Поиск по этому блогу

КНИЖНАЯ СТЕЗЯ КАК КУЛЬТ У ЮРИЯ СЕЛЕЗНЕВА И НУРИХАН КИЯРОВОЙ

Картинки по запросу Киярова Нурихан фотоКартинки по запросу Юрий Иванович Селезнёв (1939—1984) фотоКультивировавшаяся рожденным в 30-е гг. прошлого века  Ю.И.Селезневым книга, пристрастие к которой подчеркивают многие исследователи его биографии, не могла не оказать серьезного влияния на становление его как ученого. Родные жаловались на его постоянный спрос, так называемую «ненасытность», и, вследствие этого, – на «невместимость» книжной мебели в послевоенную квартиру. Мамино чтение сказок под копилкой обусловило эту интеллектуальную привычку, приносившую ему неизменный творческий заряд, позволившую ему впоследствии выступить с самостоятельными суждениями. Получивший педагогическую специальность уже в 60-е гг. гуманитарий воспринимался однокурсниками в качестве человека контактного, бойкого, умеющего оценить шутку и бросить емкое слово.  

Как говорил в конце 80-х гг. в своем предисловии к книге Ю.И.Селезнева В.Сергеев, назвавший свой текст достаточно выразительно – «Сердечный поклон», это было очевидно: «Люди, близко с ним общавшиеся, помнят о его обширных, иногда неожиданных, познаниях в области русской истории, фольклора, о его интересе к старой и новой живописи, музыке, к отдельным проблемам археологии, лингвистики» [4, с. 4]. Как утверждает уже в нашем столетии В.Огрызко, «Селезнёва интересовало всё: танцы, бокс, баскетбол, газеты…» [2], статья которого «И вечный бой» (2013) знакомит нас с периодом становления автора. Также достаточно подробно и весьма детализировано, с современными комментариями биографию ученого очертил в 2008 году в электронном ресурсе Хронос Юрий Павлов. И потому после подобного профессионального освещения представляется излишним углубляться в биографические факты и карьерный рост автора, с которым мы расстались в его сорокачетырехлетнем возрасте.  
Попытаемся лишь упомянуть особенно выделяемую и выделявшуюся в его трудах линию народности, сочетавшуюся и перекликавшуюся в авторском представлении с соборностью, подлинным гуманизмом и духовностью. Именно сбережение в литературном произведении духовной контенты волновало Ю.И.Селезнева в первую очередь, как предпосылка становления и утверждения народности. К примеру, анализируя творчество отечественных писателей разных веков, он достаточно логично приходит к народной составляющей и, как считает Ю.Павлов, «символично, что последняя книга критика, «Глазами народа» (М., 1986), полностью посвящена проблеме народности в русской литературе и национальной мысли» [3]. В целом, народность можно считать стержневой, конструктивной и моделирующей, базовой и определяющей в трудах исследователя. Причем не уходит при этом автор и от понятийных нюансов. У него имеется достаточное и обоснованное трактование всевозможных значений, несомых понятиями «народ», «население» и др. 
Одним из первых предлагая соборность в социально-политической роли, он видит в ней спасительное воплощение «общенародных чаяний, идеалов, устремлений» [5]. Противопоставляя торгово-экономическим культам культы гуманистические автор опирается на народ как на носителя духовности, единой и мощной. Авторские мысли масштабной, так называемой соборной  народности в национальном литературном творчестве как «одном из основных плацдармов, на которых разгорается третья мировая идеологическая война» по мере продвижения истории наращивают собственную злободневность. Уже в 1977 г. на состоявшейся тогда дискуссии советской интеллигенции Ю.И.Селезнев встревожено констатировал надвигавшуюся угрозу. Это отступление душ перед бездушием, относимое им к устрашающей категории, превосходящей по мощи ядерную. Вещим выступил уже тогда целый ряд рассуждений Ю.И.Селезнева, разоблачающих нравственное растление западного образа мыслей, тянущееся уже не первый век и интенсивно действующее на соотечественника. Десятилетиями усиливающийся эгоизм, укрепляющийся в рыночной экономической системе и вытесняющий своими масштабами способность самоотдачи, сильно угнетал и тревожил автора, тем более на федеральном и национальном уровне. 
Стабильно первая ассоциация, возникающая у читателя при имени Ю.И.Селезнева, это произведенные им трехчастные жизнеописания классического русского писателя Ф.М.Достоевского. Целый ряд проблематичных пунктов, тревожащих любого, находит и отслеживает Ю.И.Селезнев в творчестве классика. Это: религия либо практичность, специфическая колея российской либо выстраивание зарубежной государственности,  поглощение всего и вся либо самоотдача той же субстанции. Подобную, закладываемую Ю.И.Селезневым биографическую романистику можно считать успешно продолженной адыгским автором наших дней Нурихан Кияровой. Вышедший в 2015 году биографический роман (на основе воспоминаний современников Пушкина) «Я крови спесь угомонил» (Нальчик) также посвящает читателя в череду впечатлений, переживаний и чаяний великого русского поэта, теперь уже другого, но столь же почитаемого веками и классического для русской литературы. Изображаемый здесь в роли Сашки отечественный идеал крупным планом вырисовывается со многих сторон и во многих ракурсах. Предварительные обстоятельства, семейные предпосылки («жизнелюбивая чета»): ожидающий его рождения в волнении отец Сергей Львович, его сложности в обсуждениях с тещей и женой Надин, дающая кров его собственная родительница, раздумья и высказывания о возможных трудностях в текущем бытии и, как условный итог происходящему в зачине, –  появление на свет Александра в первой главе «Свершилось. Но…». Часты здесь семейные лица: будущая жена и ее нахождение в доме Пушкиных с подробным описанием всех имеющихся достоинств и интеллектуальных преимуществ, покоривших Сергея Львовича; теща отчетливо видна в думах о дочери в ролях – хозяйки и матери, и, следовательно, – частые рассуждения, переживания и волнения пожилой женщины о растущем внуке Сашке. 
Аналогичным можно считать с интенсивным у Ю.И.Селезнева также и у Н.Т.Кияровой культивируемое ими чтение, что неизбежно при описании подобных исторических лиц. Русские классики художественного текста не способны остаться в стороне от такой приверженности, обильно поглощаемой и распространяемой ими. Посещаемый  уже Сергеем Львовичем светский кружок журналистов и других любителей пера описывается непременно с параллельно происходящим творчеством, порой спорным, но обязательно продуктивным: «Я – живая газета!» [1, с. 8]. 
К примеру, Глава II («Первое потрясение») у Н.Т.Кияровой, посвященная личностному становлению А.Пушкина, начинается перечислением стойких привычек мальчика и юноши, в числе первых из которых – чтение как самое счастливое время. И далее автор подробно перечисляет, обзорно описывает жанровые и печатные предпочтения взрослеющего подростка, позволяя нам проследить и вникнуть в становление его вкусов: от сказок (чаще, – французских) до газетных публикаций («Московские ведомости»). Обожаемый им том в зеленом сафьяне, толстый и объемный, заставляющий трепетать его сердце, мотивирующий дальнейший поиск по дому подобных изданий и в итоге, – обнаружение тетрадей отца, радующее Сашку. 
Вполне закономерно на подобной интеллектуальной почве последующее освоение навыков письма и сочинительства: «С наступлением ненастных дней им запретили прогулки и, убивая скуку, они читали друг другу рифмованные строки собственного сочинения» [1, с. 33]. Здесь Н.Т.Киярова не скупится на эмоции, эти подростковые диалоги и обмены репликами живы, выразительны и заражают своей экспрессией. Именно так, ставящие спектакли, сочиняющие пьесы и даже играющие роли друзья и подруги погружаются в творческие глыбы, находя источниковые для последующих нюансы. Далее, еще неоднократно автор продолжит упоминать жанровые и книжные предпочтения растущего гения, «постреленка», обожающего сказочные сюжеты, потешки, приключения, истории о предках, – все то, чем его радовала бабушка и что он слушал с «недетским упоением». Именно подобное культивирование книги, детально и интенсивно присутствующее в биографических романах Ю.И.Селезнева и Н.Т.Кияровой, можно считать здоровой и продолжающей веками сохраняться народной потребностью любого из социумов, независимо от времени и этнической отнесенности.   
Библиографический список
1. Киярова Н.Т. Я крови спесь угомонил: Биографический роман. –Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2015.  
2. Огрызко В. И вечный бой [Электронный ресурс] // Лит. Россия. – 2013. – № 23. – 07 июня. – www.litrossia.ru/archive/item/6495-oldarchive 
3. Павлов Ю. Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии (2008) [Электронный ресурс] // http://www.hrono.ru/avtory/hronos/pavlov_juri.php
4. Сергеев В. Сердечный поклон // В кн.: Селезнёв Ю. Память созидающая. – Краснодар, 1987.
5. Цит. по: Спичка Н. Осмысление категории соборности в книге Ю.И.Селезнева «В мире Достоевского» [Электронный ресурс] // Парус. – 2017. – № 52. – https://litbook.ru/article/10138/ 

Опубл.: Хуако Ф.Н. Книжная стезя как культ.... // Наследие Ю. И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории: Мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. –  480 с. – С. 298-301