Поиск по этому блогу

ОЧЕВИДНЫЕ НА МАЛЫХ ИЗДАНИЯХ ОБОБЩЕНИЯ О ГРАНДИОЗНОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Стартовое наше знакомство с печатной продукцией издательства М. и В.Котляровых произошло в момент пребывания на заседании Президиума АМАН (Адыгской (Черкесской) Международной Академии наук) в Нальчике в текущем (2014) году. У входа в одно из помещений лежала яркая горка буклетов, предлагавшихся к раздаче участникам. При присвоении этой красочной пары первая мысль, автоматически возникающая в голове схватившего ее, такая: «Неужели такие красивые книжечки – бесплатно?!». Говоря себе «Не может быть», оглядываюсь по сторонам в поиске настораживающих ценников или настороженных продавцов. Однако, нет. Все спокойно и благодушно. Можно, держа эти презенты в руках, идти и усаживаться в зале, вон, кстати, и другие участники встречи носят их в руках.





Опасаясь прозвучать нарушителем, лишь усевшись, начинаю просматривать буклеты, благодаря чему появляется аргументированная безмятежность: каждая из выхватываемых из текста фраз произнесена, явно, ритором, отнюдь не чужим для Кавказа и даже, – для Кабардино-Балкарии. Нечасто в сегодняшней России увидишь текст, собранный и изложенный реальным патриотом горских реалий: любой житель Кавказа, увидевший фамилию представителя национального большинства РФ, уже преимущественно настроен (часто, – интуитивно) на неизбежный с его стороны обильный негатив (свысока, опасливо либо испуганно). А здесь, все в тех же объемах, но напротив: источаемый авторами как участниками данного гео-, био- и этно- пространства, столь же обильный позитив (гордость 
родиной, любовь к ее красотам, неподдельный интерес к ее летам). 

Имея в данный момент на руках эту скромную пару тех ярких буклетов («Книги, фотоальбомы, буклеты: история, этнография, орография народов Кавказа», «Страна чудес Кабардино-Балкария: открытия, находки, сообщения марии и Виктора Котляровых») попытаемся выделить творческие тенденции и сделать некоторые выводы о результативности современной издательской группы, возглавляемой М. и В.Котляровыми (Нальчик). Осмелиться выводить такого рода обобщения можем позволить себе, поскольку весьма наглядными представляются эти тонкие, мелкошрифтовые буклеты. Раскрывая эти, казалось бы, небольшие буклеты, с первой же страницы погружаешься в авторское высокое качество печати, на основе которого приобретаешь уверенность о любом из называемом здесь же книжном выпуске данного издательства (несомненно, обладающем такими же, как и здесь, сообщениями и изображениями). Постраничное инфо- и фото-поле каждого из них привлекает (как мысль, так и глаз) неоспоримыми и безграничными красотами. Такой подход охватывает стержневые, существенные для многогранной Родины авторов, стороны, – и география, и история, и этнография, и фольклор, и многие другие. Непосредственно в современном ракурсе на таком материале с легкостью можно получить представление о сегодняшнем состоянии горских земель, заполняющих их исторических объектов, а также о массовом сознании населяющих их жителей. Подобная многогранная картина, – яркая, красочная и насыщенная, – обязательно сопровождает каждую из трех десятков страниц обоих буклетов. 

Кроме того, зрелище с вышеназванными художественными качествами неизменно начинает ожидаться впоследствии, в каждой другой самостоятельной публикации издательства М. и В.Котляровых (многотомные серии «Кавказ», «Кабардино-Балкария», «Родной ландшафт» и т.д.). Увидев на некоей нальчикской обложке соответствующий логотип, читатель теперь, открывая издание, уверен в комплексе его типографских и авторских качеств. Вот вспыхивает усиленная степень насыщенности красок его изображений, вот пленяет гармонично расположенный постраничный дизайн, вот приятно режут глаз нужной отчетливостью текстовые шрифты, а вот ласкают глаз и греют душу горские виды, пейзажи. Но это все заслуги типографской инструментальной атрибутики, – говорит читатель себе, и тут же ловит себя на поиске авторских успехов; однако этот поиск завершается моментально и благополучно. Разместить подобным образом, логично и закономерно, приводимый материал и сопроводить его подобными, логичными и закономерными комментариями, может только искренне заинтересованный в описываемом автор. Именно это и проявляется из страницы в страницу, в текстах авторов, считающих изображаемые красоты ни много, ни мало, – собственной Родиной, а значит, всерьез обязанными перед нею и строго отвечающими за все сказанное (либо нарисованное) о ней. Тщательно рассматривая и с жадностью поглощая подобный, сыновний подход к рисуемым здесь пространствам, читатель с готовностью примеряет к себе и с радостью разделяет его. Продуцируемые в такой тональности издания составляют слаженную авторами конструкцию исследовательских стадий. Такие этапы включают возможное в проблемной ситуации появление моментальной искры внимания, которая со временем испытывает дальнейшую модификацию, приобретая статус условной, но настойчивой мании изучения.  

Как представляет свое мировоззрение В.Котляров, говоря о человеческой философии одного из издаваемых им авторов, Константина Чхеидзе и его душе, «боль и любовь, горечь и сладость, печаль и радость, тоска и тепло откроются каждому, кто на поле родства, не знающем национальных ограничений, пытается выращивать тот хлеб, который, по Экзюпери, является «средством единения людей», каждому, кто понимает, что «восхищения достойна прежде всего почва... взрастившая» людей, каждому, кто считает себя истинным патриотом Кавказа» (Электронный ресурс: https://www.facebook.com/groups/kavkaz.portal/permalink/746362858733775/). Вот все и понятно в творческих и авторских стремлениях М. и В.Котляровых, вооруженных такими благотворными установками и успешно, живо и активно, воплощающими их в жизнь буквально «на благо публике», как испокон веков требовалось в художественном и творческом созидании.

Опубл.: Хуако Ф.Н. Очевидные на малых ... // Мария и Виктор Котляровы. ПИСАТЕЛИ. ИЗДАТЕЛИ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ: Мат-лы Международной научно-теоретической конференции «Издательство М. и В. Котляровых как отражение культурно-исторического наследия народов Северного Кавказа». – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2014. – 320 с. – С. 86-89.