(в соавт. с С.А.Киржиновой)
С точки зрения профессионализма секретарь-референт –
правая рука руководителя, специалист не только в секретарском деле, но и во
всей области деятельности фирмы, – должен консультировать руководителя по
многим узким вопросам, эффективно помогать ему в текущих производственных
делах. Эта работа не только техническая, механическая, но и творческая, к
примеру, подготовка и написание докладов, отчетов, писем, других документов, а
также выступлений руководителя. Изучение письменной речи, ее видов и особенностей каждого из видов является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурной сферы. С учетом сказанного, закономерным представляется тот факт, что программа специализации «Референтские услуги населению» на сегодняшний день включает целый комплекс дисциплин, подразумевающих освоение теоретических основ устной и письменной речи, навыков речевого продуцирования и работы с информацией. К таковым можно отнести предметы «Теория и практика реферирования», «Теория и практика составления деловых текстов», «Культура речи и основы ораторского искусства», «Практикум по русскому языку», «Техника чтения», «Основы редактирования», «Практическая стилистика» и другие. Остановимся далее на методических аспектах преподавания некоторых из этих дисциплин.
Освоение основ
информационно-письменного сервиса фактически заключается в овладении навыками
спичрайтерства, т.е. подготовки письменных материалов на заказ: докладов,
речей, отчетов, рекомендаций, других более или менее творческих работ довольно
большого объема для кого-либо. Референт является спичрайтером для своего
руководителя – это одна из важнейших его функций, подготовка к реализации
которой осуществляется в рамках дисциплины «Теория и практика составления деловых
текстов».
Для конкретизации деталей
профессионального портрета современного референта нами было проведено анкетное
исследование, в ходе которого опрашивались руководители различных отраслей
социально-культурной сферы, секретари-референты и другие специалисты города
Майкопа, выполняющие функции референта и, в частности, занимающиеся спичрайтерством.
Им предлагалось ответить на ряд вопросов, разработанных с целью выявления
навыков, необходимых секретарю-референту для выполнения своих профессиональных
обязанностей. На основании полученных в ходе исследования результатов мы
сформулировали ряд умений и навыков работы с информацией, наличие которых
руководитель предполагает в «идеальном референте». Итак, референт должен:
· уметь
составлять документы делового и научно-делового характера: материалы для
докладов, первоначальный вариант доклада, отчет, справка для вышестоящей
инстанции или другого учреждения (организации), заключения, рекомендации и др.;
· квалифицированно
пользоваться источниками деловой и научной информации, осуществлять грамотный
поиск таких источников;
· составлять
статьи или заметки для опубликования в газете или журнале – частично;
· реферировать,
аннотировать, конспектировать любые письменные материалы;
· составлять
деловые письма, договоры и др. деловые документы.
Для овладения основами
спичрайтерства в ходе учебного процесса в рамках специализации «Референтские
услуги населению» введена дисциплина «Теория и практики составления деловых
текстов» (052521). Основной целью данного курса является формирование навыков
написания письменных материалов на заказ (спичрайтерство): доклады, речи, отчеты,
справки, рекомендации, проспекты, аналитические обзоры, экспертные заключения и
т.п. Задачи данного курса состоят в постепенном изучении и практическом
освоении правил рациональной и эффективной работы по написанию письменных
материалов различных жанров делового и научно-делового характера. В ходе
изучения курса «Теория и практика составления деловых текстов» у студентов
должен сформироваться навык подготовки и создания письменных работ. Исходя из
этого, разработаны тематика и содержание каждой темы. К примеру, в рамках темы
«Аспектация и рубрикация научного документа» изучается понятие аспектации научного
документа как отражение логики исследования; части, на которые делится любой
документ, характеристика каждой из них; рубрикация и ее виды. Либо другой
пример. Тема «Текст и его характеристики» включает следующие вопросы и понятия:
письменная речь, ее определение; письменный текст; характеристики текста;
составляющие процесса речевого продуцирования; факторы, влияющие на речевое
продуцирование; содержание текста; виды содержания и т.д.
В целом же, в рамках
данной дисциплины изучаются следующие темы: «Связь специальности «Референтские
услуги» с информационно-письменным сервисом, спичрайтерством», «Аспектация и
рубрикация научного документа», «Текст и его характеристики», «Достоинства и
недостатки научного исследования», «Собирание материала», «Обработка собранных
данных», «Техника писания работы», «Стиль работы», «Методы научного познания и
их применение».
При подготовке
специалистов в области референтских услуг большое внимание уделяется
совершенствованию навыков различных видов коммуникаций (чтения, письма,
слушания, говорения). От того, насколько у студентов сформированы навыки всех
видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием
оценки уровня владения языком и показателем общей культуры секретаря-референта.
Будущий референт обязан овладеть русским языком, научиться самостоятельно
пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой
и другими источниками. В этом отношении серьезную помощь студентам оказывает
курс «Практикум по русскому языку», который является одной из обязательных
дисциплин в рамках подготовки специалистов данного профиля. Целью данного курса
является обеспечение широкого целенаправленного повторения и закрепления
основных правил русского правописания – орфографии и пунктуации. При этом
предполагается развитие внимания к тексту как художественной данности, что
обеспечивается характером дидактического материала.
Программа данного курса
составлена с учетом требований специализации «Референтские услуги» и состоит из
следующих разделов: орфография при изучении фонетики и орфоэпии; орфография и
пунктуация при изучении двусоставного и односоставного предложений; орфография
и пунктуация при изучении способов выражения объективных, определительных и
обстоятельственных отношений в простом предложении; орфография и пунктуация при
изучении сложного предложения, так же уделяется внимание трудным вопросам
орфографии и пунктуации.
В практике устной и
письменной речи у многих студентов нередко возникают затруднения самого
различного характера. Сюда можно отнести :написание тех или иных слов, их
произношение и ударение, словообразование (в соответствии с точным значением
слова, сферой его употребления, стилистической окраской), грамматическая
характеристика слова (например, колебания в роде отдельных существительных),
словоупотребление (выбор правильной формы падежа и числа), формообразование
(краткие формы прилагательных, личные формы глагола), сочетаемость слов (
лексическая и грамматическая) и т.д.
Затруднения эти решаются
на практических занятиях, которые отличаются оригинальностью организации
учебного материала с нестандартными заданиями. Некоторые задания носят тестовый
характер и представлены группой вопросов и задач разной степени сложности.
Другие задания построены на проблемной ситуации. В них выбор ответа зависит от
творческих способностей студентов, а в некоторых случаях требуется прочитать
специальную литературу. Не последнюю роль играют наблюдения самих студентов над
речью образованных людей, дикторов радио и телевидения, журналистов,
издательских редакторов, работников культуры, а в ряде случаев и собственное
языковое чутье.
Таким образом решается
проблема изучения двух форм языка – устной и письменной, которые
характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со
стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды
восприятия – слуховое и зрительное. Подобная организация учебного материала
облегчает усвоение сложных тем, способствует развитию познавательной активности
студентов, вызывая у них потребность в самообразовании.
Важным аспектом
информационного сервиса в рамках подготовки секретарей-референтов также
является процесс динамического и рационального чтения. Специфика
профессиональной деятельности секретаря-референта состоит в умении быстро и
качественно читать про себя печатные и письменные тексты различных жанров с
целью получения необходимой информации. Кроме того, в отдельных случаях необходимо
умение разборчиво и выразительно прочитать некоторые тексты вслух. Все эти требования
были учтены при разработке курса «Техника чтения». Курс основан на материале
публикаций отечественных и зарубежных психологов и педагогов, посвященных
обучению технике быстрого чтения. Он включает цикл лекций, освещающих теоретические
основы процесса чтения как одного из видов речевой деятельности, а также
комплекс практических занятий, направленных на выработку навыков рационального
чтения.
Кроме того, для повышения
эффективности чтения мы предлагаем усовершенствовать не только психологические
и физиологические аспекты процесса чтения, но и его организацию. Этому моменту
уделяется много внимания, поскольку большая скорость восприятия и обработки
текста еще не обеспечивает высокой результативности этого процесса. На всех
этапах референтской деятельности решающим фактором был и остается организационный.
Именно подготовка, планирование и организация фактически на половину определяют
успех любого мероприятия. Курс «Техника чтения» формирует у будущих референтов
навыки различных видов чтения про себя: изучающего, ознакомительного, чтения-просмотра,
чтения-сканирования и др., развивает способность к запоминанию, а также умение
передавать эту информацию в сжатой форме.
В ходе уже упоминавшегося проведенного нами опроса работающих в городских
организациях референтов и их руководителей был также выявлен круг профессиональных
навыков, которыми референты реально обладают. Выяснилось, что если и не все
опрошенные специалисты на своем рабочем месте реально выполняют функции
специалиста по информационно-письменному сервису (в силу отсутствия
соответствующей необходимости), то все они обладают большинством навыков,
необходимых для этого. Данный установленный нами факт свидетельствует о верной
методической тактике, избранной в вузовских программах и используемый в
процессе подготовки референтов.
Опубл.: Киржинова С.А., Хуако Ф.Н. Информационно-... // Сборник научных трудов Майкопского государственного
технологического университета. – Майкоп: ООО «Качество», 2004. – С. 153-155.