Поиск по этому блогу

Дистанционное общение в условиях развития современных коммуникационных технологий


В скором будущем современное общество может оказаться свидетелем значительных перемен в области информационно-коммуникационных технологий. Глобальная информатизация, изменение общественной формации в России привели к формированию новой парадигмы развития информационных технологий, усилению роли Интернета и электронной почты в обеспечении информационной и культурной целостности современного общества. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и
как инструмент для общения. Как показывает проведенное нами анкетирование будущих специалистов социально-культурной сферы, на сегодняшний день изучение современных информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними проблем дистанционного общения весьма может оказаться востребованным. 
Как известно, наибольшее количество пользователей Интернет составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет. С учетом этой возрастной категории в ходе данного исследования была опрошена группа студентов Майкопского государственного технологического университета в количестве 60 человек. Изучение мнения группы студентов проводилось путем письменного опроса. Каждый респондент получал опросный лист, который содержал 8 вопросов. Вопросы были в основном закрытого типа, где респондентам нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответа.
На первый вопрос «Пользуетесь ли вы Интернетом, телефоном, факсом?» было предложено три варианта ответа «да», «иногда», «не было необходимости». Большинство студентов (83%) часто пользуются Интернетом и телефоном, 13% ответили, что иногда и лишь 5% ответили, что у них не было необходимости в использовании этих средств дистанционного общения. Можно сделать вывод, что Интернет и телефон пользуются популярностью у студентов. Очевидно, что причинами этого могут быть доступность и традиционность.
Второй вопрос был задан для того, чтобы выяснить, как давно опрашиваемые пользуются Интернетом и телефоном. Им предлагалось несколько вариантов ответа. Большинство студентов (59%) ответили, что пользуются Интернетом и телефоном больше пяти лет, 33% опрошенных ответили, что пользуются этими каналами передачи информации три года, и лишь 8% студентов затрудняются ответить. Из этого следует, что Интернет и телефон пользуются большой популярностью особенно в последние пять лет. 
На третий вопрос «Испытываете ли вы дискомфорт от того, что не видите собеседника?» были предложены следующие варианты ответов «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Большая часть опрошенных, а именно 58% ответили, что не испытывают дискомфорта от того, что не видят собеседника, 17% опрошенных испытывают дискомфорт и 25% затрудняются ответить.
На четвертый вопрос «Как часто вы пользуетесь Интернетом?» было предложено четыре варианта ответов «каждый день», «иногда», «очень редко», «никогда». Большинство студентов (34%) пользуется Интернетом каждый день, 33% ответили иногда, 28% опрошенных ответили, что пользуются Интернетом очень редко, и лишь 5% респондентов ответили «никогда». Из этого следует, что у большей части студентов Интернет пользуется большой популярностью и они прибегают к его услугам каждый день.
На пятый вопрос «Удовлетворяют ли компьютерные коммуникации потребность в общении?» было представлено три варианта ответов «да», «нет», «не совсем». Из результатов следует, что большая часть студентов (64%) не испытывают удовлетворения в общении с помощью Интернета, 13% ответили, что испытывают, и 23% ответили, что компьютерные коммуникации удовлетворяют потребность в общении лишь некоторым образом. 
На следующий вопрос «Можно ли расширить свой круг общения с помощью Интернета?» были предложены следующие варианты ответов «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Очевидно, большинство опрошенных (50%) считает, что можно расширить свой круг общения с помощью Интернета. Возможно, это происходит из-за желания получить новую интересную информацию и из-за желания найти собеседников. 33% опрошенных ответили отрицательно и 17% студентов ответили, что затрудняются ответить.
На седьмой вопрос «С кем вы больше общаетесь по телефону?» респондентам следовало выбрать один из вариантов ответа «с родственниками», «с друзьями», «с коллегами». 50% студентов больше общаются по телефону с друзьями, возможно, в силу своего возраста, 33% – с родственниками и 17% – с коллегами. 
На восьмой вопрос «Можно ли определить характер человека по телефону?» были предложены три варианта ответа «да», «нет», «затрудняюсь ответить». 33% респондентов ответили, что определить характер человека по телефону возможно, 50% ответили, что нет, и лишь 17% опрошенных затрудняются ответить.
Вообще с развитием компьютера и технологий связи получила распространение передача не только текстовых сообщений, но и фотографий, звуковых посланий и даже видеосообщений и проведение видеоконференций. Более низкая стоимость связи по сравнению с расценками на международные разговоры привела в последнее время к массовому использованию Internet для речевой (голосовой) связи вместо телефона. Бесспорно, для работы в Интернет хватает коммуникационных возможностей самой операционной системы. Но работа специалиста не ограничивается простым поиском информации в Сети, а требует выполнения более широкого спектра задач. Например, в случае, когда нужно отправить по факсу созданный документ в Word или Excel понадобятся именно дополнительные программы, такие как Microsoft Outlook. К примеру, при необходимости переброски документов с компьютера на компьютер коллегам из офиса, удобнее всего воспользоваться средствами электронной почты. Именно так работают все ведущие корпорации мира, и только в России система внутрикорпоративной «электронной коммуникации» до сих пор чаще всего ограничивается простым телефоном. «Коммуникационные программы» – достаточно простые, но очень полезные добавки к офисному комплекту программ, которые позволяют пользователю сэкономить время. Будучи пакетом для делового применения, Outlook располагает совершенными методами защиты исходящих сообщений с помощью встроенных систем шифрования и индивидуальной электронной подписи. Это немаловажный фактор в работе, так как иногда пользователю приходится пересылать конфиденциальные данные. Располагает Outlook и системой фильтров для очистки почты от всевозможного «электронного мусора» – коммерческой рекламы. 
Исследователи Интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средствами общения считаются чаты и MUDS, наименее интерактивными – e-mail и телеконференция. Под терминами «телеконференция, чат» подразумеваются IRC (Internet Relay Chat), MUDS и переписка по e-mail. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDS, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат, как правило, своей темы не имеет. Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. 
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (которых существует около 100), физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Появляется целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации – возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. В виртуальной среде коммуникант вообще может выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у него нет ограничений характерных для материального мира. Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему потенциал не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. При этом межличностное общение в реальности и в чате существенно отличается. В чате приходится усваивать совершенно иные формы и принципы общения. 
Основная проблема, препятствующая общению в чате – это крайняя скудость средств, имеющихся в распоряжении. Первое, что лежит на поверхности – «растворенная телесность», – отсутствие тела как такового. В результате чего люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через тексты. В пределе текст и человек, создавший его, становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста. В реальности не виртуальной в коммуникации всегда участвует тело, создающее свой собственный текст, который, накладываясь на слово, и создает образ человека. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата. Естественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникации является проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно при сетевом общении тема «ты меня неправильно понял» всплывает на порядок чаще, чем при реальном. 
Основная привлекательность электронной почты – ее быстрота. Однако есть другие преимущества которые не так широко известны. Телефон также предоставляет почти мгновенный доступ, но исследования показали, что около 75% телефонных вы­зовов заканчиваются безуспешно («Я очень сожалею, но мистер Смит на совеща­нии / уехал в командировку / вышел из комнаты»). Электронная почта имеет ту же скорость доступа, что и телефон, но не требует одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах телефонной линии. Кроме того, она оставляет письмен­ную копию послания, которое может быть сохранено или передано дальше. Более то­го, письмо одновременно может быть послано нескольким абонентам.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Интернет-средства, в частности, электронная почта, на наш взгляд, – наиболее мобильный и продуктивный для учреждения вид связи и, следовательно, специалист любого уровня должен свободно пользоваться в числе прочих и этой возможностью компьютера.
Литература:
1. Еленин, Г.Г. Нанотехнологии, наноматериалы, наноустройства [Текст] / Новые технологии // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2002. – № 2. – С. 32-56.
2. Гойхман, О.Я, Надеина, Г.М. Основы речевой коммуникации [Текст]: Учебник для студентов вузов. – М.: Инфра, 2003. – 230 с.
3. Войскунский, А.Е. Метафоры Интернета [Текст] // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64-79.


Опубл.:
Хуако Ф.Н., Буркина А. Дистанционное ... // Материалы I Международной научно-практической конференции «Языковая политика России на современном этапе». – Майкоп: Изд-во  МГТУ, 2010. – 136 с. – С. 121-126.