Тематика отечественных художественных произведений середины прошлого века разнообразна, однако одной из наиболее распространенных можно считать тему посвящения тяжелому и смутному времени – годам Великой Отечественной войны, ставшим судьбой нескольких поколений, живших только ради победы, ради того, чтобы вновь засияло над их родной землей мирное солнце, что оказалось в их силах. А в их силах было многое, потому что они свято верили в победу и всем сердцем, всей душой жаждали ее. Так и фронтовик В.П.Некрасов не стал обходить этой темы в своем творчестве, он поднял в повести «В окопах Сталинграда» (1946) сложные вопросы войны и мира, предательства и патриотизма, трусости и мужества. Небольшая по объему повесть вместила в себя годы войны с их тяготами,
лишениями и страданиями. Причем именно мысль о том, что данная повесть предопределила впоследствии идейно-художественное развитие ряда отечественных и северокавказских авторов является зачином рецензируемой монографии Белой Н.С. В связи со сказанным следует отметить актуальность и новизну темы представленного исследования, которая аргументированно обозначается автором во введении.
Именно на данном аспекте автор и строит свое изложение, постоянно и неизменно проводя
параллели между анализируемым материалом и некрасовской традицией. Внимательно и тщательно отыскивая в современной отечественной прозе все необходимые атрибуты «военного» сюжета (как то патриотизм, предательство, подвиг), Н.С.Белая справедливо выделяет ту лирическую искренность отношений, ту искренность, которой отличались взаимоотношения людей в те трудные годы, делая лиризм отдельной, постоянно подчеркиваемой графой исследования. В монографии рассматриваются особенности отображения как в некрасовской, так и в северокавказской военной повести художественного образа, строящегося на фоне военной событийности и все более активизирующейся (в последующие десятилетия) личностной составляющей. В произведениях северокавказских писателей на военную тему Н.С.Белая применительно к 50 – 60-м гг. ХХ в. прослеживает создание нового типа героя, когда внимание сконцентрировано на формировании характера и внутреннего мира, на психологии и душевном складе воюющего персонажа. Аргументированным подтверждением сказанному во второй главе монографии выступает анализируемое автором творчество адыгских и северокавказских писателей, создавших еще в 40-х годах повести, явившиеся одними из первых произведений жанра лирической прозы в северокавказской литературе (А.Евтых «Мой старший брат», 1940). Окружающий мир глазами одиннадцатилетнего ребенка – творческая удача адыгского писателя и, фактически, открытие для северокавказской прозы периода Великой Отечественной войны, что и подчеркивает в своей работе Н.С.Белая.
Заслугой Н.С.Белой является производимый во второй главе детальный анализ произведений, приближенных к военной тематике как в отечественной, так и в северокавказской литературе, рассматриваемых на фоне подробного рассмотрения в первой главе «окопной правды» В.П.Некрасова. Причем делает она это в контексте отражения в них ситуаций духовно-нравственного становления участника военных событий и неизбежно связанных с ними социально-психологических изменений, происходящих в личности и в судьбе человека. Проводя в этом ключе параллели с произведениями других национальных писателей, касавшихся в своем творчестве подобных мотивов, автор акцентирует внимание на повестях А.Евтыха, П.Кошубаева, Х.Ашинова, С.Панеша, М.Батчаева, Г.Братова, С.Капаева, З.Толгурова и др., подчеркивая общность художественных идей названных писателей и приходя к логичному выводу о том, что «опыт «батальной прозы», имеющий глубинные корни в философском и художественном наследии Льва Толстого, обогащенный гуманистическими идеями европейской литературы «потерянного поколения», определил важнейшие пути поиска и становления Виктора Некрасова. Через этот опыт прошла «новая военная проза» 50 – 60-х гг., вынесшая на передний план личность воюющего человека и обстоятельства его «окопной войны». В целом этот совокупный опыт сделал возможным резкий, выдающийся взлет художественной и жизненной правды в прозе народов Северного Кавказа, безусловно обогатившей общероссийскую литературу о войне» (1; С. 98).
Действительно, к примеру, в повестях П.К.Кошубаева («Звонкая сталь Асланбека», 1974) достаточно активна мысль о бесконечности всего сущего, о том, что, несмотря на страшные потери и ужасающие лишения, которые принесла война, жизнь продолжается, и есть смысл жить дальше. Либо подробно анализируемая Н.С.Белой повесть А.Теппеева «Дорога в девять дней» (1983) позволяет читателю постепенно, по мере развития действия охарактеризовать моральные ориентиры каждого из троих героев и расставить нравственные акценты в этих характеристиках (на основании максимально и в полном объеме переданных воспоминаний, рассуждений, переживаний и реакций каждого из героев на происходящие в повести события). Таким образом, читателю удается определиться с картиной моральных приоритетов персонажей, и, вследствие этого, у него постепенно зарождаются симпатии, остающиеся на стороне, как выясняется, явно положительного героя – Мамая.
Разочарование же в одном из персонажей повести наступает после знакомства с мыслями и чувствами Бекира, впоследствии оказавшегося предателем и трусом. В этом произведении идея предательства исследуется писателем в контексте не сломленных веками под каким бы то ни было напором традиций, обычаев, нравов – этических догм, принадлежащих людям, которым суждено было жить вместе как один народ, как одно племя, как единая семья. Нарушивший законы семьи должен быть изгнан из дома. Нравственное преступление, каковым является предательство, реально наказуемо не столько по юридическому кодексу, сколько по кодексу моральному – понятиям чести и нравственности. В этом и состоит этический лейтмотив повести А.Теппеева, солирующий и выходящий на первый план каждый раз, когда Бекир оказывается перед нравственным выбором, обусловленным социальными обстоятельствами. Психология убийцы и насильника, подробности его мотивации и осознание им своих преступных действий, отношение его к окружающему миру и людям, одномоментное недолгое раскаяние и последовавшее затем самооправдание – все это тщательно, детально и психологически грамотно передано А.Теппеевым на страницах его лирической повести «Дорога в девять дней». Девятидневная дорога на призывной пункт, где его дожидалась повестка на фронт, расставила все по своим местам и обнажила сущность каждого персонажа. В таком кардинально противоположном расхождении моральных качеств положительного и отрицательного героев – отголоски традиционного идеологического соцреалистического подхода.
Однако в характере Бекира, помимо явно прорисованных «черных» качеств личности, есть и «белые», и «цветные» оттенки, что позволяет приблизиться к объективному – многоцветному – изображению действительности и отмежеваться от принятого десятилетиями «черно-белого» ракурса. Так, к примеру, Бекир очень трудолюбив и умеет находить искреннее удовольствие в действительно тяжелой и кропотливой многочасовой работе. Такие искренние и, что самое удивительное, казалось бы, нехарактерные для традиционно сурового горца откровения приближают Бекира к читателю и, несомненно, в некоторой степени «очеловечивают» его. Многочисленные подобные нюансы, вступающие в противоречие с отрицательной «заданностью» этого персонажа, интригуют, затягивают плотнее сюжетный узел и опять-таки придают объективность и жизненность конфликту и его составляющим. Эта не раз подчеркнутая автором черта его личности «смягчает» однозначность отнесения его к кардинально отрицательному типу и позволяет приблизиться к реалистичной и психологически обусловленной обрисовке характеров.
Как верно подчеркивает Н.С.Белая, усугублению лирической направленности стиля повести также способствует такой традиционный лирический прием, как поэтизация и одушевление предметов и явлений природы. Небо, солнце и тучи у А.Теппеева сопровождают героев на протяжении всей повести, действуя то так, то иначе – в зависимости от мыслей и настроений героев, словно подстраиваясь под их переживания, принимая идентичные их ощущениям состояния и кондиции. Передавая тяжелые мысли Бекира и навалившуюся на него суровую правду, автор описывает сопутствующий пейзаж «удушающим», столь же затрудняющим дыхание, как и одолевающие героя мрачные мысли о войне и фронте. Отражение поэтической атмосферы действия и изображение колоритного пейзажа – мощное средство воздействия лирической повести, которому подчинена языковая структура данного, как и других лирических произведений. В этом случае большое значение приобретают особые взволнованные интонации, иногда появляется напевный ритм, характерные изменения испытывают лексика и синтаксис.
Причем одновременно анализ непосредственно произведений удачно сопровождается обозрением обсуждений, состоявшихся и долгое время продолжавшихся на страницах периодических и печатных изданий после выхода в свет анализируемых произведений. Приведение различных, порой диаметральных оценок и точек зрения критиков на творчество обсуждаемых авторов придает дальнейшему литературоведческому анализу значительную объективность и беспристрастность. Подобная установка предполагает и обязывает ведущую исследование Н.С.Белую в случае несогласия непосредственно вступать в обсуждение или даже в спор с цитируемыми авторами.
В целом, выводы и положения, выдвинутые автором, аргументируются большим фактическим материалом, что дает основания считать монографию Н.С.Белой «Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» системным, квалифицированным научным трудом, успешно разрешающим поставленную проблему анализа отечественной прозы ХХ в. При этом достойным логическим продолжением фундаментальных научных положений, изложенных в вышерассмотренной монографии можно считать вышедшее в том же (2010 г.) учебно-методическое пособие, способствующее внедрению фундаментального научного материала в реальную сферу образования. Речь идет о совместной работе И.И.Кондрашовой и К.Г.Шаззо («К истории отечественной литературы конца XIX – начала XX вв.», Майкоп: МГТУ, 2010), включающей лекционный курс по основным проблемам обозначенного периода отечественной литературы, авторскую и рабочую программы.
Действительно, достаточно устойчивая тенденция к «художественному синтезированию», время от времени дававшая о себе знать в отечественном жанрообразовании, упорно и настойчиво (за небольшим исключением) игнорировалась отечественными исследователями. А возможные последствия жанрового синтеза в контексте концепции личности, с учетом роли фольклора в данном процессе, да еще применительно к столь ограниченному временному периоду, – все это составляет совокупность новых научных положений, которые ранее не были известны и на сегодня не зафиксированы в науке и практике. Подобного рода совокупность уверенно можно считать комплексной проблематикой, обладающей явно выраженной научной новизной. Благодаря этому проведенное в свое время и удачно защищенное И.И.Кондрашовой под руководством К.Г.Шаззо диссертационное исследование, представленное теперь в виде учебного курса, расширяет известные теоретические положения, касающиеся идеи художественного синтеза, причем приращение носит существенный характер. Отталкиваясь при построении программы от истории реализма, авторы с полным основанием переходят к подробному изучению модернизма конца позапрошлого века, имевшего место, но замалчивавшегося накануне революции. Подобное построение открывает новые аспекты, грани проблемы жанрообразования в русской литературе рубежа XIX – XX веков, грани, состоящие во внимании исследователя к роли фольклора в означенном процессе.
По своему содержанию представленный материал пособия предполагает формирование у студента теоретических знаний и практических умений, необходимых для качественного обучения отечественной литературе. История литературы заявленного периода выстроена логично, отбор произведений обоснован и опирается на принципе доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации. Отбор материала базируется на разнообразии принципов научности, связи теории с практикой, интеграции и междисциплинарного взаимодействия, модульности и др. Методика обучения выстроена логично, выдвигаемые положения обоснованы и опираются на принципы доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации.
Содержание учебно-методического пособия основывается на знаниях, усвоенных студентами прежде, и предусматривает глубокое осмысление учебного материала. Издание нацелено на осуществление единства обучающего, воспитывающего и модернизирующего начал в образовательном процессе. Рабочая программа, являющаяся основным компонентом пособия, согласована с образовательным стандартом по специальности. Задания контрольного типа соответствуют дидактическим единицам ГОС. Таким образом, рецензируемая методическая работа, безусловно, является самостоятельной и законченной реализацией сложной проблемы. Авторы в ней обнаружили достаточное знание литературного процесса прошлого века, умение оперировать литературоведческими приемами. В пособии имеется серьезный научный аппарат и обширная библиография, что позволяет говорить о том, что изучаемый теоретическими исследователями художественный материал находит сегодня свое достойное продолжение в учебно-воспитательном и педагогическом процессе.
Использованная литература:
1. Белая, Н.С. Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» [Текст] / Н.С.Белая. – Майкоп: изд-во МГТУ, 2010. – 112 с.
лишениями и страданиями. Причем именно мысль о том, что данная повесть предопределила впоследствии идейно-художественное развитие ряда отечественных и северокавказских авторов является зачином рецензируемой монографии Белой Н.С. В связи со сказанным следует отметить актуальность и новизну темы представленного исследования, которая аргументированно обозначается автором во введении.
Именно на данном аспекте автор и строит свое изложение, постоянно и неизменно проводя
параллели между анализируемым материалом и некрасовской традицией. Внимательно и тщательно отыскивая в современной отечественной прозе все необходимые атрибуты «военного» сюжета (как то патриотизм, предательство, подвиг), Н.С.Белая справедливо выделяет ту лирическую искренность отношений, ту искренность, которой отличались взаимоотношения людей в те трудные годы, делая лиризм отдельной, постоянно подчеркиваемой графой исследования. В монографии рассматриваются особенности отображения как в некрасовской, так и в северокавказской военной повести художественного образа, строящегося на фоне военной событийности и все более активизирующейся (в последующие десятилетия) личностной составляющей. В произведениях северокавказских писателей на военную тему Н.С.Белая применительно к 50 – 60-м гг. ХХ в. прослеживает создание нового типа героя, когда внимание сконцентрировано на формировании характера и внутреннего мира, на психологии и душевном складе воюющего персонажа. Аргументированным подтверждением сказанному во второй главе монографии выступает анализируемое автором творчество адыгских и северокавказских писателей, создавших еще в 40-х годах повести, явившиеся одними из первых произведений жанра лирической прозы в северокавказской литературе (А.Евтых «Мой старший брат», 1940). Окружающий мир глазами одиннадцатилетнего ребенка – творческая удача адыгского писателя и, фактически, открытие для северокавказской прозы периода Великой Отечественной войны, что и подчеркивает в своей работе Н.С.Белая.
Заслугой Н.С.Белой является производимый во второй главе детальный анализ произведений, приближенных к военной тематике как в отечественной, так и в северокавказской литературе, рассматриваемых на фоне подробного рассмотрения в первой главе «окопной правды» В.П.Некрасова. Причем делает она это в контексте отражения в них ситуаций духовно-нравственного становления участника военных событий и неизбежно связанных с ними социально-психологических изменений, происходящих в личности и в судьбе человека. Проводя в этом ключе параллели с произведениями других национальных писателей, касавшихся в своем творчестве подобных мотивов, автор акцентирует внимание на повестях А.Евтыха, П.Кошубаева, Х.Ашинова, С.Панеша, М.Батчаева, Г.Братова, С.Капаева, З.Толгурова и др., подчеркивая общность художественных идей названных писателей и приходя к логичному выводу о том, что «опыт «батальной прозы», имеющий глубинные корни в философском и художественном наследии Льва Толстого, обогащенный гуманистическими идеями европейской литературы «потерянного поколения», определил важнейшие пути поиска и становления Виктора Некрасова. Через этот опыт прошла «новая военная проза» 50 – 60-х гг., вынесшая на передний план личность воюющего человека и обстоятельства его «окопной войны». В целом этот совокупный опыт сделал возможным резкий, выдающийся взлет художественной и жизненной правды в прозе народов Северного Кавказа, безусловно обогатившей общероссийскую литературу о войне» (1; С. 98).
Действительно, к примеру, в повестях П.К.Кошубаева («Звонкая сталь Асланбека», 1974) достаточно активна мысль о бесконечности всего сущего, о том, что, несмотря на страшные потери и ужасающие лишения, которые принесла война, жизнь продолжается, и есть смысл жить дальше. Либо подробно анализируемая Н.С.Белой повесть А.Теппеева «Дорога в девять дней» (1983) позволяет читателю постепенно, по мере развития действия охарактеризовать моральные ориентиры каждого из троих героев и расставить нравственные акценты в этих характеристиках (на основании максимально и в полном объеме переданных воспоминаний, рассуждений, переживаний и реакций каждого из героев на происходящие в повести события). Таким образом, читателю удается определиться с картиной моральных приоритетов персонажей, и, вследствие этого, у него постепенно зарождаются симпатии, остающиеся на стороне, как выясняется, явно положительного героя – Мамая.
Разочарование же в одном из персонажей повести наступает после знакомства с мыслями и чувствами Бекира, впоследствии оказавшегося предателем и трусом. В этом произведении идея предательства исследуется писателем в контексте не сломленных веками под каким бы то ни было напором традиций, обычаев, нравов – этических догм, принадлежащих людям, которым суждено было жить вместе как один народ, как одно племя, как единая семья. Нарушивший законы семьи должен быть изгнан из дома. Нравственное преступление, каковым является предательство, реально наказуемо не столько по юридическому кодексу, сколько по кодексу моральному – понятиям чести и нравственности. В этом и состоит этический лейтмотив повести А.Теппеева, солирующий и выходящий на первый план каждый раз, когда Бекир оказывается перед нравственным выбором, обусловленным социальными обстоятельствами. Психология убийцы и насильника, подробности его мотивации и осознание им своих преступных действий, отношение его к окружающему миру и людям, одномоментное недолгое раскаяние и последовавшее затем самооправдание – все это тщательно, детально и психологически грамотно передано А.Теппеевым на страницах его лирической повести «Дорога в девять дней». Девятидневная дорога на призывной пункт, где его дожидалась повестка на фронт, расставила все по своим местам и обнажила сущность каждого персонажа. В таком кардинально противоположном расхождении моральных качеств положительного и отрицательного героев – отголоски традиционного идеологического соцреалистического подхода.
Однако в характере Бекира, помимо явно прорисованных «черных» качеств личности, есть и «белые», и «цветные» оттенки, что позволяет приблизиться к объективному – многоцветному – изображению действительности и отмежеваться от принятого десятилетиями «черно-белого» ракурса. Так, к примеру, Бекир очень трудолюбив и умеет находить искреннее удовольствие в действительно тяжелой и кропотливой многочасовой работе. Такие искренние и, что самое удивительное, казалось бы, нехарактерные для традиционно сурового горца откровения приближают Бекира к читателю и, несомненно, в некоторой степени «очеловечивают» его. Многочисленные подобные нюансы, вступающие в противоречие с отрицательной «заданностью» этого персонажа, интригуют, затягивают плотнее сюжетный узел и опять-таки придают объективность и жизненность конфликту и его составляющим. Эта не раз подчеркнутая автором черта его личности «смягчает» однозначность отнесения его к кардинально отрицательному типу и позволяет приблизиться к реалистичной и психологически обусловленной обрисовке характеров.
Как верно подчеркивает Н.С.Белая, усугублению лирической направленности стиля повести также способствует такой традиционный лирический прием, как поэтизация и одушевление предметов и явлений природы. Небо, солнце и тучи у А.Теппеева сопровождают героев на протяжении всей повести, действуя то так, то иначе – в зависимости от мыслей и настроений героев, словно подстраиваясь под их переживания, принимая идентичные их ощущениям состояния и кондиции. Передавая тяжелые мысли Бекира и навалившуюся на него суровую правду, автор описывает сопутствующий пейзаж «удушающим», столь же затрудняющим дыхание, как и одолевающие героя мрачные мысли о войне и фронте. Отражение поэтической атмосферы действия и изображение колоритного пейзажа – мощное средство воздействия лирической повести, которому подчинена языковая структура данного, как и других лирических произведений. В этом случае большое значение приобретают особые взволнованные интонации, иногда появляется напевный ритм, характерные изменения испытывают лексика и синтаксис.
Причем одновременно анализ непосредственно произведений удачно сопровождается обозрением обсуждений, состоявшихся и долгое время продолжавшихся на страницах периодических и печатных изданий после выхода в свет анализируемых произведений. Приведение различных, порой диаметральных оценок и точек зрения критиков на творчество обсуждаемых авторов придает дальнейшему литературоведческому анализу значительную объективность и беспристрастность. Подобная установка предполагает и обязывает ведущую исследование Н.С.Белую в случае несогласия непосредственно вступать в обсуждение или даже в спор с цитируемыми авторами.
В целом, выводы и положения, выдвинутые автором, аргументируются большим фактическим материалом, что дает основания считать монографию Н.С.Белой «Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» системным, квалифицированным научным трудом, успешно разрешающим поставленную проблему анализа отечественной прозы ХХ в. При этом достойным логическим продолжением фундаментальных научных положений, изложенных в вышерассмотренной монографии можно считать вышедшее в том же (2010 г.) учебно-методическое пособие, способствующее внедрению фундаментального научного материала в реальную сферу образования. Речь идет о совместной работе И.И.Кондрашовой и К.Г.Шаззо («К истории отечественной литературы конца XIX – начала XX вв.», Майкоп: МГТУ, 2010), включающей лекционный курс по основным проблемам обозначенного периода отечественной литературы, авторскую и рабочую программы.
Действительно, достаточно устойчивая тенденция к «художественному синтезированию», время от времени дававшая о себе знать в отечественном жанрообразовании, упорно и настойчиво (за небольшим исключением) игнорировалась отечественными исследователями. А возможные последствия жанрового синтеза в контексте концепции личности, с учетом роли фольклора в данном процессе, да еще применительно к столь ограниченному временному периоду, – все это составляет совокупность новых научных положений, которые ранее не были известны и на сегодня не зафиксированы в науке и практике. Подобного рода совокупность уверенно можно считать комплексной проблематикой, обладающей явно выраженной научной новизной. Благодаря этому проведенное в свое время и удачно защищенное И.И.Кондрашовой под руководством К.Г.Шаззо диссертационное исследование, представленное теперь в виде учебного курса, расширяет известные теоретические положения, касающиеся идеи художественного синтеза, причем приращение носит существенный характер. Отталкиваясь при построении программы от истории реализма, авторы с полным основанием переходят к подробному изучению модернизма конца позапрошлого века, имевшего место, но замалчивавшегося накануне революции. Подобное построение открывает новые аспекты, грани проблемы жанрообразования в русской литературе рубежа XIX – XX веков, грани, состоящие во внимании исследователя к роли фольклора в означенном процессе.
По своему содержанию представленный материал пособия предполагает формирование у студента теоретических знаний и практических умений, необходимых для качественного обучения отечественной литературе. История литературы заявленного периода выстроена логично, отбор произведений обоснован и опирается на принципе доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации. Отбор материала базируется на разнообразии принципов научности, связи теории с практикой, интеграции и междисциплинарного взаимодействия, модульности и др. Методика обучения выстроена логично, выдвигаемые положения обоснованы и опираются на принципы доступности и обеспечения самостоятельных действий студентов по извлечению учебной и научной информации.
Содержание учебно-методического пособия основывается на знаниях, усвоенных студентами прежде, и предусматривает глубокое осмысление учебного материала. Издание нацелено на осуществление единства обучающего, воспитывающего и модернизирующего начал в образовательном процессе. Рабочая программа, являющаяся основным компонентом пособия, согласована с образовательным стандартом по специальности. Задания контрольного типа соответствуют дидактическим единицам ГОС. Таким образом, рецензируемая методическая работа, безусловно, является самостоятельной и законченной реализацией сложной проблемы. Авторы в ней обнаружили достаточное знание литературного процесса прошлого века, умение оперировать литературоведческими приемами. В пособии имеется серьезный научный аппарат и обширная библиография, что позволяет говорить о том, что изучаемый теоретическими исследователями художественный материал находит сегодня свое достойное продолжение в учебно-воспитательном и педагогическом процессе.
Использованная литература:
1. Белая, Н.С. Опыт В.Некрасова и концепция войны в современной отечественной прозе» [Текст] / Н.С.Белая. – Майкоп: изд-во МГТУ, 2010. – 112 с.
Опубл.: // Материали за VII Международна научна практична конференция «Образованието и науката на XXI век – 2011» (17-25 октомври 2011 г.). – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – Т. 11. Педагогически науки. Филологични науки. – 112 с. – С. 59-62.