Поиск по этому блогу

Восприятие бизнеса как в адыгской, так и в майкопской прозе сегодня


В представленной статье Ф.Н. Хуако рассматривает особенности восприятия бизнес- пространства и входящей в него медиа- среды непосредственно современным социумом. Ведя речь о том, что любой сегодняшний бизнес- проект обязательно предполагает использование презентабельного Интернет- ресурса (три стадии выхода которого также указаны в работе), автор статьи выходит к мысли о не меньшей занятости в этом презент- процессе и художественного текста. Подобную гипотезу Ф.Н. Хуако аргументирует примерами из текстов заявленных современных авторов (как адыгских, так и, в частности, – майкопских), что помогает сделать соответствующий вывод о взаимной дополняемости обоих словесных ресурсов. 

Бизнес-проект, Интернет-ресурс, проза, адыг, Майкоп, В. Кобелев, А. Куек, А. Макоев, А. Пренко, И. Чатао

In the presented article, F. N. Khuako examines the features of perception of the business space and the media environment included in it directly by modern society. Speaking about the fact that any current business project necessarily involves the use of a presentable Internet resource (three stages of which are also indicated in the work), the author of the article comes to the idea of no less employment in this presentation process and the artistic text. F. N. Khuako argues such a hypothesis with examples from the texts of declared modern authors (both Adyghe and, in particular, Maykop), which helps to draw a corresponding conclusion about the mutual complementarity of both verbal resources.

Business project, Internet resource, prose, Adyge, Maykop, V. Kobelev, A. Kuek, A. Makoev, A. Prenko, I. Chatao

В ходе двух десятилетий нового века сфера бизнеса и окружающих его конструкций выступила одной из центральных составляющих всего мирового сообщества. На общемировом пространстве Россия также пытается занять свою нишу, вследствие чего именно этому и посвящено в современной российской науке немалое число исследований. Так, к примеру, целевой направленностью одного из проектов, реализованных учеными НИУ ВШЭ (по установке Государственного фонда фондов и института развития РФ), выступила непосредственная коррекция терминологического инструментария сферы масс-медиа, его единение на понятийном уровне, в строении, что должно было бы послужить определению достаточно выверенных сведений о данной среде, дать представление о ее возможностях. Мы не будем здесь детализировать подобные проекты, поскольку немалое число их результатов весьма активно представлено в соответствующих научных и медийных публикациях. Нас в нашей работе более интересует восприятие бизнес- (в т.ч. и PR-) среды живым обществом, что наглядно отображается и не может умалчиваться в текстах региональной художественной прозы (особенно, – в ее малых и средних жанровых формах).

Взаимоотношение данных (бизнес- и социо-) пространств набирает явные обороты. Оказываясь плотнее, оно наращивает различные прогрессирующие компоненты, принадлежащие и тому, и другому. Причем существенной мотивацией для усиления инвестиционной доли в конкретной бизнес- среде выступает, по мнению специалистов, гарантирование серьезной информационной доступности о фирмах, их специалистах и проектах, об их успешности, востребованности и т.д. Такой подход сегодня вполне возможен путем периодического выведения на первый план общепланетарных и более узких проектов выковывания коммуникационной сферы, благодаря чему возможно столь требуемое сегодня создание цельного понятийного комплекса, касающегося рыночных стратегий. 

В целях эффективного прогрессирования всякого бизнеса (да и общества в целом) обязательным компонентом можно считать позитивное взаимодействие участников на фоне их взгляда на качественное дело и на его реализатора. Как говорит о деле один из героев повести Асфара Куека «Золотая роса», «Наши предки говорили: «Кто трудится, тот ест мясо, кто не трудится, ест горе», – говорит мужчина средних лет. – Здесь люди обленились, не соблюдают адыгский этикет, Хабзэ, идут легкой дорогой. Если захотят, всё могут сделать, но зачем утруждать себя? Без труда ничего не получится» [3, с.  110]. Конечно, весьма активным и мобильным сегодня поставщиком сведений о бизнес- проектах можно считать общераспространенный и моментальный Интернет. В частности, такую функциональную роль информационной сети специалисты (А. Аствацатуров – заместитель директора департамента специальных проектов и развития бизнеса телеканала ТНТ) порой сводят к трем этапам: 1) блог, сайт или Интернет-страница, представляющая проект; 2) разработка электронных ресурсов в дополнение к проектам, которые не только расширяют и углубляют обратную связь, но и разрешают вступить в общение с получателем, иллюстрируют основной материал и, тем самым, аргументируют его весьма убедительно; 3) проект уже в обычной, ранее принятой в той отрасли форме применяет собственные методики, стратегии и технологии для представления неизвестных прежде Интернет-разработок. Третий этап А. Аствацатуров считает наиболее интересным: «Конечно, идеологически они связаны, но так телеканал может сделать сайт-базу с видео-кастингами, всевозможными приколами и т.д. Издательский дом запустит полноценное интернет СМИ, а часовая радиопрограмма перейдет на круглосуточное вещание в Интернете» [1]. На сегодняшнем медиа- (и в бизнесе, – в целом) рынке, когда можно говорить о большом видовом разнообразии тактик и средств общения взаимный контакт может обусловить конструирование единого бизнес- типажа в социуме. К тому же он создается с применением имеющихся тактических актов, каковые больше применимы и актуальны для современности.   

Сегодняшний мир практически с наиболее интенсивной скоростью принимает коммуникационную и медийную сферы, что можно уверенно трактовать внедрением цифровых механизмов (с соответствующим  преобразованием навыков информационного восприятия), а также появившимися богатыми средствами производить и модифицировать собственный, личный, фактически незапрещенный Интернет-продукт самим пользователем. Сегодня, и в условиях технического прогресса, и в условиях некоторого социально-экономического и духовно-эстетического регресса, на информационном поле действуют Интернет-материалы всех трех (по вышеприведенной классификации А. Аствацатурова) ступеней прогрессирования. Причем очевидно, что ресурсы первой группы более активны и востребованы, вторые – на среднем уровне, а третья из перечисленных групп – достаточно редкая, поскольку применима лишь к развитым бизнес- единицам и требует по отношению к себе больше внимания и возможных резких модификаций. Личностные приоритеты современного молодого человека, его убеждения, мотивы и самовосприятие позволяют ему идти отнюдь не всегда на верные, морально- выверенные действия. Однако у него есть несомненная возможность вырабатывать свою личную, строго индивидуальную позицию с ее последующей устойчивой реализацией. Это плюс. Однако есть и минус, обусловленный обязательной в условиях рынка схемой «дать – взять», настраивающей индивида на устойчивое потребительство без какого-либо внимания к соседу. Достаточно ожидаемо, что у имеющегося поколения вырабатываются безотчетные морально-негативные позывы, разрушаются требуемые позитивные принципы, пропадает желание творить во благо, что особенно заметно в экономически- отсталой Российскйо Федерации. Такой негатив не может способствовать плодотворной работе в любой сфере бизнеса. Но имеет место быть подобная неуверенность в собственных способностях и у специалистов более сильных зарубежных экономик. 

Так, к примеру, уже в зачине романа проживающего Турции адыгского автора Инала Чатао «Джем и Элен» (Майкоп, 2013) одна из героинь, обсуждает со своим более молодым собеседником его предстоящее продвижение по службе. Парень, немного волнуясь, сообщает ей о том, что к нему переходит управление международной консалтинговой фирмой, поскольку шеф уходит в сторону и уступает ему место. Подобная перспектива буквально шокирует старшую женщину, ее абсолютно не  радует такой поворот в судьбе собеседника, за которого она искренне переживает: «Там малейшая ошибка приведет к миллионным потерям. <…> Он многое отдал этой компании, годами бился, страдал, мучился, тратил средства. <…> Боже мой, ты бредишь, что ли? Как же он может оставить ее тебе?» [6, с. 6]. Не хочет она для своего молодого друга возможной бизнес-нагрузки, но не меньшей напряженности. Кстати, подобный подход к бизнесу молодого поколения есть и у Анатолия Пренко в его рассказе «Черно-белая порода» (Майкоп, 2019). Здесь потерпевший неудачу в сегодняшнем сельском бизнесе фермер готов решать за своих повзрослевших детей. В разговоре с женой он высказывает собственное мнение о необходимости для сына открыть собственную мастерскую, однако собеседница резко осаждает его: «А это уже его дело! Его – не твое!... Знаешь, почему наши дети недовольны нами? Потому что мы суем нос туда, куда они нас не просят, и все занудно учим их! А они уже взрослые. Они хотят самостоятельности» [5, с. 37]. 

На фоне развернувшихся эмоций молодой человек растерялся и сам закомплексовал, согласившись с ней: «не горю желанием». Пугает молодых людей серьезная консалтинговая ответственность, что было бы вполне объяснимо в новорожденной российской экономике, но, оказывается, просматривается и на устоявшемся западном рынке. Причем если вести речь именно о новых медиа- проектах, производимых на базе предыдущих, то возможно (и даже необходимо) учитывать и тему партнерства. К примеру, даже на странице фирмы следует постоянно вести речь о коллективе авторов или специалистов, а отнюдь не об определенном числе блогеров. Несмотря на интенсивное вхождение цифровых технологий в реалии бытия, восприятие целей и возможностей бизнес- проектов  не слишком варьируется. 

К тому же, в целом, и само восприятие бизнеса, даже успешного и эффективного отнюдь не всегда позитивно, что видно на примерах рассматриваемых произведений. Так, у И. Чатао все тот же юноша, которому предстоит место директора фирмы, буквально жалуется на свою перспективу: «Представляешь, каждый вечер за столом терпеть этих пузатых дельцов, сидеть за трапезами. Деловые обеды, ужины, приемы, банкеты, гости, эксперты, скучные дамы…». Но тут же спохватывается («Работа не волк, в лес не убежит») и поясняет свой негатив («Мне просто жалко свою молодость губить»). Но есть здесь и другой мотив: ему страшно за уходящего старшего («Он мне брат, учитель, наставник, друг… А теперь мы врозь будем. Как он один-то справится? Тяжело ему будет»), что уже делает честь юному адыгу, не забывающему об этом и на коммерческой ниве. [6, с. 7] Именно тот пожилой бизнесмен, столь уважительно упоминаемый в зачине, и является главным героем романа И. Чатао, уже на раскрытии мотивов поведения которого строится дальнейшее изложение событий. 

Тем самым в этом произведении автора некоторым образом приподнимается завеса над несколько таинственной для отечественного читателя бизнес- сферой, представители которой, как выясняется, тоже люди, умеющие любить, переживать и быть достойными. И даже, порой, устающие от своих проектов и капиталов. В частности, весьма образно высказывается о ложной привлекательности капитала другой майкопский автор сегодня Владимир Кобелев в своей повести «Мой маленький бизнес». Разочаровался его герой в своем предпринимательстве: «Да, деньги – это величайшее зло, которое могло придумать человечество. За деньги можно купить все, – кроме бессмертия. И ради разноцветных бумажек люди рискуют жизнью» [2, с. 60].

Однако имеется в описаниях анализируемых авторов и позитивный настрой на бизнес- деятельность. К примеру, у А.С. Пренко в его уже упоминавшемся рассказе фермера говорящий порой просто упивается своим восторгом, наблюдая за своими коровами. Есть здесь этому по поводу многое: и умиление, и поклонение, и желание защитить. В общем, все благородные человеческие чувства применительно к черно-белым обитательницам сарая: «Летом в кормушках – травка, зимой – душистое – хоть чай заваривай! – сенцо. Каждый день пойло готовил. Все для них!» [5, с. 25]. И все многочисленные описания своего дела у рассказчика – в той же тональности. Аналогично налицо мысленный контакт с той же коровой и в повести Амира Макоева «Сады Масират» (Нальчик, 2015). Здесь такой контакт еще более углублен, чем у А. Пренко. Во втором случае для фермера животные – лишь некие партнеры по бизнесу и наглядные проявления его успеха. А у А. Макоева корова, стоящая в углу хлева, мысленный собеседник героини в ее переживаниях и намерениях. Мура ждет хозяйку Масират с нетерпением, она готова к разговору с ней и полностью открыта в своем общении, в чем нельзя не поверить автору: «Мура вытянула шею навстречу, как бы приветствуя ее и всем видом пытаясь сообщить ей: «Ты, родная, единственная моя!»» [4, с. 143]. И подобные сцены в прозе авторов вновь доказывают возможное присутствие человеческого фактора в современной бизнес- среде.

Следовательно, те или иные бизнес- сведения, приводимые современными СМИ в сегодняшнем мире преимущественно не имеют какой-либо эмоциональной оценки, в чем сильно проигрывают оценкам, приводимым в текстах художественных произведений. Авторы таких текстов способны и успешно делают это (как видно из примеров в статье), следуя логике «производить продукт, способный не оставить равнодушным» человека. И, как верно говорит о такой продуктивной возможности цитируемый нами выше А. Аствацатуров, «Мне важны живые проекты. В целом я люблю сложные проекты, объединяющие многие направления одновременно, – у меня был опыт, когда в одном проекте были связаны Интернет сайт, мобильный wap-сайт, SMS-сервис, видео-трансляция, съемочная площадка – объединить все это так интересно!» [1]. Пожелаем нашему бизнесу и в дальнейшем такого эмоционального, возможно, подпитываемого именно литературой, художественного задела.

Список литературы

1. Аствацатуров А. Интернет-проекты: важен человеческий ресурс // https://mediajobs.ru/career/artem-astvacaturov-internet-proekty-vazhen-chelovechesk

2. Кобелев В. Мой маленький бизнес // Литературная Адыгея. – 2011. – № 2. – С. 46-63.

3. Куек А.С. Золотая роса. – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2015. – 608 с.

4. Макоев А. Возвращенное небо: Повести, рассказы. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 208 с.

5. Пренко А.С. Черно-белая порода (Рассказ фермера) // Литературная Адыгея. – 2019. – № 2. – С. 23-38

6. Чатао И. Джем и Элен. – Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2013. – 208 с.

Опубл.: Хуако Ф.Н. Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций: Материалы III Международной научно-практической конференции. Т. 3. Краснодар: КубГУ, 2020. 280 c. С. 173-180