Возникновение новых социально-экономических условий и становление рыночных отношении вызывают к жизни новые элементные нормы. Во всем цивилизованном мире деловой этикет прочно занял свое место в бизнесе. Являясь частью делового имиджа, этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека.
По определению, существующему в научной литературе, этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
139
Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала, и в соблюдении которых имеет особое значение определение формы поведения (1, С. 125).
Одной из разновидностей этикета является деловой этикет. Под деловым этикетом понимают как специфическую культуру человека, условия, в которых совершается то или иное дело, так и сами нормы этикета. В более узком смысле, деловой этикет – определенные нормы, регламентирующие поведение деловых людей в различных ситуациях профессионального и делового общения.
Этикет тесно связан с моралью, его нормы имеют нравственное содержание. В сфере этикетного общения определяющим является возведенное в нравственный принцип правило: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с Вами, поступайте и Вы с ними».
Нормы делового этикета имеют практическое значение, а их специфика проявляется во взаимодействии и реализации следующих функций: регулятивной, воспитательной, коммуникативной и психогигиенической.
Далее мы рассматриваем деловой этикет как составляющую имиджа бизнесмена. Деловой этикет как часть технологии самопрезентации включает в себя:
1) речевой этикет;
2) этикет делового телефонного разговора;
3) невербальное поведение;
4) организацию приемов;
5) внешний облик деловых людей.
Однако результаты проведенного нами на одном из предприятий города опроса показали, что лишь два из указанных пунктов – вопросы организации приемов и умение одеваться соответственно деловой обстановке – вызывают сейчас повышенный интерес у майкопских предпринимателей, желающих овладеть искусством самопрезентации. Поэтому в своем исследовании мы более подробно останавливаемся именно на этих аспектах технологии самопрезентации.
Применительно к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы вопросы, касающиеся делового этикета, приобретают еще большую актуальность. Деловое общение – ведущий аспект деятельности секретаря-референта. Поэтому правила поведения в официальной обстановке, умение расположить к себе клиента и поддержать авторитет фирмы путем собственного безупречного поведения, навыки в организации и проведении деловых приемов, умение соблюдать этические нормы при ведении телефонных переговоров – все это необходимые атрибуты профессиональной деятельности секретаря-референта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Все об этикете / Сост. Н Крохина. – Ростов н/Дону: Феникс. 1997.
140
Опубл.: Хуако Ф.Н., Гребенюк О.В. Деловой этикет как элемент бизнеса // Новое в социально-культурной сфере и туризме: материалы третьей и четвертой научно-практической конференций МГТИ. – Майкоп: Изд-во МГТИ, 1999. – 175 с. – С. 139-140. (ISBN /847694)