Поиск по этому блогу

Асланчерий Тхакушинов и его опыт социолога литературы (к 75-летию ученого)

Наступивший в текущем году юбилей Асланчерия Китовича Тхакушинова, имеющего целый ряд научных работ в области социологии литературы как на теоретической, так и на северокавказской ниве, весьма заметен сегодня. Данная активность известна в науке, однако аналитически рассмотрена мало, что обусловило явную актуальность тематики. Целью исследования является хотя бы обзорное перечисление основных монографических изданий ученого с возможным выявлением стержневых тенденций авторского научного подхода. Методами здесь выступают обзорный и аналитический, без исключения сравнительного. Отдельные и соавторские изложения Асланчерия Тхакушинова в этом случае несли своей функциональной заданностью следующий контекст. Ученого наиболее захватывает условный (как теоретический, так и текстовый) узел социологии и литературы. Поэтапное, вдумчивое и внимательное обращение к тематике связей адыгской литературы с историческим социумом продолжается в его научных работах – на протяжении второй половины прошлого и в начале нового веков. Тогда практически абсолютный запрет на социологию в советское время сменился полной его отменой в новом тысячелетии, во что активно включился А.К. Тхакушинов. Присущая ему способность организовывать, оживлять и выстраивать заметные, внушительные проекты, а также основательность интеллектуального и эмоционального кругов, – все это позволило ему добиться серьезных научных успехов.

Социология литературы, ученый, Асланчерий Китович Тхакушинов, научные труды

The anniversary of Aslancheriy Kitovich Tkhakushinov, who has a number of scientific works in the field of the sociology of literature, both in the theoretical and in the North Caucasian field, which has come this year, is very noticeable today. This activity is known in science, but little has been analytically considered, which led to the obvious relevance of the topic. The purpose of the study is at least an overview listing of the main monographic publications of the scientist with the possible identification of the core trends of the author's scientific approach. The methods here are survey and analytical, without exception comparative. Separate and co-authored presentations by Aslancheriy Tkhakushinov in this case carried the following context with their functional assignment. The scientist is most captivated by the conditional (both theoretical and textual) knot of sociology and literature. A phased, thoughtful and attentive appeal to the subject of the connections of the Adyghe literature with the historical society continues in his scientific works – throughout the second half of the past and at the beginning of the new centuries. Then the almost absolute ban on sociology in the Soviet era was replaced by its complete abolition in the new millennium, in which A.K. Tkhakushinov. His inherent ability to organize, revitalize and build noticeable, impressive projects, as well as the solidity of the intellectual and emotional circles, all this allowed him to achieve serious scientific success.

Sociology of literature, scientist, Aslancheriy Kitovich Tkhakushinov, scientific papers

В 1993 году доктор социологии, профессор, академик многих академий Асланчерий Китович Тхакушинов основал и пустил в жизнь Майкопский государственный технологический институт (МГТИ), каковой его усилиями позже, в 2004 году приобрел ныне действующий университетский статус. Как ученый А.К. Тхакушинов является автором определенного ряда монографий, а также – более сотни других научных трудов. Преимущественно ученый, опираясь на серьезный хроникальный ресурс отечественной литературы, периодически рассматривает обстановку и условия социума, что помогает ему и читателю проследить воспроизведение подобных обстоятельств в художественном словотворчестве. Фактически это и есть развитие вопросов социологии литературы, к которой предпочитает обращаться Асланчерий Тхакушинов. В частности, плодами труда действующего ученого на ниве социологии литературы оказались серьезные самостоятельные монографии: «Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. Опыт социологического анализа» (1994), «В зеркале социологии» (1995), «Реформа и социокультурная среда» (1996), «Социология литературы и вопросы зарождения новописьменного адыгейского художественного слова» (1995), «Культура и власть» (1997), «Культура и общественная жизнь» (2007), «Социология культуры и художественный конфликт» (2011), «Художественный конфликт и творческий метод в новой русской и младописьменной литературах ХХ века (опыт критического анализа» (2013) и проч. Научные труды ученого в избранном нами ракурсе нацелены на рассмотрение как художественной, так и социальной натуры литературных текстов как России в целом, так и адыгов, в частности. В них приобрели многостороннее рассмотрение вопросы формирования, развития и прогрессирования адыгского словотворчества, обосновавшегося в письменной цивилизации около столетия назад. Труды Асланчерия Тхакушинова здесь исполняют целевую установку: выявить, обдумать и постичь процессы прогрессирования обстоятельств социума, этнической истории, а также – проследить воспроизведение данных компонентов в младописьменном адыгском художественном произведении. Непосредственно подобная социолого-литературная спаянность как раз и выступает постигаемым объектом целого ряда научных трудов Асланчерия Тхакушинова. Однако солидные монографические труды мы учитываем лишь в продолжение еще целого ряда прочих, более мобильных, статейных публикаций, принадлежащих опытному ученому, как то: тезисы, статьи, рецензии и другие. 

Асланчерий Тхакушинов в качестве исследователя неплохо знаком в данной сфере весьма обширному кругу исследователей науки. Так, к примеру, в вышедшей в Майкопе в 2004 году биографической книге «Тхакушинов: вчера, сегодня, завтра», составленной профессором Казбеком Шаззо, представлен частый анализ научных работ юбиляра. В названном юбилейном труде в роли некоего орудийного оборота, содействующего определенному откровенному кивку почитаемого организатора, социального деятеля и ученого, составитель применяет такие. Это всевозможные и многогранные беседы, интервью, диалоги с центральным персонажем, некогда появлявшиеся на страницах республиканских и городских (майкопских) СМИ. Посредством такой когда-либо выходившей в свет откровенности автор изложения организует внушительную светлую струю, освещая ею имеющиеся исследовательские принципы, приоритеты, а также планируемые ракурсы, присущие А.К. Тхакушинову. Повествование Казбека Шаззо в этом издании к тому же допустимо признавать максимально объективным, поскольку он соблюдает следующий принцип. Отнюдь не сосредоточиваясь на своих личных мыслях и думах, составитель весьма интенсивно и закономерно излагает комментарии, суждения и высказывания людей, которые когда-либо окружали героя (как в быту, так и на работе), благодаря чему выстраивается социально устоявшийся образ центрального персонажа. 

Существенную часть научных трудов Асланчерия Тхакушинова многие исследователи (и мы в том числе. – Ф.Х.) анализировали и представляли по мере их опубликования. В связи с этим не осмелимся в данном случае увлекаться подробными рассуждениями. Лишь позволим себе в данной работе поверхностный обзор имевших место некоторых опубликованных монографических трудов ученого А.К. Тхакушинова. 

Наиболее ранней считаем его монографию, посвященную связи бурлящих в социуме событий с адыгейской поэзией, вышедшую в 1994 году в Майкопе. Это – двухсот- страничное издание (Тхакушинов А. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. – Майкоп: Зихи, 1994. – 200 с.). Вообще заметной исследовательской тенденцией в современном мире можно уверенно считать производимые серьезными учеными упрочения жанровых дифференциаций, уточнения и расширения имеющихся и спорных жанров в их конкретике. Своим исследованием в итоге молодой тогда социолог литературы мало что исключает на обширной межжанровой почве. Более того, проведенное здесь его исследование демонстрирует частоту и логическую допустимость взаимодействий между жанрами, каковые аналитически сопоставляются автором при работе с трудным имеющимся развитием жанра поэмы на адыгском литературном ресурсе. 

Констатируя недостаточную изученность проблемы на национальной северокавказской (в частности, адыгской) ниве, отталкивается Асланчерий Тхакушинов здесь именно от этого. Такая установка позволяет ученому убедительно обосновать избираемые объем, суть и заданность рабочей цели, производя параллельное иллюстрирование хроникальной, фундаментальной и аналитической актуальности ее избрания. Тогда еще достаточно молодой по возрасту, но уже опытный по работе исследователь, как того требует научный этикет и собственный интерес, при разговоре об актуальности внимателен к своим предшественникам на данном проблемном поле. Ему достаточно интересны мнения таких устоявшихся земляков- литературоведов, как Абу Схаляхо, Xизир Хапсироков, Лейла Бекизова, Магомед Кунижев, Дмитрий Костанов, Туркубий Чамоков и прочие. Асланчерий Тхакушинов детально и вдумчиво рассматривает их принципы уже во введении, а также неизменно тактично и уважительно упоминает либо цитирует их в центральных разделах своей монографии. Он, как считает профессор Казбек Шаззо, «скрупулезно их изучил и в вводной части, и в основных главах постоянно к ним обращается – то для подтверждения своих мыслей и наблюдений, то в порядке полемики с ними, но полемики спокойной, уважительной, доказательной. Это мы и считаем одним из достоинств работы» [3, С. 680-681]. Тем самым, когда в перестроечные годы, во время активного и не всегда нужного в такой активности взаимного смешения жанров, в момент наступления некоторой размытости жанровых границ, адыгский гуманитарий Асланчерий Тхакушинов обратился к поэтической струе в своем анализе, случилось ожидаемое. Появилась явная надежда на научное уточнение уже сильно пошатнувшихся жанровых границ.

Уже в следующем 1995 году ученый в своей очередной монографии по социологии литературы вновь рассматривает имеющийся северокавказский (в том числе и адыгский) художественный ресурс [1], но уже с углублением, с некоторой оглядкой на опыт отечественной традиционной теории литературы (В. Белинский, Г. Плеханов, Н. Чернышевский и др.). В этом случае изучается прогрессирование младописьменного художественного слова адыгов в его обусловленности фактами этнического и республиканского прошлого, менталитета и хабзэ. Таким трудом формируется некий своеобычный концепт оценки особенностей местной литературы посредством социологического ракурса. Произведенная Асланчерием Тхакушиновым систематизация материала, подарившая трехчастную структуру, обусловлена реально состоявшимися тремя периодами развития младописьменной адыгской литературы: становление первой половины прошлого века; середина века от тридцатых до шестидесятых – это попытки наладить и образно подать свое слово рядом с пугающим пафосом; с момента появления личностного элемента от шестидесятых и до конца века – это уже устоявшийся, экспрессивно думающий психологизм слога с внутренним миром человека. В такой логично выверенной периодизации вполне закономерен итоговый вывод Асланчерия Тхакушинова, соотнесенный, как и все изложение, с активными и даже порой скрытыми процессами социума. Это происходит потому, что с целью познания художественных событий в литературе требуется постижение социума. Лишь оно позволяет приобрести вероятность цельного изучения их. А.К. Тхакушинов основывается на предыдущих трудах классических теоретиков отечественной литературы, принадлежащих В. Белинскому, Н. Чернышевскому, Г. Плеханову. Вообще Асланчерий Тхакушинов здесь рассматривает, а также анализирует вульгарный социологизм в критических изданиях начала прошлого века, а также их разрушительное воздействие на новописьменную литературу адыгов, профессионально применяя позиции, сосредоточенные в работах вышеназванных теоретиков. Изучая вопросы литературы и искусства, их плотную спаянность с бытием социума, Асланчерий Тхакушинов здесь просматривает и утверждает, опираясь на произведения названных авторов, собственную теорию вопроса. В социуме первых двух десятилетий прошлого века просматривались некие литературные тезисы Л. Троцким, А. Богдановым, а также прочими непосредственно в общественно прямой форме. Таковые соотносили художественный слог с проблематикой пролетарского изложения, а также путем индивидуальной перестройки посредством группового массового персонажа, массового характера, массового сознания, и т.д. Тем самым здесь Асланчерий Тхакушинов верно утверждает следующее: вульгарный социологизм есть событие в обществе весьма константное, жизнестойкое, твердое, каковое ожидает рассмотрения в профессиональных работах у ученых в области литературоведения, эстетики, социологии, философии. 

Поэтапное, вдумчивое и внимательное обращение к тематике связей адыгской литературы с историческим социумом продолжается в научных работах Асланчерия Тхакушинова и далее – уже в конце 90-х гг. прошлого и в начале нового веков. В его трудах детально рассматриваются социологические компоненты устоявшейся национальной литературы, проявляющиеся как в драме, так и в лирике, так и в прозе. Непосредственному рассмотрению здесь Асланчерием Тхакушиновым подвергаются несколько десятков пьес, стихов, рассказов, повестей, романов. Такую тенденцию можно проследить в ряде научных очерков, выступивших самостоятельными главами масштабного и внушительного коллективного трехтомника АРИГИ (Майкоп) «История адыгейской литературы» в первые годы нового века. Состоявшееся здесь участие юбиляра в двух томах этого энциклопедического издания оказалось следующим: 

1) Шаззо К., Тхакушинов А. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы) (Глава V) // История адыгейской литературы в 3-х тт. – Т. 1. – Майкоп: Меоты, 1999. – С. 188-236;

2) Тхакушинов А.К. Адыгейская литература 40 – 50-х гг. и «теория бесконфликтности» творчества (Глава VIII) // История адыгейской литературы в 3-х тт. – Т. 1. – Майкоп: Меоты, 1999. – С. 298-355;

3) Панеш У.М., Тхакушинов А.К. Адыгейская литература 50 – 80-х годов XX века (Глава I. Вместо Введения) // История адыгейской литературы в 3-х томах. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. – Т. II. – С. 4-76. 

Отдельные и соавторские изложения Асланчерия Тхакушинова в этом случае несли своей функциональной заданностью следующий контекст. Ученого наиболее захватывает условный (как теоретический, так и текстовый) узел социологии и литературы. Тогда требовалось уже в возможностях постперестроечного вздоха обнаружить, распахнуть и представить хроникально-социальную тональность, реальную связанность писательской мысли со временем и с социумом. 

Подробнее обратимся далее в рамках социологии литературы у нашего юбиляра к такому его труду, как написанная и изданная совместно с профессором Казбеком Шаззо серьезная фундаментальная монография, посвященная активно стоявшей в те годы перед отечественным литературоведением проблеме – художественный конфликт. Усиленное внимание в этом труде к технологиям художественного воспроизведения наиболее ощутимо в такой науке, как социология литературы. Ведь именно здесь популярная тяга, просматриваемая в максимальной независимости мысли и дела, влечет за собой индивидуально-личностную персонализацию в проявлениях деталей социума, а также – их фиксацию в словотворчестве. Как говорим мы в одной из своих статей по поводу этого издания, «Состоявшееся соавторство, коим оказывается изданная в 2013 году в Майкопе совместная монография «Художественный конфликт и творческий метод в новой русской и младописьменной литературах ХХ века (опыт критического анализа)», не способна была явить собой заурядное творение. Создаваемый ведущими в Адыгее политиком (д.социол.н., президент РА А.К.Тхакушинов) и литературоведом (д.филол.н., акад. РАН К.Г.Шаззо) фолиант изначально гарантировал высокий уровень. Аналогичная установка в реальности настраивала знакомящегося с изданием читателя (имеющего отношение к республике и оттого владеющего сведениями о таких докторах социологии и филологии) на безмолвное и мирное восхищение уже при восприятии титульного листа» [2, С. 85]. 

Рассмотрение столкновений, порождаемых стрессовыми событиями, весьма ощутимо для художественных произведений. Писатели подпитываются подробными сведениями из реалий, очерчивают и описывают их, придавая таким образом им форму как выразительного, так и приближенного к реальности текста, захватывающего читателя. Анализирующий такой материал в названном труде в партнерстве с Асланчерием Тхакушиновым профессор Казбек Шаззо, есть несомненно признанный фундаментальный литературовед, мощный аналитик, работающий с национальными, младописьменными северокавказскими литературами. Однако несмотря на то, что такой опытный литературовед продолжил традиции предшественников, имеющихся в местной (как то Гаджи Гамзатов, Георгий Цицишвили, Нафи Джусойты, прочих), а также в столичной сфере, Казбеку Шаззо удалось пойти здесь дальше – уже в соавторстве с социологом Асланчерием Тхакушиновым. Действительно, такие специалисты Северного Кавказа, профессионалы в области художественного слова и социологии, солидные монографии которых уже во второй половине прошлого столетия выступили признанным фундаментализмом при разговорах об эстетике конфликта в национальной литературе, подошли к названному изданию закономерно. В совместной монографии Казбек Шаззо с Асланчерием Тхакушиновым априори не могли проанализировать непродуктивно такую тематику сегодня, в период более прогрессивного библиографического и информационного пространства. Вопросы конфликтного инструментария на протяжении столетий злободневны при этом не только в психологической, педагогической, философской, социологической, но и в филологической науках. Это потому, что такие конфликтные проблемы способны быть всевозможными, в том числе, как свидетельствует член-корреспондент РАН Р.Г. Яновский, они бывают «идейные, материальные, межнациональные, духовные, психологические, нравственные...» [5, С. 402]. При рассмотрении в данной совместной монографии отечественных (как советской, так и национальной адыгской) литератур прошлого века стержневая проблематика остается все той же. Это – преобладающий в предыдущем столетии в названных литературах соцреалистический конфликт. Вопросы, каковые тревожат соавторов здесь, обладают наиболее непосредственной связью с развитием российского словотворчества нового века, в том числе и с адыгским слогом. 

Вообще присущий Асланчерию Тхакушинову, как политику, стаж администратора и правителя серьезных учреждений и организаций, неизменное участие как в республиканских, так и в федеральных событиях привели к следующему. Итогом этого в свое время в его президентском взаимодействии с парламентом республики предстала модернизированная законодательная конструкция, которая условно гарантирует согласованность разных сторон, присущих бытовой, культурной, общественной деятельности республиканских жителей. Насколько известно, в советское время имевшиеся и в партийном, и в государственном устройстве силы устойчиво пренебрегали резкими трудностями гуманитарных сфер – и художественный слог, и социологический метод весили мало. При этом они почти игнорировались, фактически были запрещены. «Серьезными» науками считались точные, «излишними» – науки гуманитарные. Тем самым практически абсолютный запрет на социологию в советское время сменился полной его отменой в новом тысячелетии, во что активно включился юбиляр Асланчерий Тхакушинов. Присущая ему способность организовывать, оживлять и выстраивать заметные, внушительные проекты, а также солидность интеллектуального и эмоционального круга позволяли ему, как ученому, так и администратору, добиваться серьезных успехов. Так, в частности, как считает относительно его способностей Казбек Шаззо, «смелость и последовательная решительность в достижении обозначенных целей и задач, высокий уровень научного мышления, знание глубинных основ социологии культуры и духа, социологии формирования общественного сознания создают А.К. Тхакушинову имидж лидера, личности значительной в общегосударственном и региональном масштабе» [4, С. 18]. Как свидетельствует по поводу недавних трудов Асланчерия Тхакушинова член-корреспондент РАН Р.Г. Яновский, «Во всем своем изложении он исходит из определенной сущно¬сти своей теоретической позиции в исследовании и при трактовке всех рассматриваемых проблем развития адыгейской литературы в ее тесной связи с социологической и общественной мыслью Рос¬сии. Автору присущ собственный стиль, а это очень важно, ибо за этим стоит человек, личность исследователя» [5, С. 403]. Осмелимся применить данное выразительное суждение современного специалиста гуманитарной сферы в качестве итогового обобщения к произведенному нами выше юбилейному обзору монографических трудов по социологии литературы Асланчерия Китовича Тхакушинова. 

Использованная литература

1. Тхакушинов А.К. В зеркале социологии: социологические истоки зарождения и формирования новописьменного художественного слова. – Майкоп: МГТИ, 1995. – 272 с.

2. Хуако Ф.Н. Продуктивный синтез адыгского литературоведения и социологии в монографических трудах сегодня // Вестник науки АРИГИ. – 2014. – Вып. 4 (28). – С. 85-93.

3. Шаззо К.Г. ХХ век: эпоха и человек: Размышления об отечественной литературе двадцатого столетия. – Майкоп: ООО «Полиграфиздат «Адыгея», 2006. – 806 с.

4. Шаззо К.Г. Слово О Президенте: к 60-летию Асланчерия Тхакушинова // Литературная Адыгея. – 2007. – № 3. – С. 15-22

5. Яновский Р.Г. Вместо заключения // Тхакушинов А.К. Культура и общественная жизнь. – Майкоп: Полиграфиздат «Адыгея», 2001. – С. 396-403

References

1. Tkhakushinov A.K. In the mirror of sociology: the sociological origins of the origin and formation of the newly written artistic word. – Maykop: MGTI, 1995. – 272 p.

2. Khuako F.N. Productive synthesis of Adyghe literary criticism and sociology in monographic works today // Vestnik nauki ARIGI. – 2014. – Issue 4 (28). – PP. 85-93.

3. Shazzo K.G. XX century: era and man: Reflections on Russian literature of the twentieth century. – Maykop: LLC «Polygraphizdat Adygea», 2006. – 806 p.

4. Shazzo K.G. Word About the President: to the 60-th anniversary of Aslancheriy Tkhakushinov // Literary Adygeya. – 2007. – No. 3. – РP. 15-22.

5. Yanovsky R.G. Instead of a conclusion // Tkhakushinov A.K. Culture and social life. – Maykop: Polygraph publishing house «Adygea», 2001. – РР. 396-403

Опубл: Хуако Ф.Н. Асланчерий Тхакушинов и его опыт социолога литературы (к 75-летию ученого) // Вестник АГУ. Регионоведение* (ВАК). – 2022. –  № 3 (304). – С. 119-126