Традиционно на Северном Кавказе средоточием народного мнения выступает группа старейшин, являющая собой Совет. Входящие в него участники должны были придерживаться главного (возрастного) предела – возраст должен быть только старше сорока. Индивиды, собирающиеся от имени народа на Совет, должны были обладать заслуженным уважением в своем (семейном или родовом) кругу, уметь вращаться в социально-политической сфере и обладать навыком материального обеспечения.
Как свидетельствует Ш.М. Казиев, «В адатах говорилось: «Если кто ударит сельского старшину, с него взыскивается 3 овцы; если кто подрался с сельскими исполнителями, с того взыскивается штраф в размере одного быка, который стоит 6 голов овец»» [3, с. 149]. Списки участников не принимали в свой ряд людей, интеллектуально неразвитых либо индивидов, ранее подпортивших свою репутацию «темными деяниями», изменников, бывших военнопленных и т.д. Такая строгость сохранялась вплоть до приобретения индивидом идентичных с другими членами общества прав.
Применительно к дореволюционным северокавказским нациям
в Республику Северного Кавказа в 1918
году включались семь определенных независимых образований. Это Кабарда, Адыгея,
Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Карачаево-Балкария, Абхазия. Однако северокавказская Республика
бытовала непродолжительное время. Белоармейское руководство противодействовало
отделеченству малых народов и жестко исключало какие-либо сепаратистские
настроения. Тем самым уже в конце XIX в. общинное государственное устройство на
Кавказе шаг за шагом уступало место административному планированию.
Сформированная непосредственно в советское время (в
В частности, уже на
первом после распада СССР съезде горских народов Кавказа, состоявшемся
25-26 августа
Вступление в данное горское содружество было
ассоциативным. Независимо от этого разделялись три типа членских взносов в
Ассамблее горских народов Кавказа. Это были взносы персональные, взносы
коллективных членов и периодические пожертвования. Действующими участниками
АГНК выступали кавказские нации; при этом отдельные из них уже обладали требуемым
объемом правления, иные только собирались воплотить собственное политическое
намерение. Делегаты подобных съездов АГНК участвуют в заседаниях, благодаря
чему разрабатывается и принимается организационный Устав. Диапазон
анализируемых старшинским советом вопросов оказывался весьма разнообразным. Это
была деятельность от утверждения юридических кодексов и актов, от
территориального распределения поселковых земель и вод, от подписания
межгосударственных соглашений, от продумывания тактических стратегий и ходов,
до наиболее малозначимых. Аналогично такому разнообразию и в регламент I съезда горских народов Кавказа включались
следующие темы: проект платформы КПСС по национальному вопросу, обсуждение
Устава Ассамблеи горских народов Кавказа, этно-культурное развитие горских
народов Кавказа, и проч. Причем в Координационный Совет на I съезде были введены представители
Кабардино-Балкарии, Абхазии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Чечено-Ингушетии.
Профессионалами Института массовых политических движений Управления информации
«РАУ-ПРЕСС» разработаны в свое время исследования о массивном межнациональном
содружестве – Конфедерации горских
народов Кавказа, давшей знать о себе в
Для достижения продуктивной деятельности Координационный Совет формирует комиссии
АГНК. Их составляют звенья по связям с соотечественниками за рубежом, по науке
и образованию, по социально-экономическому развитию, по культуре, по правовым
вопросам, а также по демократии и самоуправлению, по истории и языку, по
межнациональным отношениям. В марте
Во время функционирования Ассамблеи периодически
протекали сессии ее властных структур. Выстраивались этнические съезды входящих
в Ассамблею наций. Преобладающими
рабочими инструментами были коллективные собрания, дебаты и диспуты, митинги,
лекции, медиа- призывы, подписные листы, печатная продукция и т.д. Зачинателями
подобных деятельностных видов одновременно с государственными тогда
учреждениями выступало немалое число различных региональных структур, партий, социально-политических
образований. Как и в дореволюционное время, заседания старейшин обычно проводил
самый солидный и почитаемый участник аппарата, контролировавший организацию
дискуссии. В ходе вынесения постановлений, не могущих быть распространенными, люди обязаны были сойтись в доме конкретного
хозяина. Препятствовать прохождению совещаний возбранялось, это каралось
конкретными наказаниями.
1-2 ноября
В собственной реальной деятельностной цели
Конфедерация могла функционировать в качестве средоточия ранее неизвестного
подобия когда-то в 20-е гг. ХХ в. действовавшей (конфедеративной) Республики Северного
Кавказа. Съездом был назначен Кавказский
парламент, введены в оборот базовые правовые бумаги, установлена символика.
3-го ноября
Частота проведения собраний и совещаний
Парламента установлена как полугодовой период. Как и в дореволюционную пору, в
приближении к новому веку сходы по-прежнему собирались для уведомления горских
жителей о распоряжениях высших правителей, руководящих начальников и
командиров, кураторами коих в реальности выступали старейшины. Несмотря на это,
принимаемые массой социальные законы продолжали сохраняться как базисная
прослойка национального бытия. Избиравшийся на три года Совет Старейшин включал
старшин, находившихся на особом положении в обществе. Они ограждались и
избавлялись от трудовой деятельности в обществе, они обладали особыми
сенокосами и владели правом на воду без очереди. На определенных
северокавказских территориях старшинам поручались и карательные функции. При
этом в таком случае сообщество, остерегаясь чересчур активной исполнительности
и возможного беспредела местных функционалов, предъявляло им требование верно
взыскивать карательные платежи. Законы запрещали сажать на одну должность
начальником родных друг другу людей. В соответствии с Уставом Совет Старейшин «рассматривает вопросы
межнациональных отношений и, применяя традиционные методы народной дипломатии,
улаживал конфликтные ситуации между народами» [2]. Совет на один год определял
нескольких старшин-правителей, судей, военачальника и казначея. Председателем
Совета Старейшин на I съезде был предпочтен М. Каттоев (юрист, Чечено-Ингушская
АССР).
Стержневые постановления заседаний совета
архивировались. К примеру, в предисловии Гидатлинских адатов утверждалось, что
принятое на собрании принято «ради торжества справедливости». Этническими
голосами в этом случае в подобных организациях выступают именно местные газеты.
В частности, в рассматриваемый период – следующие: газета «Кавказ» (8 полос,
тираж – 100 тыс. экз.), газета «Единение» («Аиргылары») (8 полос, издается с
октября
Ассамблея горских народов Кавказа на
государственном уровне зафиксирована, она обладает обустроенным рабочим
учреждением. Так, к примеру, как свидетельствует Ш.М.Казиев, в Дагестане
(Кубачи) наиболее привлекательное из социальных архитектурных строений со
стенами, расписанными сюжетными картинками (как бытовыми, так и мифическими),
являлось собственностью властных органов, а также старейшин.
«Северокавказская дуга нестабильности», – так обобщают
общественное мнение вышецитируемые
военные авторы В.Березовский, В.Червяков. Однако произведший создание АГНК
общекавказский съезд тогда сделал это «в соответствии с рекомендациями проекта
платформы ЦК КПСС по межнациональным отношениям по аналогии с Ассоциацией
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» [1]. Следуя социальной мысли,
организация компонентов конфедерации обязана быть выработана особым путем. Это
должно было произвестись общенародными сходками и собраниями либо съездами
(конференциями) на съезд Ассоциации горских народов Кавказа посредством
отправки туда собственных делегатов как непосредственных участников.
Само народное собрание по аналогичному
методу, базируясь на паритете, собирает и фиксирует аппараты для конфедерации.
Так было и в дореволюционных союзах. Без учета немалых прав и обязанностей
совета старейшин его участники располагались под «присмотром» всей группы
аульчан, проживающих на данной территории. Произведя нарушающие общий закон
поступки старейшина способен был получить наказание и потерять должность. Таким
нарушением могла выступить, в частности,
распродажа земельных участков посторонним лицам. Отстранение от списка
старейшин случалось по мере старения и ухудшения их физического состояния.
В итоге на рассматриваемых съездах
принимались решения о предстоящих выборах делегатов Съезда горских народов
Кавказа, утверждались Уставы, избирались Координационные Советы с их
комиссиями, принимались текущие постановления, формировались обращения к
народам. Тогда и было решено продолжить мысль
Конфедеративного Союза народов Кавказа как механизма, какой сумеет
оказаться скреплением межплеменного содружества в регионе. Возможности участия
старейшин в этих обсуждениях оказались разнообразными и широкими, фактически они
находились под гарантией безопасности.
Список литературы:
1.
Ассамблея горских народов Кавказа //
http://old.nasledie.ru/oborg/2_4/0002/agnk.html
2.
Березовский В., Червяков В. Конфедерация горских народов Кавказа // Материалы
политических партий и движений // http://observer.materik.ru/observer/N28_93/28_05.HTM
3. Казиев Ш.М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. – М.: Молодая гвардия, 1988.
Опубл.: Хуако Ф.Н. Современные концепции научных исследований // Eurasian Scientific Association (ЕНО)): XLVIII Международная научная конференция. – 2019. – Т. 5. – № 2 (48). – С. 325-326