Научные труды Мурата Безруковича Беджанова традиционно направлены на достижение мира, согласия, сотрудничества, добрососедства, взаимопомощи, то есть на обеспечение благополучия и счастья людей. Они воспитывают их укреплять дружбу и быть патриотами своей Родины. В настоящее время М.Б.Беджанов работает главным научным сотрудником отдела истории в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, является членом Ученого Совета. Всего им издано 44 книги, 12 брошюр и более 100 статей по национальным отношениям народов и по разным злободневным вопросам. В настоящее время завершенная им монография «Северный Кавказ в мировой геополитике» (Майкоп, 2011) была издана и выдвинута на государственную премию Республики Адыгея текущего года.
В написании и изложении темы использованы современные методы исследования по созданию исторических трудов. Значение данного труда для народов нашей страны неоценимо. Проблемы, решаемые в данной монографии, не мимолетные и не сиюминутные. Их актуальность повышается особенно остро в наше время, когда «конфликты на национальной почве оказались началом широкого спектра социальных конфликтов…». Обращение к традициям прошлого, к мудрости и незыблемости существовавших веками этических и социальных ориентиров отчетливо прослеживается практически во всех произведениях рецензируемого издания. Объединенные духовной, культурной и исторической общностью, размышления М.Б.Беджанова справедливо не выходят за рамки существующего национально-этнического опыта. И к возникающим в обществе проблемам, актуальным вопросам социума у автора в его работе прослеживается один подход. Разрешение многих проблем, в настоящее время тревожащих общество, автору видится также в сохранении традиций прошлого, в неизменном следовании накопленному тысячелетиями народному опыту (на котором основаны многие описываемые им народные обычаи), в возрождении высоких общечеловеческих ценностей морали и нравственности, что и провозглашают приводимые здесь документы и факты.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях тогдашнего Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…», акцент был сделан на сохранение национального богатства общества. Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. В законах и других законодательных актах, по всей видимости, очень сложно прописать основополагающие общенациональные ценности. Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности и ответственности. По мнению ряда исследователей (которое мы разделяем), различие права и моральных (духовных) ценностей проявляется в том, что нормы права устанавливаются государством, а моральные ценности формируются в сознании людей; нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, ценности регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку; нормы права закреплены в специальных государственных актах, моральные ценности живут в сознании людей; право обеспечивается принудительной силой государства, ценность опирается на силу общественного мнения.
Причем описываемые М.Б.Беджановым ценности, в отличие от норм права, могут быть предложены или навязаны обществу не в законодательных актах, а в процессе информационно-психологического воздействия на граждан со стороны власти. Поэтому выступления политических лидеров, различные доктринальные документы, возможно, могут и быть теми формами, в которых национальные ценности формулируются и затем транслируются в общественное массовое сознание. В своем программном заявлении «Россия, вперед!» глава государства подчеркнул их ценность. Поэтому высшая российская власть, с одной стороны, готова предлагать такие ценности социуму, которые бы позволили более эффективно управлять как различными общественными процессами внутри него, так и социумом в целом. С другой стороны, высшая российская власть намерена искоренять ценности, которые мешают воздействию на общество. Но слишком могуча и неизбывна вера того, кто сам является представителем горского менталитета, в силу мудрости народной, т.е. хабзэ, что не однажды проявляется в мыслях автора.
Межэтнические проблемы – тот осилок, на котором проверяется прочность любого многонационального государства. После распада СССР постсоветское пространство явилось ареной многочисленных межэтнических конфликтов, сопровождающихся вытеснением некоренного населения из бывших республик некогда единой и могучей державы. Северный Кавказ давно балансирует на грани межэтнического взрыва. За последние века на этих землях оказалось несколько миллионов человек – не только русские, но и представители других этносов, которые не ограничиваются борьбой за жизнь только в экономической сфере. А значит, создаются не только предпосылки для воцарения хаоса в южных регионах России, в том числе и на Кубани, но и возникает реальная угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства. Качественные характеристики пребывающего населения свидетельствуют о том, что для нормально развивающейся экономики такой миграционный поток означал существенное укрепление трудового потенциала. На протяжении всего изложения автор, хотя и раскрывает многочисленные исторические и культурные этно- подробности адыгов (черкесов), тем не менее не позволяет себе унизительных и негативных выпадов в адрес других этнических групп. Соответственно психологически обоснованной можно считать экспрессию, происходящую по мере развития текста, эмоциональность – вполне закономерную для каждого представителя данной субкультуры, искренне переживающего за судьбу своего народа, действительно разделенного историей по многочисленным территориям. Здесь следует отметить, что отчетливо проступающая по мере изложения эмоциональность вполне корректна и тактична. Говорящий порой, возможно, несколько превозносит собственный этнос, однако не нарушает этим ничьих прав, не оскорбляет представителей других этносов, а лишь подчеркивает свою любовь к Родине – черту характера, являющуюся обязательным компонентом культивируемого у нас в стране патриотизма.
Опубл.: Хуако Ф.Н. Геополитические акценты сегодня // Вестник МГОУ. – 2013. – №№ 3-4. – С. 98-99