Поиск по этому блогу

ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЕРЕНТА

В условиях становления рыночных отношений в современной России появилось много специалистов, основным видом профессиональной деятел­ьности которых стал бизнес. При этом умение вести деловой разговор является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. Однако у большинства современных руководителей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать их потенциальные возможности. Руководители все чаще начинают осознавать, что доверить информационно-документационное и организационное обслуживание собственной деятельности или деятель­ности фирмы в целом можно лишь профессионально обученному специа­листу. Подобное понимание роли референта пришло с развитием новых форм экономических отношений, когда неграмотно оформленный документ не признается имеющим юридическую силу, информация не вовремя обработанного и доложенного документа не была учтена при принятии решения, и все это в результате привело к экономическим потерям.
В современных словарях утверждается, что референт – это должностное лицо, являющееся докладчиком, консультантом по определенным вопросам; кроме того, референт – это лицо, делающее или читающее реферат. И если в Древнем Риме одним из значений слова «референдарий» (к этому устаревшему слову, несомненно, восходит слово «референт») было «личный секретарь и докладчик императора», в более современном значении рефе­рент ассоциируется с помощником руководителя — должностным лицом, помогающим руководителю во всех его служебных делах. Помощник,
85

разумеется, не только готовит материалы к докладу руководителя, не только консультирует его, но и выполняет самые разные его поручения. Ведь перечень его обязанностей и навыков огромен: уметь составлять документы делового и научно-делового характера; уметь подготовить для руководителя продуманные инициативные предложения; консультировгпъ руководителя в устной беседе по многим специальным вопросам (экспромтом или предварительно изучив их); выступать (а в иных случаях и действовать) от имени своего руководителя по его поручению; редактировать чужую рукопись или текст, готовящийся к изданию или переизданию; рецен­зировать материалы делового и научного характера в рамках своей компетенции; составлять объявления, рекламные тексты, аннотации, бук­леты к выпускаемой продукции, анонсы; составлять статьи или заметки для опубликования в газете или журнале; давать интервью для радио, телевидения или прессы; конспектировать устное выступление (докладчика, лектора, лица, выступающего по радио, телевидению, на митинге и др.); реферировать (конспектировать) любые письменные материалы; составлять деловые письма, договоры и другие деловые документы; организовывать конференции, совещания, презентации, выставки, приемы и т.д. Подобное деловое общение и, соответственно, речевое продуцирование осущест­вляется с помощью речи – устной и письменной. Поэтому профессиональная деятельность референта невозможна без овладения современной культурой делового общения. Более того, то, как должностные лица, ответственные за принятие решений, проводят переговоры, как беседуют с посетителями и клиентами, демонстрируя собственную эрудицию и знание конкретного вопроса, насколько непринужденно дают интервью средствам массовой информации, как, наконец, ведут себя на важном приеме, доказывая достаточное знание протокола и этикета, – все это является в большинстве своем плодом кропотливой работы их референтского корпуса. Из сказанного следует, что референт – редкий специалист, который должен являться неким универсалом, сочетающим компетентность и способность научно-делового осмысления вещей с умением действовать, реализовывать намеченное, добиваться успеха. Также референт руководителя – это голос фирмы. Не все клиенты и партнёры общаются с руководителем, но каждый без исключения слышит голос референта, в результате чего (в зависимости от качественных характеристик этого голоса) складывается прочное представление о фирме. Следующая группа профессиональных личностных характеристик рефе­рента включает качества, касающиеся внешнего вида. Референт руково­дителя не должен выглядеть вызывающе, антипатично и неуместно. Во всём необходимо придерживаться «золотой середины» – в причёске, макияже, поведении, отношении к работе. Референту необходимо быть всегда

86
или казаться уверенным в себе, в своих силах, говорить и двигаться спо­койно, с чувством собственного достоинства. Посетителя, клиента и парт­нера в офисе должен встретить внимательный референт, готовый как можно быстрее решить его проблему и обладающий выявленным и исследованным нами ниже комплексом личных и деловых качеств и навыков.
В результате анализа итогов проведенного на предприятиях города Майкопа анкетного опроса были выявлены 13 необходимых референту профессиональных и личных качеств, приведенные далее по мере убывания приходящегося на них количества баллов (от 13 до 1): 1) работоспособность; 2) уверенность в себе; 3) активность общая и интеллектуальная; 4) комму­никабельность; 5) организованность; 6) стрессоустойчивость; 7) аккурат­ность; 8) честность и порядочность; 9) гибкость поведения; 10) неконфликтность; 11) здоровье; 12) преданность руководителю; 13) обаяние. В ходе анкетного опроса также были сформулированы и оценены 7 групп необхо­димых референту знаний, умений и навыков (от 7 до 1 балла): 1) делопроиз­водство; 2) психология; 3) законы эффективной коммуникации; 4) трудовой кодекс РФ; 5) компьютерные технологии; 6) служебный этикет; 7) иност­ранные языки. В целом, к деловым качествам референта прежде всего относятся: профессиональные (общие и специальные) навыки, самоорганизованность, ответственность за качественное и своевременное выполнение задач, инициативность, сохранение служебной тайны, умение проявить дипломатичность, пунктуальность, умение предвидеть, коммуникабельность, умение адаптироваться. К личным качествам, необходимым рефе­ренту, относятся: любезность, вежливость, доброжелательность, приемле­мый внешний вид, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Опубл.: Хуако Ф.Н.  Личностный фактор и его роль ... референта // Социальные проблемы регионов. Пути их решения:  Всероссийская научно-практическая конференция (25 – 30 марта 2005) / Под ред. Т.М. Демиденко. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. – 94 с. – С. 85-87