«Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа», – восклицал еще в XVII в. немецкий ученый-энциклопедист, философ-логик, математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Однако уже в прошлом веке в нашей стране художественный словотворец Александр Грин в своей знаменитой «Бегущей по волнам» (1928) продолжает ту же мысль, привязывая эту сокровищницу непосредственно к вузам. Здесь его рассказчик в девятой главе, занимающийся на борту корабля книгами, наблюдает за восклицанием тревожащего его штурмана Синкрайта: ««Смотрите, совсем новая книга, и уже листы разрезаны!» – или: «Впору университету такая библиотека»» [1: 57]. В наше время на современной стадии библиотечного прогрессирования подобную вузовско-библиотечную соотнесенность можно считать устоявшимся явлением.
В культурно-образовательной и книжной средах нового века вполне допустимо наблюдать следующее. На библиотечных площадках либо просто вблизи библиотек компонуются, выстраиваются, разрабатываются ранее неизвестные там учебные комплексы, а иногда, – профессиональные образовательные учреждения внутри фирм. Однако, насколько явно заметно сегодня, такая центровая склонность чаще присуща всего лишь масштабным и обширным библиотечным стенам в крупных городах. А вот рядовая современная библиотека в провинциальной России преимущественно обделена вниманием науки и бизнеса. И вообще, как справедливо отмечает один из специалистов по профилю, зам. директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра НБ СФУ Светлана Тюкина, чье интервью мы читаем в информационно-аналитическом журнале «Университетская книга» летом 2022-го года: «на сегодняшний день в программах «Приоритета 2030» практически нигде не упоминается библиотека. В лучшем случае о ней говорят эксперты на библиотечных мероприятиях» [2]. И приведенная в цитате мысль библио- специалиста служит достаточным основанием для обоснования нашей статейной актуальности.
Реальная статистика демонстрирует: в наше время в нашей стране функционируют около пяти сотен библиотек при вузах, содержащих около двадцати тысяч специалистов и обслуживающих около пяти миллионов студентов. Произведенное нами исследование ощутимо демонстрирует: советское почитание библиотек в некотором роде можно считать частично унаследованным. Рассматриваемое учреждение для стремящегося к знаниям учащегося все так же уверенно выступает достаточно полноценным интеллектуальным ресурсом.
Объектом рассмотрения у нас избирается, условно говоря, немного забытая в цифровую эпоху книжная полка; поскольку возможности (и библиотечные (как источниковые, так и профессиональные), и вузовские) в их взаимном сочетании активизируют нашу проблематику. Несмотря на то, что вузовская библиотека вполне уверенно предполагает уже не первое десятилетие достаточно сконструированную, выработанную публику, а с ней, – и адекватную оценку того или иного читательского позыва. Тем не менее, все активнее она уступает планетарной цифре. Весьма заметна такая негативная поступь. Ведь первые десятилетия текущего столетия вузовские руководители даже задумываются об излишнем наличии данной конструкции, ошибочно опираясь на доступность Интернет- сведений. И потому осмелимся стартовать свои рассуждения с мысли об имеющемся у вузовской библиотеки места в социуме.
Вузовская библиотека способна занимать ощутимую деятельностную нишу в активности всего образовательного учреждения. Несомненно, обладая сведениями и навыками, помогающими налаживать межкультурную внутривузовскую и внешнюю сферы общения, ей удается выступать заметным, многогранным и мобильным членом учебно-научного и культурного механизмов. Библиотечные сотрудники в этом случае налаживают технологии взаимно- выгодного контакта и со своими сотрудниками, и со специалистами вуза либо, целиком, – с конкретными университетскими отделами. Подобная взаимная контактность ощутимо содействует аудиторным реалиям, поскольку поддерживает преподавательские кадры в организации, налаживании и претворении программного материала. Библиотека, обладая образовательной лицензией, вправе разрабатывать учебный курс, что она и делает порой весьма убедительно. Она достойно и полноценно реализует источниковые потребности большинства идущих за книгой членов этого вида деятельности, мобильно и с готовностью отзываясь на читательскую прихоть. К таким культурно- насыщенным механизмам в социуме могут быть отнесены, наряду с библиотечными, еще и редакционные, и музейные конструкции. Время от времени те или иные сотрудники по культурному цеху способны выступать с инициативой организации культурно-просветительских мероприятий. Можно признать: университетские библиотеки в этом случае обладают заданным позитивом, поскольку здесь «автоматом» присутствует получатель-клиент, благодарный и удивленный, т.к. большее число их посетителей составляют студенты. Вообще библиотека по своей сути содействует культурно-образовательному прогрессированию индивида, в том числе, и того, который не вписывается в сферу библиотечного интенсивного контакта, а в ее этой сфере – ощутимый ресурс.
Библиотека университета являет собой реальную площадь разума, науки, профессиональных сведений и творческих стимулов, причем она территория действующая и мобильная. С момента своего основания (1993) рассматриваемая нами научная библиотека МГТУ работает одной из базовых конструкций Майкопского государственного технологического университета, которая была открыта в один день со своим вузом. При этом она в своей деятельности сохраняет для него имидж в качестве некоего средоточия науки. И об этом можно говорить, опираясь на явную ощутимость ведомых вузом изысканий, которые соответствуют злободневным позывам научного прогресса, а также, – планетарным шаблонам и, главное, – этическим приоритетам. В наши дни библиотечные ресурсы МГТУ составляют более 600 тыс. документов (как электронного, так и книжного формата). Здесь зафиксировано примерно 10 тысяч абонентов, кои каждый год получают и используют более 180 тыс. экземпляров, что заметно поддерживает как научный, так и творческий настрой целого ряда факультетов, курсов, групп и индивидов. Для такой разносторонней деятельности библиотека МГТУ содержит отдельный читальный зал, который обустроен во благо века цифровой автоматизацией: персонализированными местами для работы в интернет-сети.
В своей активности библиотека не замыкается на собственных интересах. Она обращена как к университетским, так и к внешним платформам, не боится сетевых связей. Непосредственно здесь собирается, структурируется преимущественное число сведений и данных, поскольку она прогрессирует одновременно с вузом, принимая в учет многие актуальные сигналы в социуме. Посредством ее ресурсов выстраивается требуемая по интеллектуальным потребностям степень источниковой обеспеченности, выводящей и преподавательскую, и исследовательскую активность в рамках вуза. Причем применительно к такой грани общения вузовской библиотеки, как открытая наука, можно сказать, что вопросы открытого доступа достаточно пересечены с установками научной этики. Это стимулирует библиотеку к неизменной и устойчивой обращенности к профессорско-преподавательскому кадру, что является наглядным примером для интересующегося студента. Открытые лекции библиотеки, выстраиваемые с учетом запросов специалитета, а также – интересов большого круга иностранных студентов, – все это обеспечивает востребованную здесь деятельностную открытость. Таковая нередко выступает показателем деятельностного качества. И потому «университетская библиотека как саморазвивающийся в последние 30 лет сегмент должна стать заметной, в том числе, и для наших учредителей, т.е. ведомств» [2], утверждает сегодня директор Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена Натела Квелидзе-Кузнецова. И потому рассмотрим далее более подробно реально конкретные достоинства, предлагаемые современной вузовской библиотекой (МГТУ) читателю.
Поскольку фактически библиотека в своей функциональной заданности выступает фокусом профессиональных макетов, а также – точкой средоточия стратегий партнерского влияния, то многое здесь нацелено на специалитет. Именно этим занят, к примеру, в МГТУ «Отдел комплектования и научной обработки литературы», обеспечивающий и гарантирующий доступ читателю к справочным и учебным изданиям, включающим каждый из программных предметов. Библиотека обязана достойно нести свою функцию по сохранению и донесению такого рода информации, и потому на своем сайте по поводу данного отдела она обещает: здесь индивид сможет с помощью сотрудника «1) проверить наличие изданий и количество экземпляров по профилям образовательных программ; 2) подать заявки от кафедр на приобретение литературы, необходимой для обеспечения учебного процесса и научной деятельности» [3] и проч. Действительно, ощутимо заметным для входящего в библиотечные стены выступает информационный вал, который порой пугает, к примеру, – растерявшегося первокурсника. И здесь его буквально спасает встающий ему на помощь библиотечный сотрудник, последовательно и убедительно разъясняющий ему его персональную тематическую ориентацию с указанием лучших путей. Это профессионально обеспечивает требуемый при обучении доступ к информации, присутствующей не только при личном читательском визите, но и виртуально, посредством электронной системы МГТУ (ЭОС).
Да, считает жизнь, книжная полка помогает тем самым научному исследователю в его порывах, но нужна ведь и помощь науке в таких взаимных реализациях. И потому ощутимым подспорьем в ходе организации интеллектуальной верхушки выступает, как считают специалисты МГТУ, применение здесь проектного подступа к образовательной деятельности. Так, в частности, весной 2019 года здесь была создана Проектная школа образовательного центра «Полярис-Адыгея»: с 30 октября по 8 ноября в стенах вуза проходят кружковые образовательные программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, ведущие такие направления, как агротехнология и биотехнология. Возможно, наглядных, окончательно сложившихся проектов здесь не так много. Однако считаем это достоинством, поскольку именно библиотеки в таких проектных случаях способны выступать центрами плодотворного партнерства. Реализовать творческие планы, приобрести финансовые ресурсы, а также обоснованно сконструировать воплощение собственного проекта творческая группа гораздо чаще способна именно под патронажем библиотеки. Более того, библиотека имеет возможность сама представить инициативу и подать заявку на один из многочисленных сегодня направленных на социальную проблематику конкурсов. В число проектных участников способны также быть включены работники профильных учреждений, ученые и профессорско-преподавательские кадры вуза, интересующиеся тематикой студенты. Проектные стратегии на образовательно-исследовательской стезе содействуют в осуществлении наиболее ярких творческих задумок. Они открывают горизонты долговременного выстраивания карьеры специалисту, а также предоставляют потенциал ему для собственного воплощения на базе многочисленных и всевозможных источников в ходе претворения научных инициатив, нацеленных на социум, но разрабатываемых в вузовской библиотеке.
Таким образом, ведя речь о вузовской библиотеке как о структуре в новом мире, допустимо оглянуться на такие, профессионально формулируемые в наши дни, деятельностные установки. Они способны стимулировать плодотворные технологии воздействия на читателя. Подытоживая, перечислим. Это: во-первых, представление учреждения именно как ресурсного средоточия, способствующего творческой реализации исследователя; во-вторых, непрерывная, закономерная оглядка библиотечных сотрудников на читателя. Тем самым, вузовская библиотека способна содействовать достойно производимому образовательно-научному ходу, что было выявлено нами выше применительно к МГТУ как к действующему вузу с его кадрами и студентами. То есть, в случае осуществления почитаемого сегодня мастерского принципа библиотекаря «не для пользователей, а вместе с ними», возможна реализация такого профессионального закона, высказанного в ходе II Конкурса («Лаборатория Лидерства: лучший университетский библиотекарь»), состоявшегося в конце 2022 г. в Йошкар-Оле, как: «Мы консультируем, обучаем, рассказываем, показываем». [4] Именно подобная профессиональная многогранность, которая была частично проиллюстрирована в вышеизложенной работе, так и остается заявленной нами потенциальной проблематикой к последующему расширяющему изучению.
Литература:
1. Грин А. Алые паруса. – М.: Эксмо, 2009. – 237 с.
2. Университетская библиотека: приоритетные направления (19.08.2022) // http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/13699-universitetskaya-biblioteka-prioritetnye-napravleniya.html
3. Библиотека МГТУ (06.06.2022) // http://www.lib.mkgtu.ru/index.php/nauchnaya-biblioteka
4. Университетская библиотека как центр инноваций (25.12.2022) // http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/14335-universitetskaya-biblioteka-kak-tsentr-innovatsiy.html
Опубл.: Хуако Ф.Н. (= Khuako F.N.). Вузовская библиотека как структура в новом мире (на примере МГТУ) (= (= UNIVERSITY LIBRARY AS A STRUCTURE IN THE NEW WORLD (FOR EXAMPLE OF MSTU)) // Сохранение и развитие родного языка в условиях глобализации: современные методы и технологии: Мат-лы VI Международной научно-методологической конференции, посвященной Международному десятилетию языков коренных народов (2022–2032). – Майкоп: изд-во "Магарин О.Г.", 2024. – С. 144-147.