Поиск по этому блогу

ПРИРОДНО-СОЦИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ГРАНЬ (В ПАРЛАМЕНТСКОМ ОБСУЖДЕНИИ АДЫГЕИ) (= NATURAL-SOCIAL CIVILIZATIONAL EDGE (IN THE PARLIAMENTARY DISCUSSION OF ADYGEA))


В статье Ф. Н. Хуако на фоне указываемой актуальности вопросов будущего для мировых цивилизаций определено современное наличие цивилизационно-культурного подхода. Объектами статейного рассмотрения в современных цивилизационных условиях техногенного типа выдаются как социальные, так и природные компоненты на фоне ряда вопросов, оказавшихся сегодня предметом обсуждения для парламентариев РА. Как известно, в науке частыми выступают всевозможные описательные вариации сегодняшнего пост- индустриализма, а также предположительные макеты его выработки в российской государственности. При этом этно- характер и сопровождающая его национальная мысль вырабатываются посредством длительного выковывания связей в границах того или иного общества, с вовлечением его экономико-политических и исторических сред (с упоминанием состоявшихся в начале прошлого века массовых высылок гуманитарной интеллигенции из советской страны. Занимающие автора сегодня в новом веке при этом стержневые взаимосвязи сопутствуют некоторой личностной заданности. Но в современных технократических мироустройствах нередко возобладают стремления индивида победить природу, что автор иллюстрирует посредством анализа природно-социальной тематики проходившей в мае 2023 г. в Майкопе 38-ой Конференции Южно-Российской парламентской Ассоциации (ЮРПА). При этом общемировой человеческий завтрашний день находится в пределах как природной, так и социальной сферы, благодаря чему налицо мировая многополярная цивилизованность. При этом общемировой человеческий завтрашний день находится в пределах как природной, так и социальной сферы, что наглядно проявилось на примере парламентского обсуждения в Адыгее.

Цивилизационный сценарий, технократия, природа, социум, Республика Адыгея, парламент, обсуждение

In the article by F. N. Khuako, against the background of the indicated relevance of issues of the future for world civilizations, the current presence of a civilizational-cultural approach is determined. The objects of article consideration in modern civilizational conditions of a technogenic type are both social and natural components against the backdrop of a number of issues that are today the subject of discussion for parliamentarians of the Republic of Armenia. As is known, all sorts of descriptive variations of today's post-industrialism, as well as hypothetical models of its development in Russian statehood, are frequent in science. At the same time, ethno-character and the accompanying national thought are developed through a long-term forging of connections within the boundaries of a particular society, with the involvement of its economic, political and historical environments (with mention of the mass expulsions of the humanitarian intelligentsia from the Soviet country that took place at the beginning of the last century. Occupying the author today in the new century, core relationships accompany some personal predetermination. But in modern technocratic world orders, the individual’s aspirations to defeat nature often prevail, which the author illustrates through an analysis of the natural and social topics of the 38th Conference of the South Russian Parliamentary Conference held in May 2023 in Maykop Association (URPA). At the same time, the global human tomorrow is within both the natural and social spheres, due to which there is a global multipolar civilization. At the same time, the global human tomorrow is within both the natural and social spheres, which is clearly evident in example of parliamentary discussion in Adygea.

Civilization scenario, technocracy, nature, society, Republic of Adygea, parliament, discussion

На сегодняшний день мировая цивилизация обладает мощной и устойчивой конструкцией, которая отличается западным преобладанием среди восточного землеустройства стран. При этом проблематика будущего для сегодняшних мировых цивилизаций выступает весьма активно обсуждаемой. Соответствующие этому явления нередко оказываются в слиянии непосредственно с национальными культурами, что порождает цивилизационно- культурный подход. На стадии рассмотрения сегодня направлений формирования и прогрессирования современного в мире  социума в пределах цивилизационно- культурных сфер допустимо считать базовыми выделяемые сегодняшними учеными традиционалистский и техногенный типы цивилизаций.

Соответственно взращиваемому на признанном сегодня техногенном  пространстве контексту возникают иногда некие силовые трудности, в ходе которых темами усложненного обсуждения оказываются природно-социальные грани, порожденные как естественной средой, так и обществом. Технологически насыщенные цивилизационные стратегии при этом на ценностном поле обладают явно специфическими трактовками властно-силовых траекторий. Как говорит сегодня об этом Т. В. Плотникова, «Речь идет не просто о власти человека над человеком (в традиционном обществе), но о власти над любыми объектами в целях господства над ними» [1. с. 20]. Подобная специфичность обусловлена следующим: властью обладает личность, которая потенциально определяется жизненными обстоятельствами и ощутимо оглядывается на них, выстраивая собственный действенно-мыслительный ход. Таким образом, очевидна социально-историческая причастность присущего этносу характера как мобильно изменяющегося явления. Причем на различных стадиях реализации разнообразных цивилизационных сценариев (в частности, – интересующего нас сегодня техногенного типа), формирующие персональный нрав связи далеко не всегда могут передаваться по наследственной линии. Именно оттого национальный характер выступает отнюдь не как телесное, а более, – как хроникально- и социально- обусловленное явление в этнических архивах. Объектами исследовательского изучения нами в современных цивилизационных условиях техногенного типа выдаются как социальные, так и природные компоненты на фоне соответствующих вопросов, оказавшихся в наши дни предметом обсуждения для парламентариев Республики Адыгея.

Как известно, в исследовательских версиях наиболее частыми выступают всевозможные описательные вариации сегодняшнего пост- индустриализма, а также предположительные макеты его выработки в российской государственности. Тем не менее унисон- формой здесь звучит и при этом выделяется следующая тональность, которую, к примеру, сегодняшний культуролог, доктор социологии из Краснодара Айтеч Хагуров обозначает так: «культура играет в перспективе глобальной цивилизации всё возрастающую роль» [2. с. 270]. Однако порой в наше время  постиндустриальный социум трактуется только в качестве этапа техно- насыщенного прогрессирования, причем возможности преобразования культурно-базовых приоритетов в этом случае отнюдь не обсуждаются, и это заметно ущемляет мировые гуманитарные сферы.

Вообще к выделяемой в вышецитируемой цитате Айтеча Хагурова тенденции приближена «и в то же время имеет свои особенности концепция мировой глобальной цивилизации, не являющейся альтернативной локальным цивилизациям, а представляющей единство в многообразии» [2. с.  271]. Созвучно такой версии единства в многообразии мнение другого современного политолога А.М. Гайича из Сербии. Как считает он, налицо следующее. Образ действий ведущих глобальных стран сегодня обусловлен именно мировой многополярностью, вследствие которой «каждый в первую очередь заботится о своих собственных интересах, а блоки и сферы играют меньшую роль, что значительно усложняет ситуацию, чем это было в 1914 и 1918 годах» [3. с. 90].

Непосредственно подобной, обращенной к отдельной нации, обусловленностью объяснимы столь частые сегодня этнические социально-политические проявления. При этом этно- характер и сопровождающая его национальная мысль (в том числе, – психология) вырабатываются посредством длительного выковывания связей в границах того или иного общества, с вовлечением его экономико-политических и исторических сред. Стержнем подобной концепции могут выступать стратегии, включаемые в  социальные связи и устройства, то есть нередко это элементарно хроникальная, а также выстраиваемая обществом (или его властителями) сфера. Так, в частности, в Советском Союзе прошлого века осенью 1922 г. из Петрограда отходили германские пароходы, отправлявшие из страны властных оппозиционеров, тактичных, далеко не яростных, но смущавших верхушку своим присутствием. Одновременно судна с представителями интеллигенции отчаливали из Севастополя, Одессы, а также пускались в путь московские паровозы. Вследствие чего, как провозглашает тогдашняя пресса («Известия ЦК РКП(б)», 1922, сентябрь) и напоминает нам сегодняшний «Дилетант», за рубеж советской страны оказались «устранены антисоветские элементы из мира политиканствующих адвокатов, литераторов, студенчества и т.п.», а это, в свою очередь, получило «полную поддержку в трудящихся массах». [4. с. 12]

Возникавшие в истории вопросы цивилизационных сценариев историческими механизмами и их участниками рассматривались как прогрессивно, по мере развития, так и натужно, с применением силы, что подтверждается вышеабзацным примером и подводит нас к упоминанию идеологической заданности, обязательно присущей советскому строю. Действительно, непосредственно идеологические установки ставит во главу партийного угла тогдашняя XII конференция РКП(б). Однако подобная заданность устанавливалась весьма безапелляционно и даже, – жестоко. Как отмечает по этому поводу цитируемый нами В. Цветков в современном «Дилетанте», «Лучше, точнее и конкретнее всего эту логику выразил Ленин, причем на протяжении 1922 года неоднократно. Вот, например, его указание: «Обязать членов Политбюро уделять 23 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменных отзывов и добиваясь присылки в Москву без проволочи всех некоммунистических изданий…». В письме к Феликсу Дзержинскому Ленин уже настаивает на необходимости собрать «систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей»» [4. с. 15]. И вот стержневая мысль представленной сегодня в «Дилетанте» публикации Василия Цветкова, отчетливо пересекающаяся с нашей текущей статейной тематикой в ее социально-обусловленной стезе: «Однако высылаемые не принадлежали к какой-либо конкретной антибольшевистской группе и тем более к партии. Но многих из них объединяло участие в различных «общественных организациях» (как мы бы их сейчас называли), а также научных и культурных сообществах. Беспокойство властей вызывали не столько представители естественно-научной (гораздо более материалистически настроенной), а именно гуманитарной интеллигенции. Идеалисты уходящего в историю Серебряного века» [4. с. 14].

Развитие современного техногенного типа цивилизационных сценариев, как считают сегодняшние культурологи, предваряли глобальные хроникальные преобразования великих мировых культур (античной и средневековой). Сочетание их на стадиях реформирования и просветительства породило ценностную среду, фактически наполнившую современный техногенный цивилизационный тип. Поскольку также в течение века предыдущего появились как социально-реалистические, так и либерально-демократические, и даже мистические и прочие миропонимания, с ними возникли, как верно считает А.М. Гайич, «новые союзы, новые конфликты, новые разногласия и новые интересы», благодаря чему «история как восприятие прошлого подверглась переосмыслению» [3. с. 90]. И, как отмечает в унисон А. Гайичу В. Цветков, подчеркивая при этом столичную распространенность описываемого, «Невзирая на все превратности внутренней политики, в Советской России образовывались новые сообщества, продолжали свою работу прежние, функционировали «вольные» издательства, выходили независимые журналы и альманахи. Названия некоторых из них говорят сами за себя: «Вольная философская ассоциация», «Вольная академия духовной культуры», «Философское общество при Петроградском университете», журналы «Мысль», «Мысль и слово», «Вопросы философии и психологии»» [4. с. 14]. Тем самым, эти два современных мнения условно образуют весьма своеобразное сочетание в вопросе тогдашних духовных и ценностных «новшеств». А констатация их персонально-личностной направленности выделяет обращение тогдашней общественно-политической среды к индивиду, что помогало ей хотя бы частично остаться таковой в условиях строгой идеологической заданности.

Интересующие нас сегодня в новом веке при этом стержневые взаимосвязи сопутствуют такой личностной заданности, носитель которой относится к определенной, обязательно конкретизированной этно- сфере, отнюдь не уходящей от межцивилизационных взаимодействий. Исходя из того, что уже минул целый век с момента окончания самого заметного межгосударственного конфликта прошлого столетия (I Мировой войны) сегодняшняя расположенность мировых империй в планетарном масштабе ощутимо разнится с тем историческим периодом. Как считает по этому поводу цитируемый выше доктор социологии Айтеч Хагуров, «Одна из распространенных концепций исходит из того, что общество как в прошлом, так и в будущем будет представлять собой ряд самостоятельно развивающихся цивилизаций и культур, у которых нет общей траектории. В таком понимании, история народов носит культурно-замкнутый индивидуальный характер» [2. с. 270-271]. Несомненным в данном случае можно полагать: каковыми бы ни выступали атмосферные средовые узлы для того или иного этно- представителя, конкретная этническая отнесенность при этом определяет его преобладающую индивидуально-личностную мотивацию.  

Помимо этого мотивационную функцию в полной мере исполняет также и территориальная приближенность индивида, входящая в    интересующую нас природно-социальную грань. Достаточно специфические природные черты кавказской среды заметно обусловили этнический характер местного жителя. Уже в многовековых словесных эпосах кавказских наций такие территориальные качества просматривались в полной мере, и это налицо еще в фольклорных текстах (как в сказах, легендах, так и в ритуальных процедурах). Причем объектами влияния относимых к традиционным мировых цивилизационных сценариев отнюдь не являются природные точки.

В современных технократических мироустройствах, «напротив, преобладают ценности преобразования мира, стремление человека к власти над природой, над социальным» [1, с. 19], как полагает сегодня цитируемая нами выше Т.В. Плотникова. По этому целевому поводу можем привести именно местный пример. Так, напрямую природно-социальной проблематике посвящены основные вопросы проходившей непосредственно в двадцатых числах весеннего месяца (май, 2023) в Майкопе 38-ой Конференции Южно-Российской парламентской Ассоциации (ЮРПА). Обсуждения данного Комитета ЮРПА (по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению под руководством депутата Госсовета-Хасэ РА А. Лободы)  были нацелены здесь на возможное улучшение административных правовых установок. Рассмотрим далее более подробно как природную, так и социальную тематическую заданность этих парламентских обсуждений.

Что касается в этой парламентской работе природной проблематики, то можно выделить здесь такие совещания Комитета ЮРПА по аграрным вопросам и природопользованию, на которых оказались обсуждены следующие проблемы. Это шаги, включающие уменьшение препонов для вакцинирования на производящих птиц фермах. Также здесь предполагались возможности государственного субсидирования сельских хозяйств. Обсуждались меры, рекомендующие разумное применение имеющихся водо- ресурсов. В сфере АПК, кроме того, имело место в качестве актуального рассмотрение возможной на юге проблемы битвы с грызунами. Также заместителем председателя парламента РА Эдуардом Цеевым было предложено внести преобразования в госпрограмму действенного привлечения к работе участков сельхозназначения, а также российской мелиорации посредством соответствующих государственных субсидий. Помимо этого к сфере АПК принадлежало предложение представителей парламента Волгограда. Оно содержало ряд ходов по финансовому содействию частому производителю овощной рассады. Соответственно предложениям депутатов субсидии таковым начинают выплачиваться с опорой на объем, измеряемый среди корней рассады, вскормленной на земельных участках посредством способов досвечивания. Также в природной струе имели место обсуждения, касающиеся введения правовой нормы относительно хозяина, не умеющего соблюдать требования к содержанию домашних животных. Данная тематика обусловила интенсивную дискуссию, инициированную астраханскими депутатами. В итоге, как было сформулировано общим мнением парламентариев, в наши дни, когда на большей части отечественных территорий просматривается тягостная обстановка, касающаяся заброшенных домашних зверей, следует оптимально скорее ликвидировать такой имеющийся законодательный провал.

Относительно социальной струи благополучно и результативно обсудили парламентарии два проекта Госсовета-Хасэ Адыгеи, нацеленных на улучшение республиканской схемы поставки медицинских средств.  Депутаты настаивают на расширении: во-первых, списка групп населения; во-вторых, – диагностических видов, в ходе лечебного покорения коих медицинские препараты предоставляются пациентам бесплатно в соответствии с врачебными рецептами. Были приняты данные проекты. В социальной сфере оказались также предложены меры, позволяющие гарантировать автомобильный транспорт инвалидам военных действий, а также – еще целый ряд касающихся такого инвалида реабилитационных и медицинских услуг. Применительно к мирному населению парламентарии рассмотрели проблемы обладания имущественной общностью в квартирных домах, а также аспекты налаживания санитарной и экологической гарантии в местах проживания. 

В рамках интересующей нас здесь природно-социальной направленности отнюдь не были обойдены инициативной дискуссией вопросы сбережения, применения, а также презентационного представления предметов культурного наследия. Относительно данной тематики оказался озвучен депутатом Госсовета-Хасэ Адыгеи Евгением Саловым целый комплекс предложений, касающихся вопросов по детализации пунктов профессиональной аттестации, применяемой к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам.

Тем самым обратимся к подытоживанию. Вдалеке от обоюдной приближенности социально-природной сферы, а также выковываемого в ее рубежах этно- характера не может действовать никакая нация. Причем стадии вырабатывания как персонального, так и массового сознания продлеваются и десятилетиями, и веками. Отходя от названной обоюдности некий этнос может упустить собственное наличие в мировой глобализации.  Сведения, насыщающие образ мыслей и личности, и нации вырабатываются путем опоясывающей их цивилизационной сферы. Вообще в прогрессировании сегодняшней техногенной цивилизации ощутимую функцию несет стремление наций к нахождению, а также к реализации новых технологий. Их инициаторами и носителями выступают как машины, так и люди, даруя миру ново- выработанные ресурсы (как производственные, так и административно-коммуникативные). Представители отечественных территорий в ходе упомянутой нами в работе конференции ЮРПА проанализировали около семи десятков инициативных предложений, направленных в федеральные органы. При этом общемировой человеческий завтрашний день находится в пределах как природной, так и социальной сферы, благодаря чему налицо мировая многополярная цивилизованность. Всякая этническая общность располагает конкретной не только географической, но и хроникальной гранью, персональными чертами как собственного социума, так и собственной природы, что наглядно проявилось  на примере вышерассмотренного парламентского обсуждения в Адыгее. 

Список использованных источников

1.      Плотникова Т.В. Слово. Нравственность. Закон: Сб. научн. тр. – Ч. I. – Краснодар: КубГУ. - Ставрополь: Альфа Принт, 2009. – 220 с. – С. 19-25.

2.      Хагуров А.А. Культурология: Учебник. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – 374 с.

3.      Гайич А.М. Новые западные тенденции в попытке пересмотреть историю (на примере исторической памяти о Первой мировой войне) // ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТИ. Информационные ресурсы, методы и исследовательские практики в России и за рубежом: Доклады Международной научно-практической конференции (Москва, 28-29 ноября 2019 г.). – М.: Изд. Центр РГГУ, 2019. – 29,6 усл. печ. л. – С. 89-97

4.      Цветков В. Вон из России! // Дилетант. – 2022. – № 084. – С. 12-17.

List of sources used

1.      Plotnikova T.V. Word. Moral. Law: Sat. scientific tr. – Part I.Krasnodar: KubSU. - Stavropol: Alpha Print, 2009. – 220 p. – pp. 19-25.

2.      Khagurov A.A. Culturology: Textbook. – Krasnodar: KubGAU, 2014. – 374 p.

3.      Gayich A.M. New Western trends in an attempt to revise history (using the example of historical memory of the First World War) // HISTORY OF MODERNITY. Information resources, methods and research practices in Russia and abroad: Reports of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 28-29, 2019). – M.: Publishing house. Center of the Russian State University for the Humanities, 2019. – 29.6 conventional units. oven l. – pp. 89-97.

4.      Tsvetkov V. Get out of Russia! // Amateur. – 2022. – No. 084. – P. 12-17.

Опубл.: Хуако Ф.Н. Природно-социальная цивилизационная грань (в парламентском обсуждении Адыгеи) NATURAL-SOCIAL CIVILIZATIONAL EDGE (IN THE PARLIAMENTARY DISCUSSION OF ADYGEA) // ДОКЛАДЫ АМАН. – 2023. – Т. 23. – № 3. – СС. 49-56.

Л. eLIBRARY ID: 54708709 

Л. EDN: TWJEBI                                          

Л. DOI: 10.47928/1726-9946-2023-23-3-49-56