное множество поводов для организации событийных туров» [1]. 

Несомненно, в образовании также просматривается значительное внимание к событийности. Вопросы, ориентированные на событийность и ее последствия, сегодня интересуют разнонаправленную цепь исследователей различных гуманитарных сфер, как то Б.Эльконин, Т.Щитцова, А.Грякалов, В.Барабанщиков, В.Слободчиков, Е.Исаев, В. Шабес. А Интернет-википедия  поясняет его как «вид туризма, поездки при котором приурочены к каким-либо событиям. События могут относиться к сфере культуры, спорта, бизнеса и т.д.» [1]. В частности, одна из центральных мыслей, базирующихся на вводимой в современном мире  образовательной среде, состоит в учебно-воспитательном школьном процессе, разработанном на событии. При этом, как известно, событие уверенно располагается в сфере коммуникации, поскольку соприкосновение с другим индивидом и слияние с какой-либо идеей либо обстановкой все равно останутся в личном распоряжении. Такая контактная грань событийности, на взгляд О.И.Генисаретского, «достаточно интересна с точки зрения гуманитарных технологий» [2]. 

В науке неизменно подчеркивается большое число определений, формулируемых для данного феномена. В сегодняшнем культурологическом лексиконе ежедневная рутина отличается обязательной и насыщенной профессиональной стезей, сопровождаемой личным взглядом индивида на культурное бытие, на земляков, на родных и друзей. Фактически это персональные проекты по вкушению и реакциям, связанные со всевозможными бытийными площадками. Одна из современных ростовских педагогов Л.В.Горюнова, предполагая событие как атрибут выработки профессионального мастерства, могущий быть применяемым при развивающем обучении, считает так. Вузовская образовательная сфера «должна быть богата значимыми образовательными событиями, которые могли бы оказать резонансное воздействие на студента, тем самым позволив ему выбирать направления своего дальнейшего профессионального становления и развития» [4, с. 38]. Рассмотрение научных,  имеющихся определений дает возможность заключить в событийной сути  «множество явлений, выделяющихся своей неопределенностью, важностью для человечества в целом или данного общества, для малых индивидуумов или групп» [5, с. 1159]. 

В пограничных рамках событийного проектирования ведущей проект силой работает образовательное событие. Теоретико-методической базой событийности в гуманитарных науках оказалась череда мыслей М.М.Бахтина, касающихся стержневого инструментария, задействованного в формировании зрелой и разумной личности. Событийность и составляющие ее события на жизненном уровне сегодня ощутимо влияют и целиком оттеняют развитое ощущение себя в качестве моделируемой фигуры на мировом пространстве. В целом, при имеющемся в РФ- стране масштабном, грандиозном поле событийности, могущей сопровождать туризм, настораживает минимальная значимость данного слитого явления в глобальных, общепланетарных рейтингах. Преимущественно это обусловлено тем, что в хронологии нашей страны (в т.ч. прошлого века) туристический бизнес игнорировался, что являло собой явное противоречие с позитивным стажем иных государств. Подобный дисбаланс предопределил снижение доходов от туризма (особенно, – въездного). Задача событийного налаживания на педагогическом уровне наращивает свою востребованность, поскольку непосредственно слита с распространением требуемых обстоятельств культуры. Это делается с целью исключения какого-либо отстранения учащегося от школы. В ходе погружения в мироздание, по мнению М.М.Бахтина, индивид выступает обязанным за вырабатывание индивидуальной цельности в содержаниях и смыслах, а также – за последствия такого вырабатывания. 

Установка на событийность была заимствована педагогической наукой у классика советской школы А.С. Макаренко. Он подчеркивал то ощутимое влияние на жизнь индивида, которое оказывают  колоритные, тревожащие факты: «Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» [Цит. по: 7]. Индивид приобретает определенный социальный статус, лишь проявляясь в ходе коммуникационных актов. Вступая в контакт с кем-либо иным, он способен распахнуться и очертить свою суть, делая это лишь контактным путем (для другого и посредством другого). Подобный взрывной факт способен выступать в форме либо единичного, либо неоднократно повторяющегося; или, – как каждый год, так и по конкретным временным срокам. Значащим событием в этом случае выдается многое из того, что  получило существенные для индивида формы. Как отмечают сегодняшние ученые (И.Реморенко), «Событийность школьного уклада – есть принцип открытой педагогики, лежащий в основе модели «нашей новой школы» [7].  Соответствующий, основанный на событии, доступ выводится нередко сегодня в качестве принципа и рабочего метода, используемого для  преодоления воспитательных дефектов. Зиждется такой инструментарий на целом личностном комплексе педагога, это: его гуманистическая убежденность в планировании и проведении данных событий, расположенность к вдумчивому проникновению во внутренний мир ребенка,  тактичное восприятие детского самовыражения, соразмерность в собственных проявлениях. 

При этом не только на детском, но и на туристическом пространстве определенная отсталость сувенирной индустрии практически не разрешает наращивать вырабатываемую прибыль. Причем повседневную рутину нередко можно видеть как предварительную событийность. Здесь любая рядовая встреча, всякий поклон или подъездное приветствие усиливают ощутимое удовольствие. Это демонстрация того, каким именно свежим содержанием обогатилась ситуация, разросшаяся на индивидуальном шаге человека. События способны выступать объемными, обширными либо более скромными по своим масштабам. Однако вместе с тем значимость событий приобретает серьезную роль, и ее допустимо причислить к ощутимым признакам сегодняшней реальной действительности. 

Сейчас предпочитаем конкретнее рассмотреть само понятие «событийность», в которое включается деятельность (в нашем случае, – как образовательная, так и туристская). Она соотносима со всевозможными социальными мероприятиями, редкостными национальными феноменами, способными заинтересовать и привлечь в туризме – туристов (как российских, так и иностранных), в школе – учеников. Следует подчеркнуть, что способ организации и инсценировки событий обозначается нами достаточно независимой целевой образовательной установкой. Это подтверждает Л.И.Новикова, событийность у которой определяется как «способ постижения и завершения бытия, утверждения и выявления его ценности, значимости для человека». 

Наиболее распространенными в современной педагогике можно признать два определения: «Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности» [3, с. 57] (А.Воронцов) и «Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» [8, 25] (Б.Д.Эльконин). Базовый вопрос в этом случае состоит в том, что именно мы подразумеваем под термином «событие». Постигая психологическую суть деятельностного термина, разработанного А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Эльконин во второй половине прошлого века прочертил деятельностный ряд, сопровождающий детское взросление. Это такие виды деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. [8, с. 34] 

Основываясь на данных ВД и учитывая несколько источников, можно выстроить такое понятийное определение: «Поскольку любой ВД включает определенную тактику человеческих действий, под событием можно подразумевать череду актов, отличающихся собственной значимостью как для этноса или государства в общем, так и для индивидуального представителя или коллектива, в частности». Причем школьная атмосфера при этом с имеющимся в ней профессиональным инструментом и кадровым резервом есть личностная зона, разделяющая индивида и прочий мир, а также предполагающая требуемые для событийности обстоятельства. И уже в сегодняшней педагогической науке ученые (И.Д.Фрумин, Б.Д.Эльконин)  полагают следующее. Такая очевидная очерченность граней, а также базирующегося на них соединения, выступает непременным требованием появления, формирования и развития пошаговых операций, воспитывающих на ритуальном и обрядовом инсценировании «вольнодумцев», то есть производителей таких видов деятельности, каковые подразумевают осмысленное, вольное деяние.

В стратегическом отношении событийность причисляется нами к оптимальным тактикам налаживания и реализации существенных (как для индивида, так и для группы) событий. Она обнаруживает свое воспроизводство в потоке практикум- актов, в ходе и в условиях коих происходит реальное духовно-нравственное влияние на личность, модифицируются или удаляются одни приоритеты, активно зарождаются другие. Метод налаживания видов деятельности постоянно обязан предполагать некую суть, вызывать и возбуждать событийность в границах действительности, а также во всем, живущем за стенами действительности, планетарном мире. Причем «продуцировать событие» есть реально структурировать, налаживать или трансформировать поведение в форму соответствующего продукта (т.е. в произведение). 

Событийность при этом состоит в концентрации на жизненном пути  красочных, запоминающихся событий, поскольку, на взгляд современных российских ученых В.Л.Хайкина, Д.В.Григорьева, сегодняшнее отечественное положение учительства («ответственность без свободы») и малоответственная позиция школьников («свобода без ответственности») возможны к одолению лишь совместными, однонаправленными порывами разных возрастных групп (как взрослых, так и детей). [9, с. 8] Такие событийно-персонажные кадры активизируют положительный экспансивный отголосок как в головах, так и в душах детей- участников. Итак, как удалось выявить, событийность в обучении есть выдающаяся потенция к тому, чтобы оказаться реальным участником и свидетелем  эксклюзивного, неизгладимого событийного факта (в т.ч. спорта, культуры и искусства), включающего целый комплекс наблюдаемых педагогом волнений. Это переживания типа фиксации эмоциональной отдачи; настроя на сопричастность в волнениях; душевных исповедей со стороны учащихся в присутствии педагога; и т.д. Подобные эпизоды сохраняются в думах и сердцах в качестве наиболее колоритных жизненных кадров. Выстраивание в школьных стенах разновозрастной цельности, в которой учителя взращивают и приветствуют любые листки ответственности детей, а ученики воодушевляют учителей на вдумчивое действие и обдуманные шаги, – все это и есть взнос образовательной среды в прогрессирование на ниве ответственности в сегодняшнем социуме. 

Библиографический список

1. Википедия: Событийный туризм // ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC 

2. Волкова Н.В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. – 2010. 

3. Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. – 

2015. – Т. 20. – № 3. – С. 56 - 69.

4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. док. пед. наук. –  Ростов-на-Дону, 2006. – 44 с.

5. Нарута Я.С., Гарина Т.А. Событийный туризм: понятия, виды, классификация // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (Ч. 6) – С. 1158-1162.

6. Событийный туризм // http://www.rostourunion.ru/vstuplenie_v_rst/sobytiyinyyi_turizm/

7. Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности как условие взаимодействия («встреч») детей разных возрастов // https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2792

8. Эльконин Д.Б. Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //  Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с.

9. Эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания /  Под ред. член-кор. РАО Хайкина В. Л., к.п.н. Григорьева Д. В., к.п.н. Мангутовой И. В. – М.: АНО ЦСИ, 2013. – 14 с.

Опубл.: Хуако Ф.Н. Событийность (как туристическая, так и педагогическая) в современном мире // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций: II Международная научно-практическая конференция. Краснодар: КубГУ, 2019. 304 с. СС. 204-211