Поиск по этому блогу

ETHNO AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF EXISTING TYPES OF TOURISM (p. A.R. Kumpilova) (= Этно- как обязательный компонент действующих видов туризма (на примере Кавказа) (соавт. А.Р. Кумпилова)


Abstract: Начиная с общего рассмотрения туризма как активной сегодня на мировом рынке отрасли, авторы статьи обращаются к его классификации. Здесь аргументируется малая известность некоторых видов туризма сегодня на мировом рынке и делается попытка ее обоснования. Приводя имеющиеся сегодня в науке типовые варианты авторы обосновывают и предлагают свою версию систематизации туризма без выделения этно- типа, в силу его наличия в каждом из стандартных видов. Также в статье приводится единый строй факторов, которые следует иметь в виду при определении тематики и материала, поскольку они в некоторой степени предопределены этно- элементом. Далее в статье рассматриваются возможности разработки экскурсии с учетом этно- компонента и приводятся примеры экскурсионных применений с опорой на этно- материалы применительно к Кавказу.

Keywords: туризм, классификация, этно- компонент, Кавказ, экскурсия, разработка 

Introduction

Туризм является на сегодня одной из наиболее активных и перспективных возможностей для прогрессирования экономики в мире. В целом ряде сегодняшних мировых систем именно туризм способен нести на себе функциональную роль своеобразной подпитки как экономической, так и социально-политической сферы, способен обусловить инвестиционный приход и, тем самым, ощутимо содействовать укреплению других отраслей. Однако имеется здесь (особенно, – в географически обширных странах) и более узкий, региональный аспект.  При этом именно регионализм начинает работать в качестве определяющего критерия на поле туристической экономики: «The objectives of this regionalization are primarily: to improve and harmonize of the economy, increase the attractiveness of the region for investors, promote cultural, educational, scientific and tourist links, and joint environmental programs» [6, 237].

В этом, более узком, случае региональный (к примеру, кавказский) туризм еще более активно способен выступать не единственно лишь серьезным, потенциально выгодным экономическим вложением, однако и существенной составляющей социально-культурного плана. Сосредоточенный на себе, но гораздо более ответственный перед своими соотечественниками местный житель чаще подумает, глядя в глаза соседу по даче, чем задумается о своем долге перед  малоизвестным ему, живущим на другом полюсе вкладчике. Подобная прозрачность и заданность как социального, так и ментального уровня в регионе (а тем более, – на Кавказе), –  своего рода гарантия любому начинанию, поскольку, как известно, лучше «на виду, под неусыпным взором своих», чем «где-то там, вдалеке». Как утверждают сегодня российские специалисты, «На Северном Кавказе туризм является одной из основных отраслей доходности и занятости населения. В настоящее время эта отрасль рассматривается как приоритетная, что отражается в долгосрочных программах развития региона» [1, р. 97]. Значимость перспектив не умаляем, однако осмелимся немного возразить такой категоричности: является ли уже он «одной из основных отраслей доходности и занятости»?

ОБСУЖДЕНИЕ

Относительно классификации видов туризма на сегодня имеется часто упоминаемая градация: (1) приключенческий туризм, (2) эко-туризм, (3) этно-туризм, (4) культурный туризм, (5) религиозный туризм. Так, к примеру, религиозный туризм сегодня признается одним из наиболее расположенных к налаживанию межнациональных и межкультурных связей. Аналогично уверены и зарубежные исследователи: «Таким образом, религиозный туризм призван способствовать процессу объединения интересов религиозных организаций и государства с целью снижения социальной напряженности в стране, когда духовные и социальные факторы гражданского здоровья нации становятся приоритетными» [4, p. 959].

Либо упоминающий сегодня в своих работах другие типы туризма (сельский, пляжный, активный, оздоровительный, культурно-познавательный и др.) Д.И.Асланов и его соавторы просто периодически перечисляют такой долгий ряд подобных (скорее, вольно обозначенных) видов. В некоторой степени он порой перекликается с трудами зарубежных ученых. К примеру, сельский туризм сегодня достаточно признанный вид, активно обсуждаемый и изучаемый: «Сельский туризм – это сфера двойных интересов: мы имеем в виду коренное население (хозяева) с одной стороны и туристов (гостей) - с другой» [8, p. 345]. Однако в трудах Д.И.Асланова сложно обнаружить единую классификационную систему видов туризма. Поэтому продолжение исследовательской работы по уточнению круга существующих классификаций, а также возможное выдвижение собственного варианта имеет ощутимый потенциал на будущее.

Первую из названных градаций предпочитают грузинские ученые, приводящие ее подтверждение экспериментальными данными. Так, в статье Н. Паресашвили приводятся данные именно по такой работе. Проведенный в Грузии цикл интервью показал следующие результаты: (1) – 28%, (4) и (5) – 22%, (2) – 14%, (3) – 6%. Причем, по утверждению в том же  исследовании, более 42% опрошенных вообще плохо себе представляют, что такое «эко- туризм», а 16% вообще никогда о нем не слышали. «Недостаточная информированность потребителей об эко- туризме может рассматриваться как один из самых больших недостатков в сфере туризма, существенно снижающий уровень потребления эко- туризма и способствующий развитию других сфер туризма, таких как культурный туризм, приключенческий туризм, этно- туризм и др.» [7, p. 172]. Вполне понятна малая известность эко- туристической отрасли в постсоветском пространстве: пока еще отсутствует какая-либо активная ее востребованность и отдача.

А что касается этно- туризма, такого рода ситуация может быть частично объяснима именно вызывающей у нас сомнение вышеприведенной классификацией. По нашему мнению, нет необходимости выделять этно- туризм в отдельную группу, поскольку этно- компонент – это обязательный и постоянно присутствующий структурный элемент во всех трех выделяемых группах. Нет и не может быть ни культуры, ни религии, ни природы в регионе в отрыве от его этно- состава, и потому рассматриваем эту категорию как общую для всего туристического классификатора.

И применительно к конкретной экскурсии значимость данного, исследуемого нами этно- компонента не менее очевидна. Любая экскурсионная разработка обязана обладать определенной тематикой. Тематическая ориентация в этом случае определяется возможность спроса со стороны потенциального клиента, востребованностью определенного заказа либо пошагового целевого формирования назначенной экскурсионной тематики. Имеется при этом в России такая негативная линия тематического отбора, которую исследователи называют «выборочной пропагандой», то есть частичная и фильтруемая подача сведений потенциальным клиентам относительно определенных и узко- отобранных объектов. К тому же частой является актуальная сегодня и  в мировой практике, вечная и «неунывающая» языковая проблема, весьма активная применительно и к туристической отрасли, что констатируют и зарубежные авторы: «Проблема языкового барьера также является серьезной. Плохое владение иностранными языками в агентствах, обслуживающих иностранных туристов, затрудняет общение с иностранными туристами» [7, p. 172].

В случае аналогичных трудностей существуют возможности разрешения вышеназванных рекламных дефектов, как то: «необходимо заниматься грамотной пропагандой, например, сделать удобные интернет-сайты и путеводители о менее популярных объектах туризма» [1, p. 97]. При разработке экскурсионного материала необходимо учитывать целый ряд пунктов, каждый из которых так или иначе обусловлен этно- элементом (особенно такое утверждение относимо к пп. 1-2 данного ряда): 1) своеобразие описываемого (т.е. специфика, своеобычность представляемого объекта, возможная неизвестность его для туриста и желаемая оригинальность); 2) внешняя (но, возможно, и внутренняя, – смысловая) яркость и запоминаемость описываемого, возможность его гармонировать с конкретной обстановкой, с условиями расположения или со всей средой в целом; 3) целость и качественность, фактическая сохранность описываемого; 4) расположенность описываемого на определенном земельном или пространственном участке или территории.

Причем именно применительно к Кавказу существуют еще и географический, и климатический подтексты, имеющие определенные значения при проектных разработках. Так, по мнению грузинских исследователей, «Регион характеризуется суровыми природными условиями из-за высокой высоты, неравномерного рельефа и долгих зим с данными, представленными здесь, основанными на социально-научном исследовании», а также вследствие основного снежного покрова, затруднены и мало развиты здесь «многоплановые объекты промышленности и социальной инфраструктуры» [2, p. 32], и соответственно, экологические процессы для сельского хозяйства малочисленны.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе возможного учета этно- компонента при подготовке экскурсии необходимо иметь в виду следующее. Одной из функциональных целей привлечения внимания туристов может выступать также и восстановление имеющихся у них пробелов в знаниях по экскурсионной теме. Соответственно этому в ходе подготовки и при проведении проекта разработчик должен учитывать необходимость воспроизведения  отсутствующих деталей и составляющих. В процессе следования по маршруту, по мере встречи с объектом порой происходит ситуативный дефект в силу того, что некоторые из требуемых для поддержки и демонстрации звеньев плохо сохранились или вообще отсутствуют. В частности, интересующемуся клиенту не всегда смогут наглядно продемонстрировать дома и предметы быта проживавших здесь веками ранее горцев, но чаще пока еще могут показать и описать площадку такого проживания либо дать возможность постоять в тени деревьев, тогда еще прикрывавших собою местного жителя. Подобный ситуативный вариант   также может способствовать созданию благоприятного имиджа нации и приближения образного этно- представителя к вниманию интересующегося туриста.

Причем непосредственно в ходе экскурсий нередко появляется потребность привести портреты, фото- или другие какие-либо изображения лиц и событий, так или иначе относимых к описываемому объекту. Несколько более выразительной и демонстрационной экскурсия станет при использовании качественных рукописей, подлинников или копий, а также, особо подчеркнем в нашем случае, – публицистических или художественных  произведений (наиболее доступных при подготовке). И в случае с учетом этно- компонента при подготовке экскурсии на Кавказе, можно предложить  такой вариант. Это использование богатого источникового материала, имеющегося в написанной французским писателем Александром Дюма (старшим) при путешествии по Кавказу в XIX в. книге. К моменту его прибытия в страну  романист уже состоялся как писатель мирового уровня, нередко отдающийся именно описаниям путешествий. Причем в отечественных общероссийских интеллигентских слоях ему уже удалось приобрести заслуженную славу. Издание под его авторством внушительного и богатого как этнографическими, так и описательными деталями «Кавказа» способно было дать некоторое представление о ряде «новых вопросов, таких, например, как восприятие Кавказа европейским путешественником в контексте общей тенденции некоего романтического восприятия Кавказа в русской и европейской литературе» [3], – обозначил уже в наше время заведующий Фондом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН Ш. Шихалиев. Описания этнографических объектов и памятников, встречавшиеся на пути путешественника, говорят о том, что перебравший не один источник в поиске литературы об интересующем его крае писатель был как морально, так и информативно подготовлен ко встретившим его пейзажам, ко впечатлившим его народам, к охватившим его эмоциям.

И все такие описания могут с успехом применяться при разработке экскурсий по конкретным и определенным местам пребывания А. Дюма на Кавказе, по ходу продвижения его маршрута и представления его туристу сегодня. Либо зафиксированные тогда же записи сопровождавшего А. Дюма художника  А. Муане также содержат немало полезной подобного рода, тур- потенциальной  информации. Более того, в ракурсе нашей этно- тематики, «Записки Муане – этнографическое произведение, он описывает как путешественник, этнограф» [3], – утверждает сегодня этнограф-кавказовед З. Махмудова, подготовившая в 2016 г. к изданию указанное произведение (которое, к сожалению, в силу малого тиража продолжает оставаться мало востребованным).

Либо, к примеру, в качестве документальных подтверждений для  иллюстраций конкретно на Кавказе можно применить такую публикацию А. Казикумухского, как «Записки под заглавием "Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля"», которые изначально были изданы на арабском языке, к 2002 г. книгу перевела Н. Тагирова и издала ее с комментариями и указателями. Фактическим материалом такой работы стали устные воспоминания Шамиля и личные  записи А. Казикумухского, произведенные вторым из них на основе своих дневников и воспоминаний. Здесь уже имеет место быть некоторый условный «реванш» кавказского горца остальному (не европейскому, но российскому) миру: это повествование о периоде нахождения имама Шамиля в 60-е гг. XIX в. в России с изложением его впечатлений частично и в стиховой форме. По свидетельству В.Бобровникова, это практически «первое описание северо-западного Дагестана» [9]  являет собой мемуары. Записки, писавшиеся через один-два года после произошедшего, наряду с политическими фактами жизненного пути имама (сдача на Гунибе, встреча с наместником Кавказским (князем Барятинским), , аудиенция Шамиля у Александра II и т.д.) содержат и описания впечатлявших горца путешествий. Более подробно, – это Санкт-петербург 1860-го года. Приводятся также в мемуарах впечатлившие автора описания русского цирка, знаменитых фонтанов, публичной библиотеки и др. По нашему мнению, подобные исторические факты и описания можно успешно и весьма продуктивно применять при знакомстве туриста как с кавказской, так и с петербургской территорией. На Кавказе это можно делать при описании образа мыслей местного лидера и при создании, тем самым, представления о местном менталитете. Ну, а в северной столице, такие факты, несущие впечатления восторженного горца, весьма занятны уже непосредственно при рассказах экскурсовода об имеющихся и имевшихся там центров культурной и промышленной активности, портах и путях сообщения. 

CONCLUSION

Туризм априори способен затронуть и повлиять на взаимодействие  индивида с окружающей его внешней (как натуро-, так и культурной) атмосферой. Более того, зарубежные коллеги уже уверенно признают некоторые рассматриваемые нами виды туризма (в частности, региональный) как индикаторы межнационального взаимодействия на европейском уровне. Как заявляется сегодня, «This form of cooperation is strongly supported by the European Union that provides significant financial support for the promotion of cross-border cooperation» [2, p. 237]. Хотя не всегда распространенные на Кавказе традиции и ментальные особенности понимаемы и адекватно воспринимаемы зарубежными посетителями. Так, к примеру, весьма обязательное и безапелляционное здесь братство, семейное и дружеское, предполагает непременное периодическое одаривание друзей и родственников появившимися в распоряжении индивида продуктами и угощениями. Как (несколько строго и с некоторым непониманием) говорит об этом зарубежный ученый, «Тот факт, что большинство производимых домашними хозяйствами продуктов распределяется среди членов семьи и друзей негативно влияет на профессиональную упаковку или маркировку. Например, мед обычно кладут только в простые стеклянные банки без какой-либо дополнительной информации» [10, с. 55]. Оставим все-таки в этом случае за нашими земляками право порадовать семью или детей соседа; к тому же, преподнесенная туристу в пути ложка меда вряд ли расстроит его отсутствием упаковки. Скорее, взбодрит и верно нацелит на дальнейший путь.

Попытаемся далее уточнить выявляемые нами в ходе исследования возможности непосредственной популяризации классифицируемых нами выше видов туризма с учетом присущего им этно- компонента на кавказской территории. Если не принимать во внимание имеющиеся на Кавказе социально-политические и экономические трудности, обширный пространственно- природный и ландшафтный уровень дает перспективную возможность. Это могут быть всевозможные маркетинговые проекты в туристической отрасли, желательно, – регулярные и, порой, – направленные на усиление информационного задела туриста об интересующем его объекте. В частности, этому могут способствовать различные презентационные мероприятия, туры (как инфо-, так и пресс-), организуемые фестивали и публикуемые новостные, рекламные проспекты на темы историко-культурных и этнографических признаков и качеств, как то традиции, ремесла, национальная кухня, фольклор и т.д. И еще ремарка: добавление к пункту «фольклор» живой и вечно живущей легенды с некоторыми, возможно, шутливыми, но настойчивыми предложениями туристу побывать в роли одного из героев или произнести ту или иную речь (даже на местном языке), – такие элементы весьма разнообразят и заметно обрадуют пришедшего сюда гостя. Таким образом, налицо  достаточно большой и активный список возможностей приближения большинства из видов туризма, носящих этно- компонент, к населению.

REFERENCES

1. Д.И. Асланов, М.И. Голубова, А.А. Петрив «Современное состояние и перспективы развития туризма на Северном Кавказе», Фундаментальные исследования, ном. 3, сс. 95-99, 2007.

2. J. Heiny, G. Vfvniashvili, I.-U. Leonhaeser, “The socioeconomic situation of private household in the Kazbegi region – First insights based on quantitative data”, Annals of Agrarian Science, vol. 15, pp. 31-39, 2017.

3. «Как Дюма спасал на Кавказе свою карьеру» // http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/298666/

4. Kurmanalieva, Sh. Rysbekova, A. Duissenbayeva, I. Ismailov, “Religious tourism as a sociocultural phenomenon of the present "The unique sense today is a universal value tomorrow. This is the way religions are created and values are made”, Procedia-Social and Behavioral Science, vol. 143, pp. 958-963, 2014.

5. М. Буянов, «Дюма, которого мы не знали», Наука и жизнь, н.. 7, 1999

6. M. Milenkovic, “Ecoregionalism – factor cross-border cooperation and tourism development”, Procedia-Social and Behavioral Science, vol. 44, pp. 236-240, 2012.

7. N. Paresashvili, “Major tasks of ecotourism management in Georgia”, Procedia-Social and Behavioral Science, vol. 156, pp. 170-173, 2014.

8.  O. Paresishvili, L. Kvaratskhelia, V. Mirzaeva, “Rural tourism as a promising trend of small business in Georgia: topicality, capabilities, peculiarities”, Annals of Agrarian Science, vol. 15, pp. 344-348, 2017.

9. Петербург как диковинка – заметки Абдурахмана Казикумухского об имаме Шамиле // https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/298666/

10. S. Huller, J. Heiny, I.-U. Leonhauser, “Linking agricultural food production and rural tourism in the Kazbegi district – A qualitative study”, Annals of Agrarian Science, vol. 15, pp. 40-48, 2017.

Опубл.: Khuako F.N., Kumpilova A.R. ETHNO AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF EXISTING TYPES OF TOURISM // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich (27 - 29 February) // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2020. – 

Volume 92 - SCTMG 2020. - 520 р. – P. 1976 - 1981 (отправлено на WoS)

DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.260