Актуальность представленной статьи обусловлена протекающими на мировом пространстве процессами глобализации, включающими явную сегодня постиндустриальную технократию. Возникающий в этих условиях кризис индивидуального сознания, в первую очередь, отражающийся на молодежи, требует выведения новых дидактических формул. Методы в этом случае включают: наблюдение, аналитическое сопоставление, синтетическое структурирование. Народная педагогика на Северном Кавказе (в частности, у адыгов), представляемая в статье как возможный методологический выход, способна помочь в формировании и в привитии подростку требуемой системы ценностей, минуя имеющуюся в РФ осложненность: 1) двуязычием и 2) социумом. Основной целевой установкой выступило исследование теоретико-методологических основ национальной (в частности, адыгской) этнопедагогики как насыщенного дидактического ресурса, изучение коего содействует достижению тактических образовательных задач. Как было выявлено в ходе исследования, включение этнопедагогических средств в образовательную схему затрудняется сегодня вследствие недостаточной прикладной изученности. Привитие индивидуальных доминант во все времена четко связано общенародными убеждениями носителей языка, что прямым текстом воспроизводится в этнических методиках. Тем самым, в целом: 1) в педагогической практике по возможности следует опираться на этнопедагогические сведения предыдущих поколений, но 2) при этом необходимо привитие учащемуся интереса к научному знанию и процессу.
Ключевые слова: глобальный кризис, адыгская культура, этнопедагогика, методические установки, этносознание, тоталитаризм
The relevance of the presented article is due to the processes of globalization taking place in the world space, including the post-industrial technocracy, which is evident today. The crisis of individual consciousness that arises in these conditions, primarily affecting young people, requires the derivation of new didactic formulas. Methods in this case include: observation, analytical comparison, synthetic structuring. Folk pedagogy in the North Caucasus (in particular, among the Circassians), presented in the article as a possible methodological way out, can help in the formation and instilling of the required value system in a teenager, bypassing the complications existing in the Russian Federation: 1) bilingualism and 2) society. The main target was the study of the theoretical and methodological foundations of national (in particular, Adyghe) ethnopedagogy as a rich didactic resource, the study of which contributes to the achievement of tactical educational tasks. As it was revealed in the course of the study, the inclusion of ethnopedagogical means in the educational scheme is hampered today due to insufficient applied knowledge. The inculcation of individual dominants at all times is clearly connected by the national beliefs of native speakers, which is directly reproduced in ethnic methods. Thus, in general: 1) in pedagogical practice, if possible, one should rely on the ethnopedagogical information of previous generations, but 2) at the same time, it is necessary to instill in the student an interest in scientific knowledge and the process.
Key words: global crisis, Adygeyan culture, ethnopedagogy, methodological attitudes, ethno-consciousness, totalitarianism
Мировая цивилизация входит в технократическую временн'ую
среду, приспосабливаясь к ней путем ново- появившейся ценностной шкалы. Северный Кавказ является одним из наиболее этнически
насыщенных РФ- пространств. Сегодняшнее требуемое освежение имеющейся социальной
действительности ожидает не просто многогранного, детального рассмотрения
минувшего, но и вдумчивого как общественного, так и личностного постижения
вопросов этнического восстановления.
Выработавшиеся в конце прошлого века отечественные
социально-политические обстоятельства дали возможность приподнять значимость
этнического фактора в реалиях бытия, разрешили попытаться обратиться к линии
укрепления национального образования, а также восстановления этноса в
его культурном приоритете. На северокавказском географическом поле укоренено
обитают несколько десятков наций, любая из коих несет давнюю (порой, –
античную), колоритную и своеобычную культурную суму, редкий педагогический
груз, собранный столетиями (порой, – тысячелетиями) в труднейших жизненных
ситуациях. Это, по сути, багаж, каковой неизменно совершенствовался и
прогрессировал путем взаимного проникновения соседних национальных культур.
Обусловленный сегодняшней технократией как в мире, так и в
рассматриваемом регионе кризис позволяет аналитикам утверждать следующее:
негативные преобразования, охватившие науку, юрисдикцию, финансы и культуру,
увы, не пощадили и образовательную сферу. Результатом подобного негативного
напора нередко оказываются наглядные примеры безнравственности и так
называемого пофигизма в подростковых кругах, озлобление и осмысленное
растаптывание этнической памяти, самовосхваление и презрение к окружающим. Как
описывает такой процесс сегодня американский психолог Билл Ридлер, «с самого
раннего детства вы начали изучать и оценивать свои способности. Тогда вы были
маленькими и беспомощными. <…> В то время все вокруг были больше, умнее,
способнее вас. И очень может быть, что, оценивая свои силы с такой невыгодной
позиции, вы решили, что способностей у вас маловато» [4, с. 10]. Отроку в
сегодняшних скоростных реалиях действительно порой сложно найти себя и
выработать собственную жизненную философию, могущую помочь достойно
существовать далее. Либо, к примеру, вот как описывает необходимость почитания
и уважения науки в малоразвитых странах в одном из западных журналов 20-х гг.
нового века Mensah Farouq Sessah,
описывая существующие сегодня в мире экономические сложности: «Решение
перечисленных выше ситуаций заключается в разработке и внедрении эффективного
научно-технического образования на всех уровнях образования, особенно на
довузовском уровне. Такие учебные программы должны культивировать дух инноваций
и изменений, которые позволяют людям создавать новые вещи и находить лучшее» [1,
с. 1117].
Само
собой разумеется, что безусловный путь из вышеописанной проруби не может быть
сложен без грамотных позитивных преобразований на всех пластах социума,
которые, в свою очередь, выстраиваются образовательной системой, имеющей веками
наработанную национальную методику. Теоретико-прикладные подходы к имеющимся
трудностям допустимы посредством многогранного рассмотрения и вдумчивого
восприятия методических мыслей и проб в этнической педагогике с последующим
возможных их применением в сегодняшней системной педагогике (как средней, так и
высшей школы). Образовательный механизм обязан и способен гарантировать
хроникальную наследуемость и прогрессивность этнической культуры, привитие
почтительного и уважительного взгляда на прошлое и на искусство той или иной
нации. Именно класс и педагог способны направить отрока в точном направлении,
помочь ему с выработкой стремлений на почве моментально преобразующейся
глобализации. Назначающим демократическим (в т.ч. региональным) моментом
желаемого отечественного обучения можно считать многогранный сбор этнических
качеств и признаков в образовательном комплексе, востребованном молодежной
средой. Воспитательные установки, способы и макеты, применяемые
соответствующими организациями, обязаны выступать этнически проработанными и
национально вооруженными. Обязательным инструментом подобного рода культурных
перспектив прогрессирующего дифференцированного подхода в обучении выступает
испокон веков выработанная этнопедагогика. Значимо в этом случае углубление в
суть, инструментарий и методики этнического образования, пунктуальное внимание к имеющимся в народе обыкновениям и
тактикам. Этнопедагогика целиком воздействует на многие грани социальной реальности,
выстраивая образ мыслей носителя культуры. Ведя речь об этнических обыкновениях
и мыслях никак не возможно упустить значимость данной науки.
Вообще этнопедагогика в методологической роли способна
реализовываться на сегодняшнем проектном поле. Как известно, чем более
существенным является числовой разброс между действием, которое необходимо
сформировать, и действиями, каковые происходили на аналогичном поле прежде, тем
более существенным окажется количество непосредственных, работающих на методику
проектов. И именно эта методическая закономерность просматривается сегодня в
сохраняющейся актуальной этнопедагогической линии северокавказских (в т.ч.
адыгских) национальных культур. Выявление, обобщение, восстановление этнических
традиций в деле выработки у подростков чувства национальной гордости рядом с правилами межнационального уважения,
– вот что способна предложить сегодня этнопедагогика как общенациональный
антикризисный метод. Однако имеется на этой региональной стезе возможная
осложненность: во-первых, двуязычием, во-вторых, социумом:
1. Двуязычие. Закономерности, типы и стратегии
исследования народных воспитательных тенденций, этнических методических
разработок в обучении отрока патриотизму и межкультурной толерантности на ниве
отечественного преобладающего двуязычия есть объект насыщенного внимания к ним
со стороны практикующих учителей, членов семей,
социума. Осложнения, обусловленные двуязычием, весьма заметны и не могут
быть легко и разом окончены, что подтверждает сегодня целый ряд производящихся
применительно к регионам исследований.
2. Социум. Имеющиеся в соответствии с различными
социальными группами уровни воспитания ученые нередко соотносят не только с
отнесенностью к неодинаковым поселенческим видам, но и с неимением исходных
воспитательных каналов. Существенное число городских детей ни в семейных, ни в
образовательных, ни в естественно-природных ячейках не могут найти требуемого
ими настроя к их личным трудностям становления характера.
Исходя из вышеописанной надобности и вышеперечисленных
сложностей сегодня усиливается обращенность к бытовавшим ранее, укоренившимся
моделям семейной дидактической среды. Значительный мотив чему сообщает активизировавшееся
восстановление этнического своеобычия наций, тоже несущее народно оригинальные
воспитательные приемы и методы. Тем не менее основное: при имеющихся в социуме
обстоятельствах разработка и укрепление этнопедагогических методик имеет
осмысленную заданность со стороны участника, разделяемую на две эмоциональные
линии, вызываемые с одной стороны, – наступающим действием, с другой, –
результатами уже произведенного труда. Хотя при этом элементарное, доскональное
и грубое, неадаптивное повторение
производимого никак не обязательно и даже часто нездорово. И потому
анализ требуемых методик и их разработка применительно к языково-социальной
среде должны быть содержательно насыщены и нацелены на потенциальное изучение.
Кстати, упомянем здесь аспекты изученности этнопедагогической тематики как на
отечественной, так и на региональной научной арене. Проблемы улучшения
составляющей
образования (как среднего, так и высшего) рассмотрены в работах В.Ф.
Афанасьева, Г.Н. Волкова, В.В. Краевского, И.К. Журавлева, И.Я. Лернера, З.П.
Васильцевой, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева и проч. В своем труде мы принимали
также в расчет и региональный адыгский компонент на ниве изученности,
включающий обращение к проблеме со стороны Г.М. Мамбетова, М.А. Мамхеговой,
С.Х. Мафедзева, М.А. Меретукова, Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, М.Б.
Гуртуевой, М.Г. Загазежева, А.Э. Измайлова, С.С. Киржинова, Э.Л. Коджесау, В.В.
Макаева, Ш.А. Мирзоева, Ю.К. Намитокова, И.А. Шорова, З.Я. Якубова, Я.И.
Ханбикова, Е.Е. Хатаева и проч. Тем самым, с момента пришествия педагогики в
человеческую среду и вплоть до нашего времени социум и наука собрали
внушительный воспитательный ресурс, сформировали собственные воззрения, методы
и приемы применительно к данной ведущей отрасли бытийной деятельности этноса.
Тем не менее, хотя и есть такой весьма ощутимый интерес научного и социального
мира, этническая педагогика сегодня, ввиду своего масштабного и многовекового
национального ресурса, обладает заметным, еще далеко не исчерпанным потенциалом для исследователя.
Имеющийся
сегодня преобладающий общепланетарный цивилизационный сценарий ученые
преимущественно относят к постиндустриальной модели. Как утверждает социолог П.
Рисмен, введший в понятийный строй компонент «постиндустриализм»,
«феномен информационного общества невозможно обосновать вне представлений о
постиндустриальном развитии» [5, с. 58]. Одновременно порой некоторые ученые
концепцию информационно насыщенного социума соотносят и порой проводят аналогию
с постиндустриализмом. В работах также выделяется позиция присуждения
постиндустриальной и якобы следующей за ней информационной социальной среде
эволюционного качества. К примеру, в диссертационной работе
Целевым
комплексом нашего исследования можно считать изучение этнических оснований для
формирования научно-педагогического арсенала, требуемого для продуктивного
привития подростку чувства любви к родной и уважения к соседней нации, с учетом
обстоятельств двуязычной отечественной социальной среды. Одним из компонентов
этого целевого комплекса является рассмотрение актуальности и целесообразности
применения адыгской этнопедагогики в современной (как теоретической, так и
прикладной) дидактике. В пределах любого из составляющих компонентов имеет
место быть внушительная череда специфических целевых установок и составляющих
их методических задач. В ракурсе изучаемой нами проблематики достаточно активен
именно методологический подход к этнопедагогике. Содержание его заключается в
допустимости обнаружения методических приемов и в выстраивании из них комплекса
на основе нескольких взаимовлияний. Такая стратегия дает собственную особенность
подведения итогов, рассмотрение каковых имеет смысл продолжить в дальнейшем,
рассматривая в рамках других научных статей различные составляющие
этнопедагогики как метода, предполагая структурировать их по определенным
тематическим линиям, соответствующим качествам и характеристикам этого метода.
Изначально его методические приемы представляются как орудия выстраивания ранее
неизвестного действия, что позволяет установить
нужное в таком ключе конструирование. Далее эти этнопедагогические приемы
работают в роли общих сведений, концентрирующих информацию прежде произведенных
действий. Соотнесение знания, ожидаемого в методических установках как в
приемах произведения действий, и знания, выносимого из прежней активности, дает
возможность понять логику ряда своеобразных модификаций, происходящих в
пределах методологии. Тем самым, изучение теоретико-методологических
базисных ресурсов национальной (в частности, адыгской) этнопедагогики
обозначило историко-педагогическую обусловленность, основания и социокультурные
обстоятельства развития данного вопроса как объекта научной мысли, предстающего
в роли насыщенного дидактического ресурса, тщательное изучение коего
содействует достижению тактических образовательных и воспитательных целей.
Этнопедагогика
традиционно содержит два центральных стержня:
этническую наполненность народной мыслью и национальную заданность
действующих методик. Первая грань включает непосредственно культуру нации и
пропущенные именно через ее фильтры всемирные доминанты. Другая грань представлена
приемами, разрешающими оптимально и продуктивно принимать в расчет прямые
психологические характеристики и менталитет народных представителей. Такая
двугранная конструкция этнопедагогики фактически предопределяет ее
методологическую ценность, элементарную и обязательную конфигурацию.
По нашему мнению, одним из возможных проектов конструктивного использования
ресурсов этнической педагогики адыгов в ходе сегодняшнего обучения можно
предложить специфический образовательный проект с опорой на семейные обыкновения
и правила воспитания. Он способен включать немалое число достаточно закрытых
практических ходов, выступающих далее предметами теоретического изучения, и
открытый прикладной ход, могущий быть выеденным посредством методических
установок. Изучение теоретико-методологических базисов подросткового адыгского
воспитания может выступить ощутимым заделом для разработки соответствующего
проекта. Вышеописанные компоненты
структурируются в единую целость непосредственно методическими единицами путем
описания и проектирования. Так, в частности, учебная книга по этнопедагогике
была создана впервые не только на российской, но и на мировой научной арене
Г.М. Волковым лишь в конце 90-х гг. ХХ в. (М., 1999). Уже долгое время
требуемая в педагогической нише, она особенно была ожидаема работниками
младшего общеобразовательного учреждения. При исследовании этнопедагогики с
позиций происхождения и связанного с ним преобразования активного обучаемого,
допустимо говорить, что в процессе формирования методических установок,
гарантирующих выработку новых действий, обучаемый словно покидает рамки
имевшихся прежде в его арсенале действий. Тем самым он оказывается по отношению
к своему предыдущему багажу в рефлексивное
положение. Так в этом случае Б. Ридлер советует иначе рассмотреть собственную
индивидуальную ценность, и, тем самым, преобразовать личное суждение о своих
возможностях и дарованиях. Данное качество в полной мере можно относить
к своеобразным функциональным признакам основанного на методологии действия. Рисуя и очерчивая принимаемым нами выше путем
рефлексивный скачок действующего лица за границы производившихся им прежде
вариантов действий, методология получает потенциал, благодаря которому
допустимо продолжать ведомое изучение: 1) вдаваться в подробности при описании
конструируемых компонентов и их взаимоотношений; 2) продолжать конструкцию
далее, излагая стадии и инструменты систематизации и углубления
методологических действий. Так, в частности, и Г.Н. Волковым в ходе дальнейших переизданий
планируется ощутимо дополнить методическую содержательность учебника
посредством специфических глав, как то: этнопедагогический практикум,
этнопедагогический семинарий.
Если
обратиться к проблеме внимания государства к этнопедагогике сегодня, можно
отметить следующее. Этнические культуры и народные методики в многонациональной РФ несколько
десятков лет с момента распада СССР продолжали находиться вне поля зрения
государства и его культурной политики. В итоге появилась опасность утраты этнической
своеобычности. Возникли у ряда молодых представителей наций такие, в добавление
к уже отмечавшимся нами выше, выделяемые адыгским педагогом А.Х. Дзамыховым
сегодня черты характера, как «социальная апатия, этнически нивелированное
сознание» [2, с. 4] и проч. Либо в работах другого современного
северокавказского исследователя И.А. Дадова обнаружены свежие линии в
исследовании и в прикладном применении этнопедагогических наработок адыгов,
обусловившие эффективную мотивацию для попыток частичного восстановления
национальной дидактики. Как иллюстрирует сам ученый на обширном практическом
материале в диссертационной работе предлагаемая им методика с опорой на
этнопедагогику способствует выработке у обучаемых и их родителей, а также у
обучающих меры собственной духовной ценности и межкультурного уважения. И.А.
Дадов считает убедительным наглядным воплощением описываемого общенародные
шествия и гуляния, обширно, эффективно проходящие на территориях КБР в
соответствии с выводимой им этнопедагогической разработкой. Поскольку в
пределах обычаев таится всеохватный
цивилизационный круг, он, хоть и подвергается систематизации путем научных
стандартов, однако при этом неизменно сможет хранить в себе исследовательскую
тайну.
Введение методик этнопедагогики в образовательную среду и практику
отягощается малой изученностью применимости. В методологии возможны ситуации, если разрабатываемые методистами
стратегии действий никогда прежде никем не представлялись и потому,
соответственно, отсутствуют ее примеры, каковые должны были быть предложены в
методических инструкциях. Подобная неразработанность применима к
этнопедагогике, однако методические положения несмотря на это обязаны быть
представлены. Принижение ценности национальных педагогических тенденций может
обусловить ухудшение степени подготовленности обучаемых. И потому
этнопедагогическое проектное предложение может разрабатываться не только в
форме изображения прежде производившихся действий, но и, предпочтительно, – в
виде поля для планируемых действий.
Причем, какой бы свежей и ранее неизвестной ни была планируемая
программа, непосредственно проектная площадка способна оказаться независимой
лишь в случае взятия в расчет имеющегося опыта действий. Нередко, если в
адыгском доме случается горе (к примеру, чья-либо смерть) подросток способен
принять на себя взрослую долю обязанностей. На протяжении дальнейшего периода
взросления он периодически старается это возместить. Как объясняет такую
личностную черту детей психолог нового века Б. Ридлер, «Они склонны быть
гиперответственными или слишком заботятся об окружающих. Случилась трагедия или
нет – само по себе не так важно. Важно то, как ребенок объясняет себе
происходящее. Другими словами, что он думает о жизни, о себе и о других людях»
[4, с. 52]. Каковым способен выступить в
этом случае отроческий ход мысли, несущие его изложения, и то, каким путем
проект новых действий, представленных тактикой этнопедагогики, сумеет
адаптироваться к данным изложениям, – все это та сфера этнопедагогики, которая
должна развиваться на стыке с детской психологией.
Заключение.
В целом, вырабатывание личностных приоритетов (как в прошлом, так и в наше
время) напрямую соотносится с этническими установками представителя культуры,
включающими компоненты национального образа жизни и мысли, что непосредственно
проявляется в этнопедагогических установках, присущих нации. Тем самым
происходит проявление разрабатывавшихся
национальным образом жизни адыгов дидактических подходов, народных приемов и
тактик воспитания и обучения, их сравнительно-аналитическое выявление и
обобщение с расчетом на современную образовательную сферу. Занимающимся
этнопедагогической проблематикой ученым удается уточнить конкретные обычаи в
воспитательном процессе; объяснить в русле адыгского менталитета специфику
влияния на индивида дома, языка, искусства предков; произвести описание
имеющихся приемов в ракурсе этнической культуры. Все это в совокупности дает
возможность сегодня осознанней подойти к закономерностям адыгской
этнопедагогики и представить ее как действенный метод в условиях
глобализационного кризиса. Отказ от такого этнического ресурса способен
породить малоразвитую персону, поскольку личностное развитие приемами
этнической дидактики являет скоординированный механизм, принимающий в работу
имеющиеся физиологические и умственные характеристики индивида. В итоге,
во-первых, в ходе образовательного процесса необходимо базироваться на
этнопедагогическом опыте предков; во-вторых, одновременно требуется уделять
внимание выработке у обучаемого научного интереса, внимания к современной ему
цивилизации и ее технологиям. Такая установка несомненно значима, поскольку
дает возможность определить (и интуитивно, и точно) взаимовлияния сведений на
разношерстном информационном поле в современном мире.
Литература:
1.
2. Дзамыхов А.Х. Роль фольклора в воспитании личности ребенка в
семье: Автореферат дисс. … к. пед. н. Махачкала, 2004. 24 с.
3. Костина А.В. Массовая культура как
феномен постиндустриального общества. М.: КомКнига, 2006. 350 с.
4. Ридлер Б. Понимание себя и других. М.:
Авваллон, 2006. 184 с.
5. Рисмен П. Грядущее информационное общество. Минск: Белорусская
наука, 2006.
6. Степин В.С. Проблема будущего
цивилизации // Будущее России в зеркале синергетики. М: СДР Центр, 2006. С.
35-45
World civilization enters the technocratic time environment, adapting to
it by means of a newly emerged value scale. The
The crisis caused by today's technocracy both in the world and in the
region under consideration allows analysts to assert the following: the
negative transformations that gripped science, jurisdiction, finance and
culture, alas, did not spare the educational sphere either. The result of such
negative pressure is often clear examples of immorality and so-called
indifference in adolescent circles, anger and meaningful trampling of ethnic
memory, self-praise and contempt for others. As American psychologist Bill
Ridler describes such a process today, «from early childhood you began to study
and evaluate your abilities. Then you were small and helpless. <…> At
that time, everyone around was bigger, smarter, more capable than you. And it
may very well be that, evaluating your strengths from such a disadvantageous
position, you decided that your abilities are not enough» [3, p. ten]. In
today's high-speed realities, it is sometimes really difficult for a youth to
find himself and develop his own life philosophy that can help him continue to
exist with dignity. Or, for example, here is how he describes the need for
reverence and respect for science in underdeveloped countries in one of the
Western journals of the 1920s. the new century Mensah Farouq Sessah, describing
the economic difficulties existing in the world today: «The solution to the
above situations lies in the development and implementation of effective
scientific and technical education at all levels of education, especially at
the pre-university level. Such training programs should cultivate a spirit of
innovation and change that allows people to create new things and find the best»
[6, p. 1117].
It goes without saying that the unconditional path from the
above-described ice hole cannot be complicated without competent positive
transformations in all layers of society, which, in turn, are built by the
educational system, which has a proven national methodology for centuries.
Theoretical and applied approaches to the existing difficulties are admissible
through multifaceted consideration and thoughtful perception of methodological
thoughts and tests in ethnic pedagogy with their subsequent possible
application in today's systemic pedagogy (both secondary and higher education).
The educational mechanism is obliged and able to guarantee the chronic
inheritance and progressiveness of ethnic culture, instilling a respectful and
respectful view of the past and art of a particular nation. It is the class and
the teacher who are able to direct the youth in the exact direction, to help
him develop aspirations on the basis of the instantly transforming
globalization. A multifaceted collection of ethnic qualities and
characteristics in the educational complex demanded by the youth environment
can be considered the designating democratic (including regional) moment of the
desired national education. Educational attitudes, methods and models used by
the relevant organizations are obliged to act ethnically and nationally armed.
Ethnopedagogy, developed from time immemorial, has been an obligatory tool for
this kind of cultural perspectives of a progressive differentiated approach in
teaching. In this case, it is significant to deepen into the essence, tools and
methods of ethnic education, punctual attention to the habits and tactics of
the people. Ethnopedagogy fully affects many facets of social reality, building
the way of thinking of the bearer of culture. Speaking about ethnic customs and
thoughts, it is in no way possible to miss the significance of this science.
In general, ethnopedagogy in its methodological role is capable of being
realized in today's project field. As you know, the more significant the
numerical scatter between the action that needs to be formed and the actions
that took place in a similar field before, the more significant will be the
number of direct projects working on the methodology. And it is this
methodological regularity that can be seen today in the persisting actual
ethnopedagogical line of the North Caucasian (including Adyge) national
cultures. Revealing, generalizing, restoring ethnic traditions in developing
adolescents' sense of national pride alongside the rules of interethnic respect
- this is what ethnopedagogy can offer today as a nationwide anti-crisis
method. However, there is a possible complication on this regional path:
firstly, bilingualism, and secondly, society:
1. Bilingualism. The patterns, types and strategies of studying popular
educational tendencies, ethnic methodological developments in teaching a youth
to patriotism and intercultural tolerance in the field of domestic prevailing
bilingualism are the object of intense attention to them from practicing
teachers, family members, and society. Complications due to bilingualism are
very noticeable and cannot be easily and immediately ended, which is confirmed
today by a number of studies carried out in relation to the regions.
2. Society. Scientists often correlate the levels of upbringing that are
available in accordance with various social groups not only with attribution to
different settlement types, but also with the lack of initial educational
channels. A significant number of urban children, neither in family, nor in
educational, nor in natural-natural cells, can find the mood they require to
their personal difficulties of character formation.
Proceeding from the above-described necessity and the aforementioned
difficulties, today there is an increasing appeal to the previously existing,
deep-rooted models of the family didactic environment. A significant motive for
this is given by the intensified restoration of the ethnic originality of
nations, which also carries folk original educational techniques and methods.
Nevertheless, the main thing: under the existing circumstances in society, the
development and strengthening of ethnopedagogical methods has a meaningful
preset on the part of the participant, divided into two emotional lines, caused
on the one hand by the upcoming action, on the other, by the results of the
work already done. Although this is elementary, thorough and crude, maladaptive
repetition of what is being produced is by no means necessary and even often
unhealthy. And therefore, the analysis of the required methods and their
development in relation to the linguistic and social environment should be rich
in content and aimed at potential study. By the way, let us mention here the
aspects of the study of ethnopedagogical topics both in the domestic and in the
regional scientific arena. The problems of improving the component of education
(both secondary and higher) are considered in the works of V.F. Afanasyeva, G.N.
Volkova, V.V. Kraevsky, I.K. Zhuravleva, I. Ya. Lerner, Z.P. Vasiltseva, M.N.
Skatkin, B.C. Ledneva and others. In our work, we also took into account the
regional Adyghe component in the field of study, including an appeal to the
problem by G.M. Mambetova, M.A. Mamkhegova, S.Kh. Mafedzeva, M.A. Meretukova,
B.Kh. Bgazhnokova, K.I. Buzarova, M.B. Gurtueva, M.G. Zagazezheva, A.E.
Izmailova, S.S. Kirzhinova, E.L. Kodgesau, V.V. Makaeva, Sh.A. Mirzoeva, Yu.K.
Namitokova, I.A. Shorova, Z. Ya. Yakubova, Ya. I. Khanbikova, E.E. Khataeva and
others. Thus, since the advent of pedagogy in the human environment and up to
our time, society and science have collected an impressive educational
resource, formed their own views, methods and techniques in relation to this
leading branch of the existential activity of the ethnos. Nevertheless,
although there is such a very tangible interest in the scientific and social
world, ethnic pedagogy today, due to its large-scale and centuries-old national
resource, has a noticeable, still far from exhausted potential for a
researcher.
The prevailing planetary civilizational scenario that exists today is
mainly attributed by scientists to the post-industrial model. According to the
sociologist P. Risman, who introduced the component «post-industrialism» into
the conceptual structure, «the phenomenon of the information society cannot be
substantiated outside the concept of post-industrial development» [4, p. 58].
At the same time, sometimes some scientists correlate the concept of an
information-rich society and sometimes draw an analogy with post-industrialism.
The works also highlight the position of awarding the post-industrial and
supposedly following informational social environment of evolutionary quality.
For example, in his dissertation work in
The target complex of our research can be
considered the study of ethnic grounds for the formation of the scientific and
pedagogical arsenal required for the productive inculcation of a feeling of
love for his family and respect for a neighboring nation in a teenager, taking
into account the circumstances of the bilingual domestic social environment.
One of the components of this target complex is to consider the relevance and
feasibility of using the Adyge ethnopedagogy in modern (both theoretical and
applied) didactics. Within any of the constituent components, there is an
impressive series of specific target attitudes and their constituent methodological
tasks. From the perspective of the problems we are studying, it is the
methodological approach to ethnopedagogy that is quite active. Its content lies
in the admissibility of the detection of methodological techniques and in
building a complex out of them on the basis of several mutual influences. Such
a strategy gives its own peculiarity of summing up, the consideration of which
it makes sense to continue in the future, considering in the framework of other
scientific articles various components of ethnopedagogy as a method, suggesting
to structure them along certain thematic lines corresponding to the qualities
and characteristics of this method. Initially, his methodological techniques
are presented as tools for building a previously unknown action, which makes it
possible to establish the design necessary in this way. Further, these
ethnopedagogical techniques work in the role of general information,
concentrating information from previously performed actions. Correlation of
knowledge expected in methodological attitudes as in the methods of performing
actions, and knowledge carried out from previous activity, makes it possible to
understand the logic of a number of peculiar modifications occurring within the
methodology. Thus, the study of theoretical and methodological basic resources
of national (in particular, Adyge) ethnopedagogy identified the historical and
pedagogical conditionality, foundations and socio-cultural circumstances of the
development of this issue as an object of scientific thought, appearing as a
rich didactic resource, a thorough study of which contributes to the
achievement of tactical educational and educational purposes.
Ethnopedagogy traditionally contains two
central pillars: ethnic content with popular thought and national
predestination of the existing methods. The first facet includes directly the
culture of the nation and the world dominants passed through its filters.
Another facet is represented by techniques that allow one to optimally and
productively take into account the direct psychological characteristics and
mentality of the people's representatives. This two-sided construction of
ethnopedagogy actually predetermines its methodological value, elementary and
obligatory configuration. In our opinion, one of the possible projects for the
constructive use of the resources of the ethnic pedagogy of the Circassians in
the course of today's education is a specific educational project based on
family habits and rules of education. It is capable of including a considerable
number of fairly closed practical moves, which are further subjects of
theoretical study, and an open applied move that can be eaten away by means of
methodological guidelines. The study of the theoretical and methodological
foundations of adolescent Adyge education can act as a tangible groundwork for
the development of an appropriate project. The above-described components are
structured into a single whole directly by methodological units through
description and design. So, in particular, the educational book on
ethnopedagogy was created for the first time not only in the Russian, but also
in the world scientific arena by G.M. Volkov only in the late 90s. XX century.
(M., 1999). For a long time required in the pedagogical niche, it was
especially expected by employees of a junior educational institution. When
studying ethnopedagogy from the standpoint of the origin and the associated
transformation of an active student, it is permissible to say that in the
process of forming methodological attitudes that guarantee the development of
new actions, the student seems to leave the framework of the actions that were
previously available in his arsenal. Thus, he finds himself in relation to his
previous baggage in a reflective position. So in this case B. Ridler advises to
consider your own individual value differently, and, thereby, transform your
personal judgment about your abilities and talents. This quality can be fully
attributed to a kind of functional features based on the methodology of action.
By drawing and outlining the reflexive leap of the actor beyond the boundaries
of the previously performed options of action by the way we accept above, the
methodology gains the potential thanks to which it is permissible to continue
the guided study: 1) go into details when describing the components being
constructed and their interrelationships; 2) continue the construction further,
outlining the stages and tools for systematizing and deepening methodological
actions. So, in particular, G.N. Volkov, in the course of further reprints,
plans to significantly supplement the methodological content of the textbook
through specific chapters, such as an ethnopedagogical workshop, an
ethnopedagogical seminary.
If we turn to the problem of state
attention to ethnopedagogy today, we can note the following. Ethnic cultures
and folk methods in the multinational RF for several decades since the collapse
of the
The introduction of ethnopedagogy
techniques into the educational environment and practice is burdened by the
lack of knowledge of their applicability. In the methodology, situations are
possible if the strategies of actions developed by the methodologists have
never been presented by anyone and therefore, accordingly, there are no
examples of it, which should have been proposed in the methodological
instructions. Such underdevelopment is applicable to ethnopedagogy, however,
methodological provisions, despite this, must be presented. Downplaying the
value of national pedagogical tendencies can lead to a deterioration in the
degree of preparedness of students. Therefore, an ethnopedagogical project proposal
can be developed not only in the form of an image of previously performed
actions, but also, preferably, in the form of a field for planned actions.
Moreover, no matter how fresh and previously unknown the planned program may
be, the project site itself is capable of becoming independent only if the
existing experience of actions is taken into account. Often, if a grief happens
in the Adyge house (for example, someone's death), a teenager is able to take
on an adult share of responsibilities. During the further period of growing up,
he periodically tries to compensate for this. As the psychologist of the new
century B. Riedler explains this personality trait of children, «They tend to
be hyperresponsible or care too much about others. Whether a tragedy happened
or not is not so important in itself. The important thing is how the child
explains what is happening to himself. In other words, what does he think about
life, about himself and about other people» [3, p. 52]. What the adolescent
train of thought that carries it is capable of acting in this case, and how the
project of new actions presented by the tactics of ethnopedagogy will be able
to adapt to these statements - all this is the sphere of ethnopedagogy that
should develop at the interface with child psychology.
Conclusion. In general, the development of
personal priorities (both in the past and in our time) directly correlates with
the ethnic attitudes of the representative of the culture, including components
of the national way of life and thought, which is directly manifested in the
ethno-pedagogical attitudes inherent in the nation. Thus, the didactic
approaches, folk methods and tactics of education and training, developed by
the national way of life of the Circassians, are manifested, their comparative-analytical
identification and generalization with a view to the modern educational sphere.
Scientists dealing with ethnopedagogical problems manage to clarify specific
customs in the educational process; to explain in the mainstream of the Adyge
mentality the specifics of the influence on the individual of the house,
language, art of ancestors; make a description of the available techniques in
terms of ethnic culture. All this together makes it possible today to more
consciously approach the laws of the Adyge ethnopedagogy and present it as an
effective method in the context of the globalization crisis. Refusal from such
an ethnic resource can give rise to an underdeveloped person, since personal
development by means of ethnic didactics is a coordinated mechanism that takes
into operation the existing physiological and mental characteristics of an
individual. As a result, firstly, in the course of the educational process it
is necessary to be based on the ethnopedagogical experience of ancestors; secondly,
at the same time it is required to pay attention to the development of the
student's scientific interest, attention to contemporary civilization and its
technologies. Such an attitude is undoubtedly significant, since it makes it
possible to determine (both intuitively and accurately) the mutual influences
of information on the diverse information field in the modern world.
Literature:
1. Dzamikhov
A.Kh. The role of folklore in the upbringing of a child's personality in a
family: Abstract of a dissertation. … To. Ped. n.
2. Kostina
A.V. Mass culture as a phenomenon of post-industrial society. M .:
KomKniga, 2006. 350 p.
3. Ridler
B. Understanding yourself and others. M.: Avvallon, 2006. 184 p.
4. Risman
P. The coming information society.
5. Stepin
V.S. The problem of the future of civilization // The future of
6.
Опубл.: Khuako F.N. Gender in prose as one of the aspects of the adyghe ethnic consciousness (first half of the 20th century) // Научный Альманах стран Причерноморья* (ВАК). – 2020. – Т. 22. – № 2. – С. 83-91
DOI 10.23947/2414-1143-2020-22-2-83-91 UDC 82(470.821)