Поиск по этому блогу

ПОБЕЖДАЮЩИЙ ПЕССИМИЗМ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ПОЗИТИВ

Русский музей, Некоммерческое партнерство «Виртуальный русский музей» и творческое объединение «Мир искусства» осуществили   организацию Всероссийского фестиваля авторских короткометражных фильмов в Мультимедиа кинотеатрах участников проекта «Русский музе: виртуальный филиал» (в том числе в г. Майкопе). При этом тематическая разделенность по блокам  всего того, что стране показывали в рамках фестиваля «Арт-кино» (10-13 сент., 2014) весьма относительна. Имели место короткометражные фильмы, объединенные в конкурсные блоки: «Животное», «Мужское», «Женское», «Нереальное». 

«ЖИВОТНОЕ». Отправляясь на первый из названных просмотров зритель с опасением ожидал чего-либо, чересчур «звериного», насыщенного животным оскалом и далекого от человеческой сути. Однако, к счастью, его опасения не сбылись. Зоология здесь была весьма относительная, фоновая: звери лишь присутствовали в кадровом дизайне и иногда играли роль попутчиков главных героев. Ну, а их коллективы числились местом работы персонажей. К примеру, тридцатиминутный фильм программы назван «Искусство общения с животными и с людьми» (М., ВГИК, 2013), что уже настраивает действительно на искусство, возможно, на умение общаться с этими категориями. Тем не менее, нет. Умения такого не появится и, ожидая его, на протяжении получасового фильма ловишь себя на мысли, что назвать его лучше было бы «Трудности общения…». Ведь именно трудностями можно обозначить все происходящее с несчастной молодой женщиной сегодня в российском мегаполисе. Единственным выходом здесь оказываются столь близкие кавказскому обществу кони, в обществе коих спасается героиня ежедневно. Здесь, вероятно, побольше искусства, если таковым считать мелькающее в кадре, беглое поглаживание женской рукой конской гривы, легкое похлопывание женской ладонью по лошадиной ляжке, незаметное прикосновение женским бедром к конскому колену и так далее. Ведь именно все это и ему подобное в жизни терзающейся Насти и спасает ее от бытовых, причем страшных серой «бытовухой» реалий. В данной расположенности кавказский зритель, для которого исторически конь всегда был первым попутчиком и лучшим другом, хорошо понимает героиню, разделяет с ней ее стресс и радуется с ней новым контактам на конюшне. 
Не менее понятен кавказскому зрителю и главный персонаж другого фильма программы – «Чайка» (Бишкек, ВКСР, 2012). Киргизское озеро Иссык-Куль, окруженное горами, и белое одноэтажное здание школы. Весьма знаком нам здесь ушедший на пенсию учитель, боящийся остаться без работы и продолжающий жить школьной жизнью. Родные нам по нынешним российским реалиям образовательные невзгоды. Периодически высказывающийся по поводу урезания литературы уважаемый учитель, его реплики, несущие его возмущение и несогласие, его убедительные аргументы в адрес оппонентам, – все это остается в его собственном пространстве и никак не влияет на проводимую правительством программу. 
Таким образом, властвует во всех названных фильмах вечера пессимизм, понимаешь жизнь во всех ее невзгодах и несчастьях, в очередной раз устрашаешься и «складываешь ручки», опасаясь посмотреть вперед. Но вот наступает спасение. Приходит очередь последнего фильма в программе – сухумского «Алхас и Джульетта» (М.-Сухум, 2013). В этом ярком и наслаждающем получасе оказалось все: красивая природа, симпатичные и обаятельные герои, острый сюжет, добро и зло во всех положенных им проявлениях, отважный и самоотверженный старец в главной роли и, соответственно, благополучный, обязательный для такого сюжета финал. А Джульеттой здесь выступает очаровательная птичка – курочка – добрая знакомая и непременная подруга Алхаса во всем происходящем. Насыщенные и сочные художественные полчаса абхазского фильма действительно подарили несказанное удовольствие. 
«МУЖСКОЕ». На следующий день фестиваля зрителям предлагают блок, состоящий из семи фильмов. Вот, после мультфильма, на экране уже десятиминутный фильм «Решиться на …» (М., «Свободное кино», 2013). Смелый юноша, с радостью увлекающийся экстремальными видами спорта, понимающая его в увлечениях и разделяющая их девушка Зоя, и кадр, изображающий пару стоящей на мосте, в подготовке к очередному прыжку с альпинистскими принадлежностями. Прыгающий Макс и внезапно отказывающаяся Зоя. Острота фабулы здесь состоит в этом, десятиминутном, недолгом и потому концентрированном противостоянии двух взрослеющих подростков, двух формирующихся характеров, двух взаимозависимых половых представителей. 
Достаточно туманным для подобного нам рядового обывателя оказывается другой фильм программы – семнадцатиминутная международная лента «Туфельки» (Минск-М.-Париж-Освенцим, РУП Белорусский Видеоцентр, 2012). Возможно, мы лишь слишком традиционны в своих воззрениях, что не понимаем несомую фильмом мысль, посвящающую его Холокосту и его жертвам. Оказывается, порхающие на огромном экране еврейские ножки порядком смущают рядового зрителя, так и не дожидающегося за семнадцать минут просмотра чего-либо человеческого. Еще режет глаз (точнее, слух) другой фильм блока – «Заблудился» (М., 2013). Первое, что впечатляет и остается в числе сильных ощущений от фильма, – это матерная лексика его героев. Настолько же неуловимым по смыслу для нас остается другой фильм программы «Последний бой» (М., Академия Медиаиндустрии, 2012). Эту насыщенную документальными фактами, картами и записями, посвященными семидесятилетию Великой Отечественной войны, сложно назвать художественной. Единственное, что можно обозначить как средства художественной выразительности, это редкие здесь два-три пейзажа.
Гораздо больше ясности, понятных человеческих ощущений в следующем, уже получасовом фильме блока – «Отец» (М., ВГИК, 2013). Сюжет кавказского сценариста выстроен на трудностях и перипетиях коррупционной современности, сопровождающих кавказские территории настолько же, насколько они сопровождают всю РФ. Пытающийся освободить своего, задержанного после драки, сына, главный герой Рагим предпринимает различные усилия по розыску и добыче денег на взятку следователю. И последний из фильмов данного блока «Дневник юного доктора» (СПб., СПбГУКиТ, 2013) оказывается не менее обращенным к человеку. Действительно художественно изображаемые человеческие качества, проявляемые в текущих сценах (эгоизм жены, самоотверженность героя, ответственная отвага хирурга и т.д.), – все это в необходимой степени культивирует требуемые нравственные приоритеты.
«ЖЕНСКОЕ». Восемь фильмов следующего дня в названном блоке, насколько представляется по заглавию, возможно, можно было бы объединить наличием ярких центральных персонажей женского рода. Однако нет, таковые только в трех фильмах: раздающая волшебные конфеты цветочница – в фильме «Кэнди» (Прага, Prague Film School, 2013), тщательно исполняющие свои обязанности сотрудницы соцопеки – в фильме «Проверка» (М., ВГИК, 2012), пытающаяся набрать килограммы офисная служащая – в фильме «Не меньше 50 кг» (Киев, 2013). Все перечисленные героини находятся в борьбе, тягостной и серьезной, противостоят тем или иным обстоятельствам, складывающимся на их жизненном пути. Главные герои трех других фильмов данного блока («Холивар», «Женечка», «Чиппенддейл») – мужчины, а восьмого фильма («Снежинка») – девочка. Однако психологическая сюжетика все та же: явно прослеживаемая современная реальность, ее будни и сопровождающие обыденную серость человеческие порывы и позывы, знакомые всем нам и напоминающие всем нам о том человеческом, что должно оставаться активным рядом с нами, чтобы не уступить всему тому античеловеческому, что наступает на нас в эпоху глобализации и так отчетливо прослеживается в ежевечерних  программах АРТкино. Даже в программе следующего вечера на нереальную тему.
«НЕРЕАЛЬНОЕ». В рисуемых сюжетами шести фильмов событийных обстоятельствах, очевидно, гораздо меньше реализма, чем в трех предыдущих блоках. Однако обычная для человека борьба добра и зла; его опасения в стремлении добиться своих, не всегда бескорыстных, целей; удающиеся ему лишь порой собственные победы над внешними и внутренними соблазнами, – весь этот обязательный для художественного фильма психологический мотивационный комплекс присущ каждому из пейзажей блока. Порой фильмы можно обозначить как строго мистические, виртуальные (пятиминутная «Невеста» (М., ВКСР, 2012)) либо более приближенные к природе: это граничащее с озерным глухим пейзажем, точнее, строящееся на нем и потому тешащее городской глаз, тоже пятиминутное «Нечто» (М., ВКСР, 2012). Иногда презентуемые картины  находятся на стыке между нереальным пространством и действительностью, с соответствующими героями: это научный сотрудник из будущего, исполняющий свои профессиональные обязанности в сегодняшнем супермаркете («Спаситель» (М., 2013)), либо обретающая сказку в собственном быту налоговая сотрудница («Жизнь после…» (М., ВГИК, 2013). 
Время от времени (чаще преимущественно) фабула двух других фильмов данной программы приобретает не столь мифическую, сколь детективную насыщенность. Так, в получасовом фильме «Щелчок» (СПб., ВКСР, 2013) центральный персонаж – современный медик, потерявший родного брата и пытающийся отыскать его, сталкивается со странными подробностями произошедшего, но не отказывается от спасительных намерений, что делает честь пожилым, не всегда физически сильным, не всегда материально богатым, но твердо убежденным отечественным гражданам. 
В целом, проводимый подобным образом Всероссийский кинофестиваль короткометражного авторского кино (АРТкино), захватывающий в прямом эфире публику двадцати российских городов и предоставляющий ей возможность оценить кино-новации, являет собой заметное, отнюдь не бессловесное и вовсе не робкое, явление в социально-культурной жизни страны и может быть названо его позитивной традицией, достойной того, чтобы быть продолженной.