Поиск по этому блогу

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Х. АШИНОВА (ТЕЗИСЫ)

1. Благодаря творчеству писателей, стоявших у истоков возникновения лирической прозы (Вл. Солоухин, О.Берггольц, В.Катаев, С.Залыгин и др.), в конце 50-х  начале 60-х годов нашего столетия в литературе заметно усилились автобиографические и лирико-исповедальные мотивы. В произведениях этого периода возрастает экспрессия авторской речи, взволнованность ее интонаций, лирический стиль становится на какое-то время общей приметой литературы.
2. В контексте усиления лирического начала в прозе мы и рассматриваем творчество талантливого адыгского прозаика Хазрета Ашинова с тем, чтобы в ходе конкретного анализа его произведений, которые мы относим к жанру лирических повестей, проследить пути постижения писателем мира души героев, овладения мастерством психологической характеристики, создания психологического портрета и т.д.
3. Проводя анализ лирических повестей Хазрета Ашинова, мы отмечаем, что в большинстве
своих произведений основное внимание автор акцентирует на раскрытии внутреннего мира человека, на становлении его личности, зачастую оставляя в стороне сюжетную линию, основные конфликты и реальные события. Излюбленный прием писателя  рассказ от первого лица  придает повествованию форму лирической исповеди. Рассказ-монолог помогает писателю добиться полного раскрытия внутреннего мира своего героя.
4. Мы ведем речь о национальных истоках лирического в повестях Хазрета Ашинова  его произведения пронизаны национальным духом, историей, культурой и традициями адыгов.
5. В то же время мы анализируем аспекты художественного влияния творчества основоположника адыгейской лирической повести Аскера Евтыха на стиль, структуру и тематику произведений Хазрета Ашинова, являющего, в свою очередь, пример творческой индивидуальности и силой своего таланта обогатившего поэтику нового лироэпоса адыгейской литературы.
6. Творчество Х.Ашинова вызвало большой резонанс в адыгейской критике. Большинство исследователей подчеркивает такую черту прозы писателя как «лирический психологизм». Литературоведы отмечают влияние прозы Х.Ашинова на творчество адыгейских писателей более молодого поколения, близость автора к читателю и сильное национальное начало в его произведениях. Однако не все критики сходятся в оценке творчества прозаика. Некоторые из них отмечают недостаток эпичности и избыток лиризма в повестях Х.Ашинова, приглушенность социального начала и даже элементы сентиментализма в описаниях героев. Это расхождение мнений относительно доли лиризма в прозе возвращает нас к дискуссии конца 50-х – начала 60-х годов, развернувшейся на страницах центральных изданий, когда писатели, критики и литературоведы активно обсуждали вопрос о месте лирической прозы в литературе. То, что эта проблема встала и перед адыгейскими исследователями, доказывает, что национальная литература и ее авторы не остались в стороне от общелитературных процессов.

Опубл.:  
Хуако Ф.Н. Лирическая ... // Неделя науки МГТИ: Материалы научно-практической конференции. – Вып. 4. – Майкоп: МГТИ, 2001. – С. 17-18