Поиск по этому блогу

ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

В московском издательстве «Прометей» вышла в свет монография кандидата филологических наук Людмилы Ивановны Дёминой «Эволюция конфликта как идейно-эстетической категория в русском литературном процессе 50 – 60-х годов».

С исследованием природы, типологии и форм развития художественного конфликта в отечественном литературоведении связано немало вопросов. Ошибкой будет сказать, что они совсем не изучались прежде – в советское и постсоветское время, когда сам термин  «художественный конфликт» и определение его места в данном конкретном произведении вызывали бурные, продолжавшиеся не одно десятилетие дискуссии писателей, поэтов, драматургов и критиков. Но при этом широко были распространены случаи придания по сути одному из основополагающих художественных понятий явно идеологического содержания, а порой и
факты тривиальной его подмены.

В этом контексте и возникло в советский период понятие «бесконфликтной» литературы, факт существования которой несомненен, а потому заслуживает детального и научно обоснованного анализа, отсутствие которого спустя полвека представляется досадным упущением науки. Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о том, что бесспорной является значительность и актуальность проведенной Л.И. Деминой исследовательской работы, нашедшей свое отражение в рецензируемой монографии.

Как отмечает в первых строках своей работы автор, «материалом для данной работы послужил многосложный историко-литературный процесс 50 – 60-х годов, уходящий своими корнями в глубины формирования отечественной литературы послеоктябрьского периода». Здесь следует отметить, что заявленную «многосложность» литературного процесса 50 – 60-х годов Л.И. Дёмина действительно исследует далее, во второй, третьей и четвертой главах работы. При этом в соответствии со стройной авторской логикой, материал в трех главах расположен с ориентировкой на три составляющие литературы, ее «три кита» – это проза, поэзия и драма.

Всесторонний и глубокий литературоведческий анализ специфики конфликта в контексте эпики, лирики и драмы Л.И. Дёмина предваряет научно-теоретическим рассмотрением используемых в работе типологических понятий и терминов. Этому посвящена первая глава исследования. Объектом теоретического анализа сначала становится суть понятия «литературный процесс», а затем автор переходит к литературному конфликту, как «к основополагающей типологической категории в осмыслении проблемы».

Не ограничиваясь традиционными подходами к определению и типологии понятийной категории конфликта в литературе, автор монографии приводит и анализирует различные, порой совершенно противоположные точки зрения ученых на проблему. Гегель, А.Бочаров, Ю.Манн, Л.Тимофеев, Г.Поспелов, М.Храпченко, К.Шаззо – вот далеко не полный список ученых, мнение которых Л.И. Дёмина учитывает при формировании и окончательном формулировании собственной позиции по проблеме.

Вообще, следует отметить активно действующее на протяжении всего повествования стремление автора отразить максимально большее число мнений и точек зрения, что демонстрирует и доказывает всесторонность и объективность рецензируемой работы.

Возвращаясь к многообразию взглядов на типологию конфликта, отметим, что автор монографии смело высказывает свои соображения по поводу каждой из приводимых ею классификаций и, в конце концов, дает понять, какой из них придерживается, не навязывая при этом свое мнение читателю, имеющему богатый в этом плане выбор теорий и классификаций.

Стремясь позволить читателю «шире и глубже представить возможность изучения эволюции конфликта в литературном процессе советского периода», Л.И. Дёмина далее в первой главе переходит к теоретическому рассмотрению понятия «бесконфликтность», что позволяет ей подвести научную базу под литературоведческий анализ произведений указанного периода, содержащийся в последующих главах. Также здесь производится прослеживание истоков возникновения этого понятия, которые автор справедливо видит в литературных процессах послеоктябрьского десятилетия. Не обойдены здесь авторским вниманием и столь важные и судьбоносные для дальнейших путей развития литературы и искусства дискуссии 20-х годов, посвященные определению места литературы в жизни, равно как и определению места жизни в литературе.

В контексте степени конфликтности и бесконфликтности в произведениях указанного периода автор анализирует доклады, прозвучавшие на Первом и Втором съездах писателей, а также выявляет и оценивает некоторые тенденции и идеологические установки, существовавшие в критике и постановлениях правительства тех лет. Возникавшие в 40 – 50-е годы яростные дискуссии о «праздничности», т.е. бесконфликтности в литературе, о «положительном герое», о «деревенской прозе» достаточно подробно и обстоятельно приведены в монографии, и что отрадно, вновь в сопровождении авторских оценок. Главу подытоживает вывод автора об «эволюции конфликта от его яркого выражения в реалистических произведениях до формального обозначения в «бесконфликтных произведениях» в период с 1917 года и до 50 – 60-х годов.

Обозначив таким образом теоретико-литературоведческие аспекты своей работы, в последующих трех главах Л.И. Дёмина детально, обстоятельно, с достаточной долей объективности и с привлечением критических материалов последовательно рассматривает проблему конфликта в прозе, лирике и драматургии 50 – 60-х годов, затрагивая при этом вопросы традиций, новаторства, а также специфики художественного конфликта в каждом из жанровых разветвлений.

Подвергая рассмотрению большинство более или менее значимых в художественном плане произведений данного периода, автор совершенно справедливо не углубляется в их подробный анализ, используя их жанровые и композиционные особенности лишь для иллюстрации собственных тезисов и положений, либо для опровержения тезисов имеющей здесь быть приведенной критики. Это позволяет охватить (в хорошем смысле) максимально возможное количество произведений и всесторонне проанализировать поставленную проблему.

Так, в качестве ярчайшего примера бесконфликтности в монографии предстает роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» (1947), в то время как произведения Л.Леонова, Д.Гранина, В.Гроссмана, Б.Пастернака и др. автор считает в той или иной степени содержащими «глубокий художественный конфликт». Однако, анализируя затем деревенскую и производственную прозу 50 – 60-х годов, Л.И. Дёмина все-таки приходит к неутешительному выводу о преобладании в этот период «праздничной» и бесконфликтной литературы, обусловленной общественно-политическими обстоятельствами того времени.

Поэзия 50 – 60-х годов, анализ которой приводится во второй главе, на взгляд автора, «отразила эволюцию лирического конфликта», который стал отражать «глубину философских размышлений, обусловленных проблемами времени и жизни». Таковыми Л.И. Дёмина справедливо считает популярные в те годы произведения А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Пастернака, Я. Смелякова, Е. Евтушенко А. Вознесенского, Н. Рубцова и др.

И, наконец, переходя к анализу драматургии рассматриваемого периода, Л.И. Дёмина, по уже установившейся в монографии традиции, подвергает разбору произведения разной художественной ценности, критические суждения разнополярной критики, стремясь как можно объективнее отразить существовавшее положение в литературе. И здесь автор приходит к выводу о том, что «в драматических произведениях этого времени была существенно снижена роль конфликта, не было глубокой связи его с жизненными коллизиями, с поведением героя, который зачастую зависел от обстоятельств, искусственно созданных драматургом». Тенденцией, наметившийся в плане улучшения ситуации, автор считает появление пьес таких авторов, как А.Штейн, А.Арбузов, А.Корнейчук, В. Розов и др.

Приведенная на последних страницах монографии обширная библиография может и должна оказать существенную практическую помощь исследователям литературного процесса указанного периода, ученым и литературоведам.

Подводя итог, отметим, что в своей работе Л.И. Дёмина глубоко исследует особенности художественного конфликта как идейно-эстетической категории на основе богатого литературного и критического материала; при этом она приходит к серьезным выводам о сущности, содержании и структуре этого явления; раскрывает особенности много­сложного литературного процесса в означенный период, что обуславливает несомненную практическую и теоретическую ценность рецензируемой работы.

Использованная литература:
Демина Л.И. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50 – 60-х годов. – М., 2001. – С. 5.

Опубл.: 
Хуако Ф.Н. Эволюция ... // Филологический вестник. – Майкоп: АГУ, 2001. – С. 117-118.