В первую очередь необходимо обозначить аудиторию каналов регионального и местного телевидения в целом. В силу кафедральной специализации («Реклама и связи с общественностью») факультета новых социальных технологий (МГТУ) пришлось руководить дипломной работой на тему: «Коммуникационная составляющая современных СМИ (на примере северокавказских СМИ)» (Хамбатиева З., СО-51). И сейчас вполне тематически закономерно привести собранные в работе информационные данные.
В день, предшествующий дню опроса (опрос среди состоящих в аудитории региональных СМИ жителей был проведен в таких городах Северного Кавказа, как Ставрополь, Черкесск, Ростов, Майкоп и Грозный (по 15 – 20 чел. на населенный пункт)), передачи региональных и местных каналов смотрели примерно 11% от «потенциальной аудитории» (или 9% – по всей совокупности опрошенных) («потенциальная аудитория» в данном случае – это вся совокупность опрошенных за исключением тех, у кого нет телевизора (3%), и тех, кто не может принимать ни одного регионального или местного канала (14%)).
При ответе на открытый вопрос о положительных особенностях региональных и местных телеканалов 18% респондентов сочли необходимым отметить именно информационный аспект их работы: «более интересны местные новости»; «больше новостей ориентируется на местных потребителей»; «показывают вести с родного края»; «про нашу жизнь местную больше»; «смотреть о себе интересней – это ближе и роднее»; «информации больше, то есть подробные новости и сообщения нашего района и региона»; «более доходчиво подается информация»; «актуальность»; «оперативность информации»; «самые свежие новости» и др.
С другой стороны, региональные и местные телеканалы не обеспечивают в достаточной мере всех зрительских потребностей. Только треть опрошенных считает, что имеющиеся в ее распоряжении местные телеканалы показывают «достаточно» интересных фильмов и передач.
В ходе опроса жителей таких северокавказских городов, как Грозный, Майкоп, Ставрополь, Краснодар, Ростов-на-Дону и Черкесск на предмет выявления тематического цикла, освещаемого местными СМИ, были сделаны следующие выводы.
Жители Грозного чаще говорят о благоустройстве города, о работе транспорта, о состоянии дорог, об экономике города в целом. Для ставропольцев самые больные проблемы – это безработица, неконтролируемая миграция, безопасность жителей и бедность большей части населения. Молодежные проблемы здесь тоже поднимаются довольно часто. Жители Майкопа часто говорят о коррупции местных властей, перманентном энергетическом кризисе, высоких ценах и малых доходах. Голодные, брошенные дети, неприкаянная молодежь и здесь – больная проблема.
Жителей Черкесска в первую очередь тревожит рост преступности и коррупции, а также вопросы коммунальной сферы и развития производства. Ростовчане жалуются, что местная пресса слишком много внимания уделяет событиям во властных структурах, и слишком мало – повседневной жизни людей. Разрушающийся жилой фонд, слабеющая социальная инфраструктура, бедность жителей – вот те проблемы, анализ которых они хотели бы видеть в местных СМИ.
В целом можно говорить, что проблемы, освещаемые местными северокавказскими СМИ в реальности, не соответствуют кругу интересов потребителей. Причем на основе обозначенной нами выше тематической подборки можно говорить и о том, что голодный и неустроенный потребитель не всегда в своих предпочтениях вспоминает о духовных ценностях, отображаемых чаще в художественной публицистике.
Далеко не все сегодня представители взрослеющих поколений предпочитают в своем духовном самообразовании поглощать имеющиеся в адыгской художественной литературе исторические произведения – многотомники признанных у нас мэтров отечественного исторического слова (к примеру, романы И.Ш. Машбаша).
Хотя произведения эти через сложную систему интенсивно развитых сюжетов, сложную палитру созданных образов оказывают непосредственное влияние на формирование социально-политического и нравственно-духовного статуса своего народа не только на Кавказе, но и за его пределами. Обусловлено это наличием национального материала, на котором созидаются данные произведения – обращением к жизни и к истории адыгского (черкесского) народа.
Они, способные обстоятельно просветить и нужным образом настроить молодого этнического представителя на восторг и почитание своих корней, к сожалению, сегодня безбожно выходят из круга действующих субъектов в силу современного аннулирования имевшегося ранее в обществе культа книги. Обожествлявшаяся в советском обществе книга с неимоверным грохотом упала с той высокой вершины, при этом более «трудолюбивая» деятельность мыслительная покорно уступила на той интеллектуальной пике место более «ленивой» созерцательной деятельности.
Тем самым художественный продукт, производимый на моментальной творческой ниве действующими авторами, можно считать неким активным, «легким на подъем» и двигающимся в зависимости от условий, мобильным сигналом, – пусть не всегда таким глубоким и вдохновенным, как романный печатный продукт, но зато своевременным и злободневным. Ведь именно сегодня ничто не звучит так остро, как вопросы, составляющие информационное поле адыгов, вопросы их истории, этнологии, географии и, вообще, – все, все, все…
Ведь традиционно далекая история вообще не документирована. Поэтому наше постижение ее постоянно считается неточным, то есть приблизительным, как в исторической науке, так и в художественном творчестве. Однако последнее располагает, в противовес науке, явным стержневым свойством: оно постигает и очерчивает историю в живых фигурах, зрелищах, событиях, фактах и даже песнях. Это формирует устойчивое ощущение достоверности случающегося в ходе развития сюжета.
Говоря это, можно вспомнить собственные ощущения в момент созерцания в кино каких-то известных по литературе лиц и их приключений: так приятно, увидев родного по книге персонажа, найти на экране в нем многие из тех черт, которые уже присудило ему твое воображение. Это позволяет похвалить себя за подобную «догадливость», а автора – за «проникновенность» его художественных средств. И потому все это, донесенное до публики в медиа-формате, не перекроет все уже сказанное национальной книгой, а лишь расширит круг лиц, заинтересованных в данной информации. И, что самое главное, откроет новые грани уже известных зрителю фактов, сопроводив их, помимо художественных, не менее яркими зрительными образами.
Опубл.: Хуако Ф.Н. Духовно-ценностная ориентация современного языкового медиа-пространства (на примере регионального ТВ) // Проблемы сохранения литературного русского языка в современной молодежной среде: Сборник мат-лов Круглого стола (Майкоп, АРИГИ, 28 окт. 2011). – Майкоп: АРИПК, 2011. – 74 с. – С. 62-65