Деловое общение является одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов но социальным и правовым услугам населению, в частности, подготовки секретарей-референтов.
Что же такое культура делового общения? Рассмотрение этого вопроса проведем по следующей логической схеме: Общение → Деловое общение → Культура делового общения.
Поскольку мы анализируем деловое общение в его психологическом аспекте, определим термин «общение» в этом ракурсе. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (1).
Отсюда, деловое общение – это, прежде всего, коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы коммуникация была эффективной, способствовала достижению целей участников общения. необходимо соблюдение определенных установок, составляющих культуру делового общения.
Специфика профессиональной деятельности секретаря-референта указывает на то, что одной из самых распространенных форм реализации его делового общения является деловая беседа. Деловая беседа – разговор (общение) между собеседниками, связанными отношениями дела и имеющими необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Начальный этап беседы имеет психологическое значение. Первые фразы секретаря часто решающим образом воздействуют на собеседника.
Прежде чем приступить к основной части беседы, секретарь должен создать непринужденную обстановку ее проведения. Для того чтобы разговор был эффективным, секретарь может направлять беседу в нужное ему русло, задавая наводящие вопросы.
Завершая деловую беседу, секретарь подводит итог, т.е. принимает конкретное решение по обсуждавшемуся вопросу и высказывает его собеседнику. Знание психологических и тактических особенностей деловой беседы, а также владение практическими навыками ее проведения и направления позволит специалисту любой сферы и, в частности, специалисту социального сервиса добиваться желаемых результатов в деловом общении.
Таким образом, очевидна необходимость серьезного изучения основ психологии общения будущими специалистами социально-культурной сферы. Практика использования психологических факторов в производственной и социальной сферах с каждым годом расширяется. Следствием этого явилось развитие системы психологических наук: социальной психологии, психологии труда, управления и т.д. Успехи развития психологиче-
141
ской теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования. Во всех развитых странах общая и профессиональная психологическая подготовка стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и управления. Но это в большей степени касается западных стран, особенно США. Все сказанное ни в коей мере нельзя отнести к положению дел, существующему в нашей стране.
На наш взгляд, исправить имеющуюся ситуацию сможет только внесение серьезных изменений в подготовку кадров, занимающихся организацией и управлением производством во всех сферах и на всех уровнях, в частности, введение в вузах дисциплины «Психология делового общения». Это может способствовать формированию у специалистов соответствующих знаний, умений и навыков как залога их успешной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Краткий психологический словарь / Сост. А.А. Карпенко. – М. Политиздат, 1985.
142