В данной статье анализируется вышедшая в
текущем году в свет монография современного доктора филологии Виктории Смеюхи
«Вопросы медиалогии» с уточнением основных, рассматриваемых в научной работе
аспектов и положений, способствующих упрочению и совершенствованию
имеющейся России и на Северном Кавказе
системы медиа-средств и технологий их создания.
В качестве зачина к
данной статье просим прощения за присутствующую здесь экспрессивность,
возможно, несколько излишнюю для научного текста, однако неизбежную в случае с
данной тематикой, не дающей оставаться равнодушным. «А я ведь по чему-то из
описываемого здесь соскучилась», – именно такое ощущение возникает в первый
момент знакомства с научным изданием Виктории Вячеславовны Смеюхи «Вопросы
медиалогии», вышедшей в 2013 году под научной редакцией Н.И.Бусленко в Ростове-на-Дону.
Первое, что читатель усматривает в собственных эмоциях, это ощущения, которые
появляются когда человек дожидается после долгой разлуки встречи с кем-то
родным. Именно в такой роли и выступают изучаемые автором самые популярные в
советское время женские журналы «Работница» и «Крестьянка». Как раз таковыми
кажутся они в исследовании В.В.Смеюхи любой, заставшей тот период женщине,
относящей взрастившую ее семью к интеллигентной ячейке общества.
Действительно, весьма
родными были эти страницы для советской семьи, и весьма праздничными казались
дни обнаружения названных журналов в домашнем почтовом ящике; памятными
остались они до сих пор в подростковом тогда сознании. Активно рассматривались,
поглощались тогда их страницы растущей девочкой и интенсивно обсуждались с
матерью – советской женщиной, в реальности мечтавшей тогда о той или иной
«женской» информации, считавшейся как бы «неприличной» и потому запрещенной на
государственных информационных каналах. Следовательно, весьма сладостной
представала тогда столь дефицитная, пусть ограниченная, но желанная строка. И,
одновременно, пробуждаются тогдашние впечатления сегодня, при виде
производимого в работе В.В.Смеюхи подробнейшего, применительно к социуму,
исторического, композиционного, тематического (сюжетного, стилевого, образного)
анализа имевшихся в прошлом и бытующих сегодня журнальных и других гендерно-
тонированных изданий (с их типологической систематизацией, с тщательно
выявленной автором классификацией).
Как раз соответственно
названной направленности и озаглавлена наиболее мощная из пяти имеющихся,
первая глава – «Гендерная периодика в социокультурном пространстве», занимающая
практически половину текстового пространства сборника. Фактически этот раздел
являет собой самостоятельную научную работу, содержащую все необходимые для
таковой композиционные аспекты: детальную историю объекта (начиная с моментов и
этапов появления такого рода изданий), степень его изученности,
классификационно-типологические признаки, формирование и развитие наиболее
распространенных отечественных журнальных средств (с немалым упором на
северокавказскую специфику) на протяжении всего исторического (в т.ч.
досоветского и советского) периода. Отдельным подразделом первой главы
исследования выступает женская пресса постсоветского времени, оптимально
содержащая современный, могущий быть обозначенным как независимый подход,
свободный от какой-либо навязанной идеологии или субъективной
заинтересованности. Данного рода объективную беспристрастность автора признаем
главным и стержневым достоинством всего анализируемого исследования В.В.Смеюхи
(даже уходящей порой от фактического материала к углубленному теоретическому
рассуждению при рассмотрении того или иного понятийного либо терминологического
состава; так, к примеру термин «информационное пространство» подвергается
доскональному рассмотрению с привлечением ряда теоретических источников).
Указанное качество
искомой и желанной объективности остается в силе на протяжении и других
последующих глав, содержащих расширенный и порой усугубленный предмет для
рассмотрения. Здесь анализируются не только печатные, но и технические средства
массовой информации, в том числе телевидение и социальные сети. Причем делается
это с неизменным акцентом на имеющуюся специфику региональных медиа-средств,
что также можно уверенно назвать ощутимым и зримым достоинством научной работы.
Национального читателя, более приученного в современном РФ-социуме к
неизменному уничижительному живописанию, «приятно удивит» столь явно и
достоверно выраженный акцент на присутствующие на северокавказских территориях
этно- окрашенные издания, уважительно исследуемые в работе. При рассмотрении
таковых В.В.Смеюха грамотно и позитивно учитывает менталитет и упоминает
народные обычаи национальных меньшинств Северного Кавказа и других регионов.
Данный региональный компонент успешно придает текущему изложению целевую
назначенность и четко очерчивает актуальность обращения к малоизученной местной
проблематике.
Подробно и
детализированно рассматривая разного рода медиа-средства, обладающие и
гендерным, и региональным компонентами, В.В.Смеюха поэтапно выстраивает
исторически обусловленную, логически грамотную и обоснованную аргументами
имидж-технологию. Причем несмотря на обязательную для рассматриваемого в работе
материала строгую фактичность и документальность, автор излагает его удачно и в
стилевом отношении, придавая могущему приобрести обзорность тексту, искомую и
востребованную в научном слоге аналитичность. Обоснованно анализируя
достоинства и недостатки затрагиваемых средств массовой информации, ученому
удается сделать это на основании ряда проведенных социологических исследований
(преимущественно опросов), придающих авторским выводам однозначную
убедительность. Поэтапно расписывая детали, В.В.Смеюха выстраивает конструкцию
на базе и на примере различных современных объектов, активных в сегодняшнем
отечественном социуме. В роли единиц, нуждающихся в эффективном и оптимальном
имиджевании, в авторском сборнике периодически выступают вузы (Ростовский
государственный университет), печатные издания (газета «Гудок»), обширный
регион (Краснодарский край), социальная фигура (Президент РФ) и даже
этно-группа соседней республики (Адыгея) с ее культурными приоритетами
(комплекс мероприятий, посвященных 110-летию адыгского классика Тембота
Керашева) и др.
Предлагая возможные пути
улучшения называемых В.В.Смеюхой недочетов и делая это применительно к
нуждающимся в совершенствовании объектам, автор своим научным изданием «Вопросы
медиалогии» (2013) комплексно выстраивает столь необходимую в современном
обществе методику повышения профессионального качества современного
отечественного и регионального медиа-пространства с целью поддержания его
достойного уровня. Именно данную тенденцию можно смело считать фактическим и
доказанным подтверждением социально-отнесенной
установки, обозначенной в предваряющем сборник трудов Предисловии,
высказанном от имени научного редактора книги (д.полит.н., к.филол.н.,
к.юрид.н., проф. и акад. Н.И.Бусленко, ЮФУ): «Хочется верить, что это
произведение найдет признание научного сообщества, в том числе и студентов, а
также всех, кто изучает журналистику или просто интересуется тайнами
публицистического мастерства, секретами установления связей с общественность
или успехами рекламного дела» [1; С.7]. Вышеприведенное высказывание
Н.И.Бусленко, отмеченное и выделенное нами в качестве итогового посыла
монографического исследования, целиком реализовано и действительно является
потенциально расположенным к получению достойного признания проанализированной
работы В.В.Смеюхи в соответствующей профессиональной среде. А это позволяет нам
использовать цитируемый абзац в качестве оправданного почина излагаемого в
нашей статье анализа, что мы и делаем в завершение.
Использованная литература:
1. Смеюха
В.В. Вопросы медиалогии: монография / В.В.Смеюха; научн. ред. Н.И.Бусленко. –
Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2014. – 324 с.
Опубл.: Хуако, Ф.Н. Современное научное.... // Известия Южного федерального университета.
Филологические науки. – 2014. – № 3. – С. 219-221 (РИНЦ)