Поиск по этому блогу

Тестирование при контроле курса «Теория и практика реферирования»

Профессиональная деятельность секретаря-референта является многоаспектной и предполагает сбор, анализ и обобщение различного рода информации с целью выявления новых, существенных, важных сведений, необходимых в процессе работы, т.е. реферирование письменных и устных сообщений. Профессиональный референт должен обладать высоко развитыми навыками подобного рода деятельности, поскольку от этого зависит эффективность его работы. Программа, на основании которой нами был разработан данный курс, в достаточной степени отвечает указанным требованиям. 
В целом курс «Теория и практика реферирования» основан на современных данных из области лингвистики и психологии, касающихся смыслового восприятия текстов различных стилей и жанров по каналам разной модальности (зрительному и слуховому); принципов смысловой компрессии текста на основе выделения ключевых слов и фраз; организации внимания и тренировки памяти, а также принципов построения собственных высказываний в письменной
и в устной форме (составление рефератов и устное резюмирование). Особое внимание уделяется выработке умения использовать перечисленные теоретические знания на практике.
Основной целью курса является формирование навыков письменного и устного реферирования речевых сообщений, получаемых как в письменной форме (статьи, книги), так и в устной (доклады, лекции, выступления и т.п.).
Однако методика преподавания дисциплины предполагает не только переработку и усвоение информации студентами, но и осуществляемый преподавателем контроль над этим процессом и его результатами. Поэтому вопросы, касающиеся оценки учебной деятельности студентов, их знаний, умений и навыков, приобретают особую актуальность в условиях практического отсутствия научно-методической литературы по курсу «Теория и практика реферирования». 
Предлагаемая нами система контроля реализуется в форме итогового теста. Тестовая форма, несомненно, является более рациональной в плане экономии учебного времени, в плане практической организации самого процесса контроля, и, что немаловажно, в плане активизации познавательной деятельности учащихся. 
Так, в целях выявления степени усвоения студентами темы «Типизация рефератов» в тест включается задание «Приведите в соответствие (соедините стрелками) тип реферата и его характеристику»:
Слева 
a) Информативный реферат:
b) Индикативный реферат: 
Справа
1) только указывает на основные аспекты содержания первичного документа;
2) изложение ведется в пассивном залоге;
3) изложение ведется в активном залоге;
4) сравнительно неглубокий анализ первичного документа;
5) отсутствие детальной фактографической информации;
6) наиболее полно излагается содержание первичного документа;
7) содержит фактографическую информацию;
8) может выполнять весь комплекс функций вплоть до замены реферированной работы;

Также при изучении темы «Реферирование как вид аналитической деятельности» степень усвоения студентами основных терминов может быть проконтролирована за счет включения в тест задания «Приведите в соответствие (соедините стрелками) термины и их определения»:
Слева 
a) аннотация
b) реферат
c) конспект 
Справа
1) краткая запись содержания прочитанного;
2) краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания и других особенностей;
3) краткое изложение содержания научного документа.

Форма изложения материала в тесте может быть различной – от прямых вопросов, требующих односложных ответов до составных вопросов, требующих составных ответов. Например, при изучении темы «Реферирование как вид аналитической деятельности» один из вопросов теста может выглядеть так: «Перечислите функции, которые выполняет реферат». Этот тип вопросов более эффективно помогает активизировать мыслительную деятельность студентов.
Другая группа вопросов предполагает выбор одного или нескольких верных вариантов ответа из множества предложенных. Например, при усвоении темы «Практические процедуры составления реферата» в тест могут быть включены следующие вопросы:
1) На каком этапе составления реферата определяется его вид?
- общее ознакомление с первоисточником;
- чтение документа;
- анализ сведений и определение круга смысловых аспектов;
- построение схемы изложения;
- написание реферата. 
2) Какие слова могут быть отнесены к ключевым?
- слова, обозначающие признак предмета;
- предлоги;
- местоимения;
- слова, обозначающие состояние;
- слова, обозначающие действие;
- междометия;
- союзы.
В другом случае в ходе изучения темы «Смысловая компрессия текста» можно предложить в составе теста подобные вопросы:
1) На каком этапе усвоения содержания текста происходит количественное преобразование текста?
- поиск ключевых слов;
- составление смысловых рядов;
- выявление доминанты.
2) На каком этапе усвоения текста происходит качественное преобразование текста?
- выявление доминанты;
- поиск ключевых слов;
- составление смысловых рядов.
Четвертый из предлагаемого нами способа представления вопросов в тесте аналогичен предыдущему, но отличается по форме изложения текста вопроса, т.е. все задания, оформленные таким способом, включают в себя стандартную формулу вопроса: «Какие из нижеперечисленных утверждений верны?» При изучении тематического аспекта «Читательский адрес реферата» на подобный вопрос могут быть предложены, к примеру, следующие варианты ответов:
1) «Читательский адрес реферата шире читательского адреса первичного документа»;
2) «Читательский адрес реферата соответствует читательскому адресу первичного документа»;
3) «Читательский адрес первичного документа шире читательского адреса реферата».
Таким образом, в данной статье мы попытались продемонстрировать практическую значимость, вариативность и многообразие возможностей использования тестовой формы контроля знаний студентов – будущих специалистов социально-культурной сферы – в процессе преподавания одной из дисциплин специализации.


Опубл.:
Хуако Ф.Н. Тестирование как форма контроля знаний студентов в процессе преподавания курса "Теория и практика реферирования" // Новое в социально-культурной сфере и туризме: Материалы третьей и четвертой научно-практической конференции МГТИ. – Майкоп: изд-во МГТИ, 1999. – С.136-139.