В 50-х годах прошлого века в литературу вошла новая группа поэтов и писателей, главной темой идейно-художественных поисков которых стала в первую очередь война. С детства и юности опаленные пламенем войны, они остаться в стороне от этой злободневной тогда тематики не могли. Речь идет о И. Машбаше, Х. Ашинове и Х. Беретаре. Позже на тему войны начали писать П. Кошубаев, К. Кумпилов, Р.Нехай, Н.Куек, Дж. Чуяко, Х. Теучеж и другие. Среди них и Нурбий Багов.
Однако одновременно имела место и другая активная для литературы того периода тенденция – общепризнанная лиризация. Х.Г. Тлепцерше и П.К. Кошубаев так охарактеризовали авторскую тональность изложения применительно к группе 60 – 70-х годов XX века, включающей Нурбия Багова: «Для этих писателей и поэтов, сформировавшихся в наши дни, оказалось близким лирическое и лиро-эпическое исследование проблем времени, нравственно-этические искания. Их герой – человек, еще не утративший поэтического восприятия мира, но более реальный, трезвый, испытавший тяжесть бытия в тоталитарном государстве, человек, активно не приемлющий зла, страдающий от соприкосновения с подлостью и низостью, с бездуховностью».
Действительно, уже первое стихотворение сборника – «Деревья на вершине» – в приоритетной степени лирично и достаточно сильно напоминает активных прозаических лириков 60 – 70-х гг., делавших акцент именно на «немых порывах», «грустных думах», «сияниях радостью» и «чутких полуснах». Отнесение Н.Н. Багова к группе активных лириков вполне закономерно. Однако имеющиеся в качестве персонажей представители активной «природной общественности» (гора и деревья) отнюдь не слабы и не просто тихо романтичны в своих думах и в последующих психологически мотивированных действиях. Они романтичны эффективно, действенно и с последующим непременным позитивом в итоге. Всего в четырех куплетах – окрашенная оптимизмом целая мировоззренческая философия.
Оказывается понятна героическая логика, столь доблестно начатая деревом и далее уже применительная к человеку («Атака»). Здесь командир отряда, прикрывая собою мир, оказывается в разгаре боя. Но, к сожалению, будучи более ранимым, нежели дерево, физически истощенный герой реально исключается автором из желаемого мифа и приближается к действительности. Читатель видит эпизод, изображающий сползающего с седла, раненого и умирающего лидера, находящего в себе силы убедить растерявшихся соратников в их обязанностях: «Берегите честь отряда! / Знайте: трусу – вечный стыд! / Если кто Отчизну грудью / В ратной схватке защитил и погиб, / Не скажут люди: / Зря он голову сложил».
Прощающийся с жизнью славный герой оказывается в полной мере оправдан самим поэтом, считающим приносимые в бою жертвы закономерными. В этом также можно проследить некий оптимизм, оправданный жизненной аксиоматичностью.
Не выпускает из своего актива поэт Н.Н. Багов лиризм, толкующий незыблемые общечеловеческие истины. То, что сегодня в современном мире должно являться «смыслом жизни», а является в нашем обществе чем-то «опущенным», поэт преподносит потерявшемуся читателю каждым своим стихом. Герои и темы разные: солдат и берегущая его детская ладошка («Рисунок»); вновь мощное в своей правде дерево, поглощающее вонзенную в него сталь («Раненое дерево»); дорога, освещенная сотканными бабушкой циновками («Циновка»); отважный джигит и его общенациональные деяния («Атака»). Подобные мотивы в других стихотворениях Н.Н. Багова в едином полигармоничном хоровом заделе выводят одну ноту – ДОБРО.
Причем добро, в своей мощи отнюдь не пугающее и не настораживающее, а именно, как мы любим говорить, «разумное, доброе, вечное». Все то, что нам советует поэт, далеко не отчаянная фантастика, а именно добрый дружеский совет Н.Н. Багова своему читателю. Автор прекрасно понимает всю закономерность бытия, не увлекается частными случайностями, а осмысленно и обдуманно объясняет мироздание в его мудрой неизбывности.
Вот разумный аксакал растолковывает своей наивной внучке обязательную необходимость смены дня и ночи: «Если солнце не зайдет, – дед ответил, – / Быть большой беде: оно сожжет все на свете. / Если ж солнце вовремя зайдет, / Все как надо будет в мире». И вот они уже вдвоем, понявшие и услышавшие друг друга, радуются восходящему на «рабочий пост» светилу. Снова здесь имеет место оптимизм и снова целая мировоззренческая философия – азбучная и незыблемая, достойная почитания.
Равноценными персонажами в ряде стихов Н. Багова выступают море и земля. Среди его произведений есть поэма «Ради всей земли», в которой воспета мудрость земли, ее всесилие, ее защитные рвы и окопы, столь необходимые и родные воюющему солдату. Автор откровенно призывает уважать и по¬читать такой ров, не забывая превозносить и саму землю в ее мирской мудрости.
В произведениях Нурбия Багова налицо обязательная для его поэзии неизбывная мировоззренческая философия в сопровождении достаточного жизненного оптимизма – сочетание, которое можно считать стержневой тенденцией творчества поэта.
Опубл.: Хуако Ф.Н. Жизненный оптимизм в активном словотворчестве сегодня (к 75-летию Нурбия Багова) // Вестник МГОУ. – М.: Кавказская типография. – 2013. – № 1 (51) . – С. 47-49
общ.: ISSN 2078-6484