В недавнем выпуске «Независимой газеты» (точнее, в его приложении «НГ-религии» (от 7.08.13)) на странице «Вера и общество» появились две статьи: «Состязание олимпийских богов» Лидии Орловой и здесь же «Игры по религиозному признаку» Владислава Мальцева. Если судить объективно, первая из названных вызвала у нас (как у разделяющей мусульманство национальности), преимущественно
положительные эмоции. Перечисленные Л.Орловой факты уважительного отношения к предполагаемым на Олимпиаде-2014 участникам разных этнических групп порадовали. В данный момент применительно к Сочи идет активное обсуждение и решение конкретных вопросов по числу, размеру и размещению помещений, определенных оргкомитетом как «молитвенные комнаты» для предоставления возможности молиться всем, участвующим в соревнованиях спортсменам. Межрелигиозный совет России (МСР) ведет переговоры с оргкомитетом и, по словам Ответственного секретаря МСР Романа Багдасарова, будут созданы достойные условия для проведения молитв.
положительные эмоции. Перечисленные Л.Орловой факты уважительного отношения к предполагаемым на Олимпиаде-2014 участникам разных этнических групп порадовали. В данный момент применительно к Сочи идет активное обсуждение и решение конкретных вопросов по числу, размеру и размещению помещений, определенных оргкомитетом как «молитвенные комнаты» для предоставления возможности молиться всем, участвующим в соревнованиях спортсменам. Межрелигиозный совет России (МСР) ведет переговоры с оргкомитетом и, по словам Ответственного секретаря МСР Романа Багдасарова, будут созданы достойные условия для проведения молитв.
К тому же планируется издать (видимо, для профилактики) некий «специальный справочник для волонтеров и всех желающих по этике межрелигиозных отношений» (цит. из текста). Действительно, просвещение – знак спасения, и потому любое объективное информирование представителей разных национальностей по поводу этнокультуры друг друга можно считать медленным, но верным продвижением по истинному пути консолидации. Мало того, ведутся даже споры по поводу обеспечения подобными помещениями не только спортсменов, но и посетителей Олимпиады. Автор указанной статьи Л.Орлова даже пытается по-доброму анализировать возможное соотношение представителей разных религий на предстоящих Играх, делая верные выводы о немалом предполагаемом количестве мусульман, как о наиболее вероятном. И потому по факту самой такого рода акции автор Л.Орлова не высказывает никаких издевок и нареканий, соглашаясь тем самым полностью с ее необходимостью. В общем, спасибо нашему федеративному государству хотя бы за то, что другие национальные (не только христианство) религии – это тоже серьезно, и за явное стремление оргкомитета обеспечить право на вероисповедание для каждого гражданина страны (чего и требует Конституция РФ). Однако и в указанной публикации имеют место некоторые издевки и насмешки Л.Орловой по ходу изложения ею данных по обсуждающимся по сей день техническим вопросам, затрагивающим деление и распределение отводимых под религию помещений. Но суть не в этом, и потому подытожим по этой статье – позитив.
А далее опустимся к нижерасположенной на той же странице статье Владислава Мальцева «Игры по религиозному признаку». Читаем заглавие и уже настораживаемся: если «игры», значит, уже какое-то злое продолжение активной в России издевательской межнациональной политики. Конечно, так и есть. Не может быть сегодня в РФ при нашем якобы «федеративном устройстве» быть на одной странице две статьи, так или иначе поддерживающих права народов на самоопределение, а права граждан – на свободу выбора. Автора данной публикации В.Мальцева искренне возмущает то, что на Универсиаде текущего года в Казани спортсменам предложили молельные комнаты, кашрут и халяль. Открытый во время проведения минувшей Универсиады Центр религий привлекает автора возможностью задать вопрос: «Насколько востребованными оказались эти молельные комнаты среди спортсменов?». Да, добрый автор, подозрительное это дело: верующим – молиться, причем каждому – в силу своих предпочтений. Не понимает их В.Мальцев (не жалующий, кстати, и представителей своей национальности) в таком странном стремлении. Вот, говорит он, в среднем Центр религий посещали в день до 200 – 300 чел., т.е. 1,1% – 1,7% от 17 778 спортсменов, резко разбавляя при этом «ложкой процентного дегтя» радость читателя, обрадовавшегося в первый момент цифре о нескольких сотнях посетителей.
Ну, а нас его возмущение тоже возмущает… (простите за тавтологию). Ведь если сегодня тот или иной сервис (тем более – бесплатный для населения) оказался полезным хотя бы одному живому человеку (радующемуся в тот момент), значит, не зря и весьма во благо кому-либо он был организован. А тут – несколько сотен человек каждый день получали возможность достойно отдать свою дань ритуалу, к коему они считают себя причастными. И здесь же – пример из жизни по этому поводу: как радуется мусульманка из Турции, находящаяся в какой-то момент в Адыгее, получая возможность пойти в пятницу в мечеть (оказывается, проходящая у нас в мечети в такой день процедура запрещена для женщин в Турции), и потому она просто счастлива. Это только один человек в один момент. А все те, кто пошел удовлетворить свои религиозные нужды во время Универсиады в Казани, – Дай Бог, Дай Аллах и т.д. Благодарность от молящихся всем тем, кто инициировал и организовал такое.
А тут г.Мальцев со своими упреками и обвинениями, всерьез считая приведенные им цифры издевательством над логикой – мол, процент от общего количества участников не дает права на отдельные специальные комнаты для каждой религии. Будто «два процента от общей массы» – это не люди, а некие отбросы, которым было бы достаточно просто неких других помещений. Подобным образом автор «подкалывает» и католические, и христианские молитвенные помещения, считая это некоей блажью, несмотря на приводимые им же самим факты активного участия верующих в молитвах, рассказывая о днях, когда желающих помолиться было много, приводя здесь доводы представителей религиозных организаций, свидетельствующие буквально о «наплывах» желающих.
Далее он рассказывает (также в тоне злой иронии) о том, как организаторы учитывали религиозные предпочтения в плане еды, подчеркивая отсутствие «особого интереса у участников» и унижая организаторов в их технических недочетах. Ну что же, говорим мы себе, уж коль «игры» в названии, то – получайте, развлекающиеся «чудики». Иначе и быть не могло (впрочем, как и во всей системе, где уважение в отношении ко «второму сорту» – непозволительная роскошь (см. известные всем речи правителей)). Кстати, всплывает в тот же момент ассоциация с прочитанной сегодня же информацией (в том же выпуске газеты – ст. «В мечеть по паспорту») о том, что сегодня в Москве уже речь идет даже о том, чтобы требовать паспорт от входящих мечеть и пользоваться в момент входа металлоискателем. А как же войдет в мечеть та пожилая женщина из Турции (см. выше), которая так обрадовалась возможности пойти в мечеть в Адыгее? Лучше не предполагать и понадеяться на какую-либо, возможно, духовную сознательность со стороны тех, кто вообще заводит речь, да и принимает подобные решения в нашем как бы «свободном государстве».
ОПУБЛ:
Хуако Ф.Н. Свобода вероисповедения и возможности ... // Материали за IX Международна научна практична конференция «Научният потьенциал на света». – 2013. – Т.8. Философия. Музыка и живот. – София: Бял ГРАД-БГ ООД. – 72 с. – С.53-56