Поиск по этому блогу

ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ИСПОВЕДЬ ГЕРОЯ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ 40 -- 80-х гг. (на материале северокавказских литератур) (монография). - Майкоп: МГТИ, 1998. - 126 с.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Искусство анализа -- искусство особое, трудное
От редактора
Редкий был случай, когда в долгие соцдесятилетия критическое, литературоведческое (вообще – искусствоведческое!) перо достигало высокого уровня анализа художественно-поэтического текста. Даже корифеи отечественной науки о литературе вынуждены бывали часто ограничиться описанием эпохи, в которой было создано произведение, проецируя ее горизонтальные и вертикальные обстоятельства и идеи на жизнь, судьбу, психологию обязательно
социально детерминированных героев. Что же оставалось аспирантам, молодым критикам, как не следовать за корифеями – живая мысль молодых голов «трепетала» в закоулках аспирантских общежитий или в «курилках» библиотек и редакций литературных журналов и газет, не находя места на их страницах. Так и жила «общепонятная» и всем доступная литературоведческая наука, подтверждая слова классика о том, что все читатели – критики, в результате чего даже в чем-то провинившийся вчера партначальник сегодня мог оказаться руководителем литжурнала, а иной раз активным литкритиком. Не скажу, что многое изменилось, но все-таки изменилось кое-что, другими стали обстоятельства работы исследователей проблем культуры. Конечно, были успехи и тогда у науки и критики, они имеются и «на местах», честь и хвала тем, кто в условиях «цензурного вандализма» пытался как-то, где-то сказать о трудных вопросах развития литературы и искусства.
Отрадно осознавать, что в новых условиях появились (вернее сказать, начинают появляться) новые молодые исследователи и критики литературы – ищи, находи идеи, спорь и доказывай свое, никто тебе не помеха, лишь бы твое слово было на пользу науке и самой литературе. Свидетельством тому – книга молодой исследовательницы (в 23 года – кандидат филологических наук) Хуако Фатимы «Проблема авторства и исповедь героя в лирической повести 40 – 80-х годов (на материале северокавказских литератур)», которая лежит перед вами. Весьма интересны диссертационные работы И.Хатковой. Л.Деминой, Ф.Бешуковой и других молодых ученых. Не скажу, что в книге Ф.Хуако уже преодолены все каноны «старого, идеологического» литературоведения, но серьезные и удачные попытки это сделать уже есть. Книга посвящена повести – лирической повести в северокавказских литературах, особенно в адыгских (адыгейской, черкесской, кабардинской). О повести шли чрезвычайно напряженные споры в 60 – 70-х годах, когда обогатился, обновился жанр, отодвинув другие жанры в сторону. Повесть анализирующая, драматически упругая и «нервная», спорящая и отрицающая, сопоставляющая многое в нашем бытии и нравственном сознании: то есть, она накопила громадный (газетный, журнальный) материал, стала чуть ли не ведущей во всех национальных литературах. И, конечно же, и в наших – тоже. Осмыслить, собрать, изучить – уже много. Ф.Хуако спокойно исследует его, находит разные точки в воззрениях критиков, соизмеряет свое отношение к ним и к самой повести. Слово ее – живое, страстное, одновременно спокойно-аналитическое. Оно само проникает в ткань произведения, ищет «свое начало» его анализа, смело выводит на рельсы общенациональных и общесоюзных литературных исканий; при этом автор сосредоточенно формулирует мысль, суждение. Лирическая повесть – явление сложное, многогранно связанное с философией и психологией формирования личности, молодой исследователь всегда держит на орбите своих аналитических исканий это немаловажное обстоятельство. Оно обогащает, углубляет анализ текста, искусство сопоставления идей, образов, стилей. Конечно, не все удачно, одинаково интересно – естественная обзорность, множественность фактов, явлений литературного процесса «сдерживает» энергию мысли, не всегда просторен и широк выход автора «в другие национальные литературы». Но слово ее – живое, умное, самобытное – надеюсь, оно вскоре расцветет разными красками трудного искусства анализа художественного произведения.

Казбек ШАЗЗО

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
ГЛАВА III
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ