В статье объектом анализа выступает биографический и творческий путь адыгского историка Джебраила Мекулова, отметившего в прошлом (2019) году восьмидесятилетний юбилей. Опираясь на факты личностного становления еще в его детстве уже в зачине, автор статьи прослеживает такую историю получения образования, исходя из чего приходит к пошаговому рассмотрению профессиональной, общественной и научной деятельности Д.Х. Мекулова на протяжении всего его жизненного пути. Итоговыми выводами здесь выступают заключения о благополучной активности юбиляра с пожеланием последующих не менее интенсивных действий.
Ключевые слова: Джебраил Мекулов, наука, история, биография, профессиональная деятельность, активность
=
In the article, the object of analysis is the biographical and creative path of the Adygeyan historian Dzhebrail Mekulov, who celebrated his 80th anniversary last (2019). Based on the facts of personal formation already in his childhood, already in its infancy, the author of the article traces such a history of receiving an education, based on which he comes to a step-by-step examination of D.Kh. Mekulov's professional, social and scientific activities, throughout his entire life path. The final conclusions here are the conclusions about the successful activity of the hero of the day with the wish of subsequent equally intense actions.
Получение образования
Пришедший в этот мир 2 мая 1939 года в ауле Кошехабль юбиляр появился на свет в многодетной адыгской семье почитаемого кузнеца и уважаемой колхозницы, став пятым ребенком в доме, растившем семерых детей. Как свидетельствует родившийся там же и тогда же профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств Илья Петрусенко, написавший в 1999 году монографию о Джебраиле Мекулове, учились они совместно в одной Кошехабльской средней школе, когда Джебраил проходил одним классом раньше. Однако это не мешало им одновременно постигать, пытаться понять и соблюсти размещенные большим планом на стенах школы девизы, конструировавшие молодое сознание, как то: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!» [1. с. 5]. Опираясь уже на подобное свидетельство, любой получатель информации, знающий Д. Мекулова, станет искать и с легкостью обнаружит в фактах его биографии и научной карьеры такие тезисные проявления. Именно привычка идти в дело, сопровождаемая интересом достижения цели, помогала и продолжает помогать добившемуся многого ученому.
Обучение происходило в адыгейском классе, что также не могло не повлиять на научную позицию Д. Мекулова, никогда не упускающего из поля своего исследовательского зрения национальные вопросы адыгов. Так, к примеру, в одной из своих статей становление государственности на Северном Кавказе он обязательно производит анализ с учетом этнического компонента, верно обозначая его значимость: «При этом процессы развивались равнозначно как в многонациональных районах, так и в районах с преобладающим составом населения, принадлежащего к одной национальности» [2. с. 114]. И далее по ходу работы исследователь неизменно приводит факты и делает выводы о неуклонном усилении числа представителей региональных наций в местных органах государственной власти, что позволяет ему выводить национальный компонент на первый план.
Именно данный, этнический акцент, приобретенный родившимся в адыгском ауле в стенах адыгского дома юношей, стал фактически определяющим на протяжении всего его плодотворного научного созидания, что и позволяет нам объектом текущей статьи считать влияние Д. Мекулова на популяризацию адыгской науки. Содействовали становлению адыгского личностного самосознания в этом случае непосредственно впечатления аульского детства в доме строгих, почитающих хабзэ, старших. Непосредственно родители Хаджибирам и Амирхан знали, как требуется себя вести и как высказываться в присутствии посторонних и родных. Они и были коммуникационными флагманами растущему юноше, наглядно и ощутимо принимавшему кровный, принятый в роду образ жизни. Согласен в этом случае Илья Петрусенко, ведя речь о детстве своего аульского земляка Д. Мекулова, что обычно детские ощущения с присущей им явной беспечностью восстанавливаются у ряда лиц безоблачным периодом, несущим для всего происходящего светло-голубой оттенок. Однако, уточняет здесь биограф, сам бывший свидетелем происходящего, «далеко не всегда в подобном ракурсе детство видится тем, кому пришлось вступать в жизнь в трудные военные и послевоенные годы» [1. с. 8].
Основываясь именно на этих, «военных отметинах», рисует и далее в своем изложении И. Петрусенко детство своего героя, помогавшего собственными руками и плечами родителям, пытавшимся прокормить огромную семью на голодной и холодной почве военного периода. Действительно, Д. Мекулов, на глазах которого происходили непосредственно события военного периода, оказался как историк в состоянии судить о происходившем тогда на родной земле. В формировавшемся всю первую половину прошлого века советском государственном устройстве многое оказало прямое влияние на тяготы реальной жизни аульчан. Как утверждает в одной из своих статей анализируемый исследователь, не страшась высказаться в упрек советскому строю, но объективно, дело было так: «Вторая половина 30-х годов и канун войны 1941 – 1945 гг. как раз и проявили все негативные стороны проводившихся советской властью мер в сфере советского, национально-государственного обустройства народов Северного Кавказа, их административно-территориального размежевания, формирования взаимоотношений как по вертикали (федеральный центр), так и по горизонтали (между субъектами Северо-Кавказского края)» [3. с. 187].
Причем, как свидетельствуют биографы, интересовали растущего Д. Мекулова точные математические дисциплины, чем и объясняем склонность профессионального историка к точному значению искомого факта, уверенно наполняющего свои труды столь нужными ему для аргументации статистическими цифрами. Однако, сам близкий к юношеским мечтам той поры, И. Петрусенко поясняет математическую склонность своего героя по-своему, весьма своеобычно: «Пожалуй, как и большинство мальчи¬шек той поры, насмотревшихся кинофильмов о войне и подвигах на ней советских летчиков, Джебраил лелеял сокровенную мечту насто¬ящего мужчины – стать после школы тоже военным летчиком» [1. с. 10]. И далее по тексту приводит биографические сведения, демонстрирующие увлеченность становящегося Д. Мекулова летной и аэродинамической тематикой, проявлявшейся в периодическом постижении выпусков советского журнала «Авиация и техника», заставаемых им в местной библиотеке.
Ну, и в целом, по школьному периоду Д. Мекулова, опираясь на суждения И. Петрусенко, сделаем вывод о его итоговой успешности. Хотя, как допускает цитируемый публицист, «Было бы несправедливо представлять Д. X. Мекулова эдаким абсолютно правильным и безупречным человеком, тем более в его мо¬лодые годы» [1. с. 10]. Несмотря на возможность разнообразия (не всегда позитивного) оценок, варьировавших по шкале даже от троек, однако в итоге наш герой был верно строг. Будучи девятиклассником, он решил запретить себе подобные шкальные вариации и добился приличного аттестата в 1957 году. Однако мечтам о летном пространстве пока не суждено было сбыться в силу возрастных препонов, включавших слишком ранний возраст юноши, недопустимый для поступающего в летное военное училище.
Состоявшееся завершение школьного периода в Кошехабле было отмечено стартом рабочей карьеры Д. Мекулова в роли мостового строителя на реке Лаба. Далее в течение 1958 – 1961 гг. состоялась обязательная тогда трехлетняя армейская служба, непривычно для обычного солдата насыщенная библиотечными визитами. Торопившийся с самого начала службы в библиотеку части Д. Мекулов особенно был заинтересован в исторических изданиях, а также книжный шкаф в его казарме обязательно был насыщен авиационными публикациями. Подобный круг аналитических интересов представил солдата как сильного, выдержанного (и интеллектуально, и физически). Исходя из этого руководство армейских рядов летом 1959 года направляет его с попыткой экзаменационного зачисления в Киевское высшее авиационное училище летчиков. Однако успехом такая попытка не увенчалась (несмотря на успешную сдачу экзаменов), поскольку запрещалось будущим летчикам при медицинском осмотре иметь какие-либо заметные шрамы. Это и помешало заработавшему их в предыдущих задержаниях преступников на границе Д. Мекулову получить обязательный вердикт «годен».
Находясь еще в армейских рядах, стремящийся к высшему образованию юноша посылает запрос в МГУ им. Ломоносова, однако так и не дожидается положительного результата. Но в мае того же 1961 года, лишь услышав по советскому радио сведения о преобразовании Кабардино-Балкарского педагогического института в университет, уже в конце июля, получив «добро» командования части, отправляется в Нальчик сдавать экзамены. И такая попытка, процедуру которой И. Петрусенко описывает подробно и в деталях, наконец завершается успешно. Благополучно сдав предыдущие экзамены, Д. Мекулов мог бы споткнуться на экзамене по немецкому языку, но его поддержал председатель комиссии: вопрос другого комиссионного члена, приведший абитуриента в смущение, был прерван председателем, интересующимся местом службы стоящего в форме. Получив ответ о границе, он дарит похвалу и наставляет коллегу на четверку. Как утверждает по этому поводу биограф Д. Мекулова И. Петрусенко, эта сцена закончилась такой фразой от председателя: «Мы вас поздравляем, Джебраил, с поступлением в университет! Приказ о зачислении получите в конце августа» [1. с. 18]. Причем отличную по качеству учебу своего героя в вузе И. Петрусенко описывает таким образом: «Вот и учеба в университете пошла только на «отлично». Впрочем, не скрывает Джебраил Хаджибирамович, что только однажды на первом курсе получил «хорошо» в знак наказания за... свою отличную память и по молодости, некоторое отсутствие в характере дипломатии» [1. с. 19], в деталях и подробностях описывая услышанную от самого своего героя историю о том, как студент Д. Мекулов пытался преподавателю истории указывать на недочеты в ходе лекции. По истечении нужных пяти лет исторический факультет нальчикского госуниверситета был благополучно и с хорошими показателями окончен. После этого успел еще немного апробироваться, поработав учителем истории в Эльбрусской средней образовательной школе в Кабарде, а также в своем родном Кошехабльском районе – в с. Вольном.
Далее образование продолжилось по явно выраженной научной стезе. На протяжении периода 1968 – 1971 годов Д. Мекулов отдает себя обучению в очной аспирантуре Института истории Академии наук Советского Союза, считавшейся престижной для тогдашних отечественных историков. Окончена она оказалась в 1972 году, в момент благополучной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, прошедший на интересовавшую его всегда тему образующих государство органов власти в регионе («Роль Советов в хозяйственном и культурном развитии Адыгеи (1922 – 1937 гг.)». Имея накопленный годами некоторый стаж научно-методической, а также агитационной деятельности в партийных аппаратах в районном и областном звеньях города Майкопа, а также аула Кошехабля, Д. Мекулов не прекратил исследовательской работы. В 1996 г. оказалась благополучно представлена и защищена диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук, обусловившая последующее получение ученого звания профессора в 1997 году.
На ниве очерченного выше общего и специального профессионального образования началась профессиональная деятельность Джебраила Мекулова, к освещению которой переходим в нижеследующем разделе статьи.
Профессиональная деятельность
Начиная с 1971 года Д. Мекулов состоит специалистом в партийном звене Кошехабльского районного комитета коммунистической партии Советского Союза. После в период 1972 – 1986 годов работает консультантом, лектором, руководителем лекторской группы в блоке Адыгейского областного Комитета компартии Советского Союза, а также получает должность первого заместителя завотделом агитации и пропаганды областного комитета КПСС.
Уже с февраля 1986 года и до 1992 года Д. Мекулов начал стержневую миссию в своей рабочей карьере – деятельность руководителем в стенах тогда Адыгейского научно- исследовательского института экономики, языка, литературы и истории, ставшего в том числе его усилиями в 1992 году Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований (сегодняшним АРИГИ в Майкопе). Как отмечает в одной из недавних статей по поводу этого юбилея современный адыгский историк Казбек Ачмиз, «Следует отметить, что Д.Х. Мекулов возглавил Адыгейский научно-исследовательский институт экономики, языка, литературы и истории (АНИИ ЭЯЛИ) имея за плечами трудовую школу в рядах рабочего класса, военную службу в Закавказском военном округе (командир отделения разведки)» [4. с. 8]. Продолжалась руководящая деятельность данным исследовательским учреждением до июля 2000 г.
Общественная деятельность
Талантливый руководитель проявился в Д.Х. Мекулове еще с первого курса обучения в университете, когда ему удается выступить деятельным членом Научного студенческого общества, стать одним из его реальных лидеров. Вообще на протяжении всей своей биографии юбиляр производил обширную общественную деятельность, в 1989 – 1991 годах он был выбран депутатом Адыгейского областного Совета народных депутатов, в 1987 году оказался председателем Фонда культуры Адыгеи. В уже исторический для республики момент выделения Адыгеи в качестве независимого компонента РФ Д.Х. Мекулов был включен в рабочую группу общественников «Комитет – 40», даже оказался предпочтен его членами в качестве сопредседателя группы. (О чем в 2013 году в Майкопе (ОАО «Полиграф-ЮГ») была издана его монография в соавторстве с Н.Х. Женетлем, подробно описывающая факты и последствия работы указанного комитета). «Комитет 40» в момент своего образования сработал зачинателем и администратором организации национального съезда адыгов, на который оказалось делегировано более шестиста членов и еще то же число присоединилось в желании принять даже безголосое участие. В результате чего были произведены определенные общественно-политические подвижки в вопросах самостоятельности Адыгеи как субъекта.
Кроме того, на ниве своей общественной активности Д.Х. Мекулов находился у корней воспроизведения в современности своеобычного адыгского социального инструмента «Адыгэ Хасэ». Как уже сейчас общеизвестно, его стержневыми сваями являются реи адыгэ хабзэ, адыгагъэ, то есть фактически этнически выверенной духовно-нравственной базы для мечущегося в «непонятках» общества. Как говорит об этом в своем очерке вышецитируемый К. Ачмиз, «Трудно переоценить роль этого общественного движения в становлении нового субъекта РСФСР Республики Адыгея. Именно «Адыгэ Хасэ», вместе с другими общественными партиями и движениями аккумулировало и стимулировало все новейшие изменения в общественной жизни, стало их своеобразным локомотивом» [4. с. 9]. Д.Х. Мекулов оказал ощутимое воздействие на факт образования Адыгской международной академии наук (АМАН), и, кроме того, Международной Черкесской Ассоциации (МЧА).
Научная активность
По мнению цитируемого нами биографа И.А. Петрусенко, «Прошли годы, и даже беглым взглядом окидывая содеянное Д.X. Мекуловым за прожитую им жизнь – понимаешь, что он еще в молодости сознательно и твердо выбрал для себя хотя и трудную, но дорогу Созидания» [1. с. 5]. Попытаемся перечислить далее кое-что из созидаемого и созданного нашим героем. Д.Х. Мекулов выступил создателем около двадцати всевозможных монографий по хроникальным проблемам и целого ряда таких научных статей. Вследствие этого он на сегодняшний день оказался известен как серьезный отечественный профессионал по вопросам этно- и государственного конструирования, а также федеративных взаимосвязей. Изучая процессы становления государственности у северокавказских народов Д.Х. Мекулов прослеживает гармонию их параллельного течения с движениями становления властных инструментов. Рассматривая данную проблематику на ее разных стадиях, исследователь закономерно не упускает из внимания не только становившуюся систему выборных органов, но и ее низовой аппарат. Это помогает ему увидеть тенденции властного становления, происходящие в серьезных обстоятельствах реакционной схватки противостоящих политических течений, ощутимо влиявших на выработку власти государственных органов. В целом, общий публикационный объем этого ученого составляет более 400 печатных листов. Кроме того, в свободное от написания работ время ему удается активно участвовать в региональной социально-политической и научной жизни. Нередки участия в разнообразных научных конференциях и дискуссиях, возможны выступления в роли оппонента на защитах диссертационных работ, а также собственное членство специализированного совета при АГУ по защите кандидатских диссертаций.
И вообще, на сегодня Джебраил Хаджибирамович Мекулов – заслуженный деятель нашей науки, столь же реактивного продвижения которой пожелаем ему и в дальнейшем теми же (уже заданными им самим) темпами.
Использованная литература
1. Петрусенко И.А. Мекулов Джебраил Хаджибирамович. – Майкоп: РИПО «Адыгея», 1999. – 112 с.
2. Мекулов Д.Х. Система демократических институтов власти на Северном Кавказе: история, особенности (1918 г. – 30-е годы ХХ в.) // Известия Кабардино-Балкарского Научного центра РАН. – 2012. – № 6-2 (50). – С. 114-122.
3. Мекулов Д.Х. Северный Кавказ: демократизация и «совершенствование» системы государственной власти к началу 40-х годов XX в. // Известия КБНЦ РАН. – 2008. – № 6 (26). – С. 182-188.
4. Ачмиз К.Г. Общественная деятельность Д.Х. Мекулова в период становления Республики Адыгея (к 80-летию со дня рождения) // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. – 2019. – Т. 19. – № 3. – С. 8-23
Опубл.: Хуако Ф.Н. The contribution of Dzhebrail Mekulov to the popularization of the Adyghe science (to the 80th anniversary of the scientist // Adyghe International Sientific Journal (= Доклады АМАН). 2022. Vol. 22, No. 2. - P. 77-83
eLIBRARY ID: 49206460