Поиск по этому блогу

Лирическая проза: к вопросу о терминологии


В сфере литературоведов и лингвистов существовали различные точки зрения на правомерность и оправданность существования самого термина «лирическая проза». Большинство исследователей считало, что этот термин – не просто эмоциональная оценка, а продуманное жанровое определение. Так, Л.И.Тимофеев писал: «В последнее время в советской прозе усиление начала лиризма ведет к известному ее жанровому обособлению, жанровой разновидности…, характеризующейся ослаблением сюжетности и выдвижением на первый план речи повествователя». Еще категоричнее в утверждении жанровой самостоятельности лирической прозы М.Каретникова: «В нашей литературе происходит, на мой взгляд, интересный процесс лирического наполнения прозы. Я говорю о таком влиянии лирики на эпос, в результате которого складывается новый жанр со своими специфическими
приметами». Я.Эльсберг резко выступает против нечеткого употребления данного понятия: «Расширительное толкование понятия «лирическая проза» неплодотворно.  …речь идет о прозе, в которой лиризму принадлежит определяющая роль, а не о прозе, в которую лиризм входит составным элементом эпического повествования, к каким бы жанрам – рассказа, повести, романа – последнее не прибегало». Гораздо доказательнее раскрывает особенности лирической прозы и вообще природу лиризма в прозе критик Арк.Эльяшевич. Соглашаясь с Я.Эльсбергом в неприятии неоправданного расширения понятия «лирическая проза» и в стремлении различать лиризм в широком и узком понимании, критик не склонен, однако, толковать лирическую прозу как жанр. Очевидно стремление исследователя дифференцировать понятия, часто неверно отождествляемые, например, лиризм и эмоциональность, лирику и романтику. Исследовательски ценным в концепции Арк.Эльяшевича является предложенное им различение прозы лиро-эпической и собственно лирической: «Мы редко встретим лирическое, так сказать, в «химически чистом», очищенном от примесей виде. Правда, иногда произведение строится по законам лирического жанра, и лирическая струя в нем господствует. Значительно чаще, однако, лирический элемент только пронизывает эпическую основу. В первом случае справедливо говорить о собственно лирической прозе, во втором – о прозе лиро-эпической». Закономерное введение термина «лиро-эпическая проза» помогает установить известные теоретические градации в сфере взаимодействия лиризма с прозаическими жанрами, помогает избежать терминологической путаницы. В лиро-эпических произведениях сюжет сохраняет обычно эпическую основу, но приобретает при этом особые черты. Лирический элемент здесь происходит из различных источников. Иногда это лирический характер автора, время от времени вводимый в эпическое повествование, в других случаях – лирические переживания изображенных писателем героев. По первому принципу построены, к примеру, «Мертвые души» Гоголя с их лирическими отступлениями, по второму – «Дама с собачкой», «Свирель» Чехова. Лирическое содержание – чувства и ощущения, переживания и впечатления – может быть оформлено композиционно по-разному. Хотя наличие фабулы не является категорически противопоказанным лирической прозе, но фабульные конструкции лирических произведений часто отличаются своей простотой, однозначностью или фрагментарностью. Здесь нет сложного переплетения взаимоотношений героев, борьбы многих характеров.
Таким образом, в целях объективного определения жанровой принадлежности произведений, содержащих лирическое начало, необходимо более тонкое различение композиционных, стилистических и художественных факторов, составляющих этот пласт прозы.


Опубл.:
Хуако Ф.Н. Лирическая ... // Материалы VIII Недели науки МГТИ. – Майкоп: изд-во МГТИ, 2003. – 362 с. – С. 347-348.