Поиск по этому блогу

СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МЕДИА-СРЕДСТВ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО (С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА)

В данной статье анализируется вышедшая в текущем году в свет монография современного доктора филологии Виктории Смеюхи «Вопросы медиалогии» с уточнением основных, рассматриваемых в научной работе аспектов и положений, способствующих упрочению и совершенствованию имеющейся  России и на Северном Кавказе системы медиа-средств и технологий их создания.

В качестве зачина к данной статье просим прощения за присутствующую здесь экспрессивность, возможно, несколько излишнюю для научного текста, однако неизбежную в случае с данной тематикой, не дающей оставаться равнодушным. «А я ведь по чему-то из описываемого здесь соскучилась», – именно такое ощущение возникает в первый момент знакомства с научным изданием Виктории Вячеславовны Смеюхи «Вопросы медиалогии», вышедшей в 2013 году под научной редакцией Н.И.Бусленко в Ростове-на-Дону. Первое, что читатель усматривает в собственных эмоциях, это ощущения, которые появляются когда человек дожидается после долгой разлуки встречи с кем-то родным. Именно в такой роли и выступают изучаемые автором самые популярные в советское время женские журналы «Работница» и «Крестьянка». Как раз таковыми кажутся они в исследовании В.В.Смеюхи любой, заставшей тот период женщине, относящей взрастившую ее семью к интеллигентной ячейке общества.
Действительно, весьма родными были эти страницы для советской семьи, и весьма праздничными казались дни обнаружения названных журналов в домашнем почтовом ящике; памятными остались они до сих пор в подростковом тогда сознании. Активно рассматривались, поглощались тогда их страницы растущей девочкой и интенсивно обсуждались с матерью – советской женщиной, в реальности мечтавшей тогда о той или иной «женской» информации, считавшейся как бы «неприличной» и потому запрещенной на государственных информационных каналах. Следовательно, весьма сладостной представала тогда столь дефицитная, пусть ограниченная, но желанная строка. И, одновременно, пробуждаются тогдашние впечатления сегодня, при виде производимого в работе В.В.Смеюхи подробнейшего, применительно к социуму, исторического, композиционного, тематического (сюжетного, стилевого, образного) анализа имевшихся в прошлом и бытующих сегодня журнальных и других гендерно- тонированных изданий (с их типологической систематизацией, с тщательно выявленной автором   классификацией).
Как раз соответственно названной направленности и озаглавлена наиболее мощная из пяти имеющихся, первая глава – «Гендерная периодика в социокультурном пространстве», занимающая практически половину текстового пространства сборника. Фактически этот раздел являет собой самостоятельную научную работу, содержащую все необходимые для таковой композиционные аспекты: детальную историю объекта (начиная с моментов и этапов появления такого рода изданий), степень его изученности, классификационно-типологические признаки, формирование и развитие наиболее распространенных отечественных журнальных средств (с немалым упором на северокавказскую специфику) на протяжении всего исторического (в т.ч. досоветского и советского) периода. Отдельным подразделом первой главы исследования выступает женская пресса постсоветского времени, оптимально содержащая современный, могущий быть обозначенным как независимый подход, свободный от какой-либо навязанной идеологии или субъективной заинтересованности. Данного рода объективную беспристрастность автора признаем главным и стержневым достоинством всего анализируемого исследования В.В.Смеюхи (даже уходящей порой от фактического материала к углубленному теоретическому рассуждению при рассмотрении того или иного понятийного либо терминологического состава; так, к примеру термин «информационное пространство» подвергается доскональному рассмотрению с привлечением ряда теоретических источников).
Указанное качество искомой и желанной объективности остается в силе на протяжении и других последующих глав, содержащих расширенный и порой усугубленный предмет для рассмотрения. Здесь анализируются не только печатные, но и технические средства массовой информации, в том числе телевидение и социальные сети. Причем делается это с неизменным акцентом на имеющуюся специфику региональных медиа-средств, что также можно уверенно назвать ощутимым и зримым достоинством научной работы. Национального читателя, более приученного в современном РФ-социуме к неизменному уничижительному живописанию, «приятно удивит» столь явно и достоверно выраженный акцент на присутствующие на северокавказских территориях этно- окрашенные издания, уважительно исследуемые в работе. При рассмотрении таковых В.В.Смеюха грамотно и позитивно учитывает менталитет и упоминает народные обычаи национальных меньшинств Северного Кавказа и других регионов. Данный региональный компонент успешно придает текущему изложению целевую назначенность и четко очерчивает актуальность обращения к малоизученной местной проблематике.
Подробно и детализированно рассматривая разного рода медиа-средства, обладающие и гендерным, и региональным компонентами, В.В.Смеюха поэтапно выстраивает исторически обусловленную, логически грамотную и обоснованную аргументами имидж-технологию. Причем несмотря на обязательную для рассматриваемого в работе материала строгую фактичность и документальность, автор излагает его удачно и в стилевом отношении, придавая могущему приобрести обзорность тексту, искомую и востребованную в научном слоге аналитичность. Обоснованно анализируя достоинства и недостатки затрагиваемых средств массовой информации, ученому удается сделать это на основании ряда проведенных социологических исследований (преимущественно опросов), придающих авторским выводам однозначную убедительность. Поэтапно расписывая детали, В.В.Смеюха выстраивает конструкцию на базе и на примере различных современных объектов, активных в сегодняшнем отечественном социуме. В роли единиц, нуждающихся в эффективном и оптимальном имиджевании, в авторском сборнике периодически выступают вузы (Ростовский государственный университет), печатные издания (газета «Гудок»), обширный регион (Краснодарский край), социальная фигура (Президент РФ) и даже этно-группа соседней республики (Адыгея) с ее культурными приоритетами (комплекс мероприятий, посвященных 110-летию адыгского классика Тембота Керашева) и др.
Предлагая возможные пути улучшения называемых В.В.Смеюхой недочетов и делая это применительно к нуждающимся в совершенствовании объектам, автор своим научным изданием «Вопросы медиалогии» (2013) комплексно выстраивает столь необходимую в современном обществе методику повышения профессионального качества современного отечественного и регионального медиа-пространства с целью поддержания его достойного уровня. Именно данную тенденцию можно смело считать фактическим и доказанным подтверждением социально-отнесенной  установки, обозначенной в предваряющем сборник трудов Предисловии, высказанном от имени научного редактора книги (д.полит.н., к.филол.н., к.юрид.н., проф. и акад. Н.И.Бусленко, ЮФУ): «Хочется верить, что это произведение найдет признание научного сообщества, в том числе и студентов, а также всех, кто изучает журналистику или просто интересуется тайнами публицистического мастерства, секретами установления связей с общественность или успехами рекламного дела» [1; С.7]. Вышеприведенное высказывание Н.И.Бусленко, отмеченное и выделенное нами в качестве итогового посыла монографического исследования, целиком реализовано и действительно является потенциально расположенным к получению достойного признания проанализированной работы В.В.Смеюхи в соответствующей профессиональной среде. А это позволяет нам использовать цитируемый абзац в качестве оправданного почина излагаемого в нашей статье анализа, что мы и делаем в завершение.
Использованная литература:
1. Смеюха В.В. Вопросы медиалогии: монография / В.В.Смеюха; научн. ред. Н.И.Бусленко. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2014. – 324 с.

Опубл.: Хуако, Ф.Н. Современное научное.... // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2014. – № 3. – С. 219-221 (РИНЦ)