Поиск по этому блогу

СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ПОНИЖЕНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ (по мнению потенциального пресс-специалиста РА) (соавт. С.М.Сташ, Р.Ч.Зафесова)

Профессиональный успех в любой сфере деятельности в значительной степени зависит от владения навыками устной ре­чи. Феномен культуры речи естественным образом связан с по­нятием культуры человека, общества и коллектива, относится к мировосприятию мышлению, поведению общества. Направле­ние научных исследований правильной «хорошей речи» сфор­мировалось в результате развития целого ряда лингвистических проблематик. Многие теоретические направления в языкознании XX в. претендовали на роль общих теорий, взяв за отправную точку исследований онтогенез речевой деятельности, пришли к выводу о необходимости изучения процесса употребления языка и его составляющих. 
Дисциплина «Культура речи» зародилась в недрах языкознания и, следовательно, имеет общую методоло­гическую базу с другими лингвистическими науками. Длитель­ная история развития и специализация языкознания, однако, имела негативные последствия: ограничение объекта исследова­ния линейной последовательностью языковых элементов стало противоречить главной цели науки - созданию общественной теории языка, науки о человеческом языке, одной из сложных наук о человеке, его сознании, душе, духовном «я».
Именно дисциплине «Культура речи» традиционно отво­дилась роль регулятора свода правил и пропаганды психологи­ческих качеств «хорошей речи», смысл которых был взят из ри­торики (ясность, доходчивость, логическая стройность, умест­ность и т. п.). Из всех качеств «хорошей речи» наиболее неопре­деленным является уместность, поскольку это качество словно
46

протягивает нить от речи человека ко всей его деятельности, об­наруживает скрытый для традиционного подхода оценочный (а, следовательно, социальный, психологический и когнитивный) подход. Этот подход вводит в методологию научного анализа такие константы, как «говорящий», «цель речи», «условия про­текания речи», «субъект оценки», «личность адресата», «резуль­тат общения» и обуславливает целый ряд обязательных пара­метров учета при рассмотрении того или иного речевого упот­ребления, его коммуникативной целесообразности и эстетиче­ской ценности. Современная наука «Культура речи» не только объясняет факты языка, формулирует онтологические предписа­ния, прогнозирует развитие нормативных вариантов, но и моде­лирует ситуации общения, условия, при которых осуществляет­ся достижение коммуникативной цели. Расширение «Культуры речи» вызвано общим прогрессом всего комплекса наук о чело­вечестве и языке. Этот факт определяет принципы исследования для целого ряда лингвистических дисциплин и выделяет специ­фические задачи культуры речи: выработать рекомендации для успешного речевого взаимодействия, «технику» общения в раз­личных ситуациях.
Изучение культуры речи направлено на совершенствова­ние литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Однако в условиях новых методов хозяйствования и перехода к рыночным отношениям русский язык видоизменяется. В нем широко и обильно появля­ются новые слова и возрождаются старые, активно формируется новый функциональный стиль – бизнеса и коммерции, товарно- денежных отношений. Это является яркой речевой приметой современности. В частности, пресс-секретаря отличает от рядо­вого секретаря, грамотного помощника, достаточно высокий ин­теллектуальный уровень, в том числе и речевая культура, т.к. пресс-специалист – это должностное лицо, выполняющее не только передающую функцию, но и обрабатывающую – с точки зрения логики и ясности, грамотности и точности. Для успешно­го осуществления своей деятельности пресс-секретарю необхо­дима не только профессиональная подготовка, но и навыки об­щения с коллегами, подчиненными, с иностранными партнерами
47

и со своим руководством, умение налаживать прочные контак­ты, умение правильно формулировать и выражать свои мысли, т.е. профессиональное владение культурой устной и письмен­ной речи.
Как признается большинством исследователей, состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность: появилось языковое оскудение, планка языковой культуры опускается все ниже. Социальные сдвиги нашего времени, свя­занные с условиями переходного периода, с изменениями в структуре общественно-политического строя, со сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, – все они приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм. Это выражается, прежде всего, в росте раз­ного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием не­литературного просторечия, территориальных и социальных диалектов (а также полудиалектов), в обилии новых иностран­ных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгариза­ции бытовой сферы общения. В результате поток жаргонизмов прорвался на страницы периодических изданий, хлынул на три­буны, проник даже на радио и телевидение. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными про­блемами общества.
В течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. Ни школь­ная программа, ни программа высшего нефилологического, в том числе гуманитарного образования, даже номинально не включали модулей, направленных на овладение богатством род­ного языка, на формулировку практических советов и рекомен­даций для осуществления эффективного культурного делового общения. В процессе нашего исследования удалось узнать, каковы же, по мнению студенческой молодежи, факторы, наиболее отрицательно влияющие на состояние культуры речи. Все студенты старших курсов, независимо от места жительства, возраста и пола, а также студенты-женщины младших курсов отмечают, что это повсеместное нарушение
48

норм литературного языка. 72,3% респондентов младших курсов и 51% студентов старших курсов считают, что куль­тура речи страдает от пагубного воздействия средств массо­вой информации. Это свидетельствует о том, что речь со­временных студентов испытывает огромное влияние устно­речевой стихии со стороны средств массовой информации (особенно молодежных теле- и радиоканалов). Также 23,3% городских респондентов к числу отрицательных факторов, влияющих на речевую культуру, относят недостаточное внимание к этому вопросу со стороны школы и семьи. Дей­ствительно, не секрет, что в центре школьной программы достаточно долгое время находились лишь орфография и пунктуация. Первостепенным фактором, отрицательно влияющим на культуру речи, сельские мужчины, обучаю­щиеся на младших курсах (46,3%), отмечают недостаточное внимание к вопросам речевой культуры со стороны семьи. Все студенты, проживающие в сельской местности, в боль­шей степени выделяют семью как фактор невнимания к по­ложительному решению вопроса относительно культуры ре­чи, считая, что именно она способствует становлению инте­реса к речевой культуре. Данное обстоятельство подчеркива­ет специфику условий места проживания. Она определяется большей близостью и прочностью семейных сельских обы­чаев и традиций. Исследуя проблему формирования рацио­нального языкового поведения в обществе, невозможно не отметить такой социальный фактор, как урбанизация.
Мы не можем не согласиться с тем, что в условиях со­временного города распространение и усвоение литератур­ного языка происходит быстрее и эффективнее, чем в сель­ской местности. На языковое поведение людей воздействуют социальные различия, существующие между городом и де­ревней. Не последнюю роль играет и динамизм городского образа жизни (Гистограммы №3, №4). Урбанизация нивелиру­ет этническое и языковое своеобразие; она ведет к утрате не только диалектов, местных языков, но и других традиционных средств общения. Ведь неоспоримым является тот факт, что в
49

СССР и национальных республиках рост городов всегда был связан с повышением доли русскоязычного населения.
Гистограмма №3
Распределение ответов студентов младших курсов на вопрос «Ка­кой фактор, по Вашему мнению, более всего отрицательно влияет на состояние культуры речи?», в % к числу опрошенных

Гистограмма №4
Распределение ответов студентов старших курсов на вопрос "Ка­кой фактор, по Вашему мнению, более всего влияет на состояние культуры речи?", в % к числу опрошенных

Проблема культуры речи в деловом общении очень много­гранна. Она включает в себя не только готовую теоретическую сумму знаний, а знания в совокупности с практическими навы­ками, постоянную работу над собой, контроль, «фильтрацию» речи в зависимости от социума и функций. Культура общения строится на общих принципах и закономерностях общения, ак­кумулирующих знания социологии, психологии, менеджмента, экономики, логики, права и других наук, и имеет свою специфи­ку, связанную со сферой профессиональной или служебной дея­тельности. Предметом культуры речи, как учения традиционно признается языковая структура речи в ее коммуникативном воз­действии. Культура речи в современной научной парадигме за­нимает авангардные позиции, решая актуальные проблемы лин­гвистического анализа текстов, различий функциональной на­правленности, вырабатывания приемов и способов повышения культуры речевого общения. Используя достижения других дисциплин и создавая современную методологическую основу, возможно решение задачи кодификации норм, выявление грани­цы допустимых вариантов речевого поведения, определение оп­тимальных путей к коммуникационному успеху. Цель достиже­ния речевой культуры пресс-специалиста - адекватность пони­мания, когда не возникает проблем между тем, что сказано, и тем, что хотелось сказать, между словом и мыслью. Человек, обладающей языковой компетенцией, будет чувствовать себя уверенно в любом обществе, это способствует его профессио­нальному росту, его имиджу и, наконец, работает на его автори­тет и формирует самоуважение. Культура речи встречается с нормативной грамматикой современного русского литературно­го языка тогда, когда осмысливает и описывает такие основные коммуникативные качества речи как: правильность, уместность, точность, ясность, краткость, выразительность.
Для обеспечения высокого уровня делового общения не­обходимо умение пользоваться сложной технологией общения, знание если не всех, то большинства ее особенностей. Несмотря на повышение уровня подготовки специалистов разных сфер деятельности в нашей стране, остается еще много сложностей, связанных именно с неумением общаться и налаживать отноше-
51

ния; уделяется слишком мало внимания данному вопросу, кото­рый нельзя изучать только теоретически. В ходе исследования нами было проведено тестирование пресс-секретарей предпри­ятий и учреждений города Майкопа с целью выявления уровня их знаний по культуре речи и определения степени понимания ими необходимости повышать собственную речевую культуру. Затем обучающимся специалистам были предложены комплексы практических упражнений, позволивших выявить реальный уро­вень их речевой грамотности. Из 24 протестированных лишь восемь показали достаточно высокий уровень речевой культуры и теоретических знаний по культуре речи, десять продемонстри­ровали уровень средний и ниже среднего, уровень шестерых специалистов оказался очень низким. Таким образом, как пока­зало исследование, во всех учебных заведениях необходимо соз­дать такие условия, при которых каждый учащийся или студент имел бы возможность выразить свою точку зрения, предложить свой вариант решения какой-либо общественной проблемы, то есть уничтожить «закомплексованность общения», которая при­суща практически всем в нашей стране. На наш взгляд, испра­вить такое положение возможно, если внести некоторые измене­ния в обучающие программы, а именно — проверять и использо­вать все полученные теоретические знания на практике в раз­личных организациях, учреждениях, предприятиях. Особенно это необходимо специалистам социально-культурного сервиса (в частности, пресс-секретарям), т.к. свободное владение навыками общения на родном и иностранных языках является отправной точкой в обучении по данной специальности.
(Публикуется в рамках проекта «Программа развития МГТУ на период до 2017 года»)


Опубл.: Хуако Ф.Н., Сташ С.М., Зафесова Р.Ч. Социально-обусловленное понижение.... пресс-специалиста РА) // Социально-гуманитарные науки (МГОУ). – 2013. – № 54. – 64 с. – С. 46-53