Поиск по этому блогу

Экологическая грань в кавказском журнальном слоге текущего десятилетия (на примере «Литературной Адыгеи» (№ 4, 2020)) (= Ecological facet in the caucasian magazine style of the current decade (using the example of “Literary Adygea” (no. 4, 2020))


Статья Ф.Н. Хуако, посвященная экологической грани в кавказском журнальном слоге текущего десятилетия, начинается с рассмотрения проводимой в Республике Адыгея культурной политики, приближенной к проблематике экологии. Далее уже на рассматриваемом во введении материале происходит закономерное обращение к аналитическому освещению избранной темы в таком республиканском журнальном ресурсе, как «Литературная Адыгея» (с обращением к имеющимся здесь произведениям К.Ачмиза, Т.Ашканова, А.Пренко, И.Чертова, М.Ачмиз, Е.Салова). Данное рассмотрение позволяет автору статьи сделать выводы об убедительной однозначности экологической грани в современном кавказском журнальном материале пишущих. 

Article by F.N. Khuako, dedicated to the ecological dimension in the Caucasian magazine style of the current decade, begins with a consideration of the cultural policy pursued in the Republic of Adygea, which is close to environmental issues. Further, already on the material considered in the introduction, there is a natural appeal to the analytical coverage of the chosen topic in such a republican journal resource as “Literary Adygea” (with an appeal to the works of K. Achmiz, T. Ashkanov, A. Prenko, I. Chertov, M .Achmiz, E.Salova). This consideration allows the author of the article to draw conclusions about the convincing unambiguity of the ecological dimension in the modern Caucasian journal material of the writers.

Ключевые слова. Экологическая тематика, новый век, кавказская журнальная проза, Литературная Адыгея. 

Keywords. Environmental themes, new century, Caucasian magazine prose, Literary Adygea.

Введение

В первую очередь в рамках избранной нами для тематики экологической тональности обратимся к обзорному освещению проводимой в Республике Адыгея культурной политики. Так, в частности, в 2007 году, который задавался в РФ- стране как Год Русского языка, четырьмя библиотеками Адыгеи был организован и проведен такой нацеленный на экологию региональный семинар, как «Детская библиотека как центр экологической культуры и информации». Либо уже через десять лет, в 2017 году, объявленном в стране как посвященный экологии и особо охраняемым природным территориям, в тех же библиотеках Адыгеи (не только майкопских, но и районных) был проведен целый цикл всевозможных мероприятий. В частности, выставок и встреч, проблемных акций, «круглых столов» и проч. Они, раскрывая и представляя технологию привития интереса к экологии, способствовали выработке соответствующего уровня экологической просвещенности у участников и их зрителей. Так, к примеру, следующие, которые помогает нам обнаружить в своем методическом издании (2018, Майкоп) сотрудница одной из библиотек РА Фатима А.Тешева: «Экология особо охраняемых природных территорий Адыгеи» (ГБУК РА «НБ РА»), «Мы твои друзья, природа» (МБУК «ЦБС»), «Мир заповедной природы» (МБУК «Шовгеновская МЦБС»), «Загадки в лесу на каждом шагу» (МКУК «МЦБС Красногвардейского района»), «Сбережем природу – уцелеем сами» (МКУК «Теучежская МЦБС»), «Природные фантазии» (ГКУК «АРСБС»)» [1: 14], а также прочие. 

Материал и методы исследования

Производим мы свой анализ на художественно-публицистическом материале, избранном нами в качестве примера и сосредоточенном в одном из выпусков (Майкоп. – 2020. – № 4) аккуратно выходящего в республике ежеквартального художественно-публицистического республиканского журнала «Литературная Адыгея», который считаем наиболее приближенным к современности и достаточно насыщенным соответствующим текстовым материалом. В качестве методов традиционно используем востребованные в гуманитарной аналитике сравнительно-сопоставительный и логически последовательный методы, не отказываясь и от производившихся нами прежде анкетных выявлений.   

Результаты и их обсуждение

Вышеописанной нами господдержке, проявляемой и в наши дни, косвенно посвящен целый раздел, представленный в рассматриваемом выпуске Анатолием Пренко. Герой его «Заметок журналиста» здесь оказывается на экологическом семинаре в Швеции. Писатель приводит в тексте под именем «Швеция – социальное государство» уточнение: «Заметки об экосеминаре и о пребывании в Швеции». Начинает он первое эссе своего цикла, весьма грозно озаглавленное («Праведный гнев Земли»), с такого многозначительного эпиграфа: «Сегодняшние экологические проблемы – это проблемы безопасности всего живого на Земле и существования самой планеты» [2: 25]. Искренне укоряющий своих земляков автор, казалось бы, сам стесняется собственной принадлежности к людскому роду. Живая  Земля (муки, слезы, душа, страсти) здесь строго обращена к человеку с призывом задуматься, остановиться в его безоглядной жестокости по отношению к природе. А шведы тут у рассказчика представлены в качестве чутких, задумчивых и активных жителей планеты, одними из первых адекватно сумевших оценить катастрофу, происходящую с мировой цивилизацией. И именно на иллюстрирование такой центральной линии направлена вся указанная публицистическая подборка А. Пренко, что очевидно по заглавиям остальных эссе. К примеру, «Эти неравнодушные шведы», «Экологические фанаты», «Экологически дружественное потребление», «Прагматичность шведов». 

Подтвердим цельность их настроя посредством присущей им цитаты, убедительно передающей жестокость ситуативного прагматизма: «Рос жизненный уровень граждан страны – росло потребление промышленных и продовольственных товаров. Естественно, увеличивалось количество отходов, люди стали замечать быстро растущее загрязнение воздуха, земли, воды, что овощи и фрукты теряют былые полезные качества. Складывающееся гражданское общество забило тревогу – правительство его услышало, стало принимать меры» [2: 29]. Тем самым, как раз непосредственно Анатолий Пренко в своих публицистических заметках, представленных в рассматриваемом выпуске «Литературной Адыгеи»,  наиболее полно и достаточно многогранно освещает такую грань избранной нами сегодня тематики, как государственная эко- политика. 

Насколько известно из уже неоднократно освещавшихся в активных научных трудах доктрины, любой планетарный этнос обладает собственным территориальным пространством, помогающим ему нести, сберегать и передавать потомкам свою хроникальную заданность. Как говорил подробно изучавший в конце прошлого века этническое своеобразие кавказских народов тогдашний кандидат наук, сегодняшний доктор философии Фуад Эффендиев, «Этноприродная среда – основа существования этноса и его уникальной культуры. Сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы. Не ответив на эти сложные вопросы культуры и искусства, ученые, художники не смогут подняться до социально-философского осмысления общечеловеческого» [3: 199]. Именно этой природно-этнической отнесенностью  профессор последовательно объясняет данную тенденцию в национальных литературах: «Поэтому многие писатели и поэты в своих произведениях поднимают глобальные темы в общечеловеческом масштабе, или в отдельно взятой стране» [3: 199]. 

Весь художественный пласт рассматриваемого журнального выпуска буквально пропитан интересующей нас экологической тональностью. Открываем первую страницу – стихи Насибы Книпке, и ключевые слова первого из них («Возрождение»): весна, ласточка, клен, май, дожди, сад, вишня и др. И в аналогичном, природно-философском ключе, с опорой на сезонную природу, – еще десять других стихов представленного здесь автора. 

Следующее произведение здесь являет собой публицистический очерк адыгского историка АРИГИ Казбека Ачмиза «Пальто – горянке!», посвященное теме раскрепощения женщин в годы становления советской власти в регионе. Казалось бы, чисто хроникальная тематика, но и здесь автор не обходится без эко- компонента. Описывая проходившие в то время в республике партийные выборы, К. Ачмиз интенсивно обращен к живым природным средствам, что проявляется, к примеру, так: «В сентябре и октябре 1925 г. стояли жаркие, солнечные дни. Погода благоприятствовала проведению женских конференций на открытом воздухе» [4: 11]. Тем самым природа для его героев – активный, чуткий и деятельностный помощник. Но поскольку автор рассматривает социально- инициированную тематику, строгую и не слишком насыщенную эпитетами и метафорами, не станем подробно останавливаться на очерке, а пролистаем дальше журнальное  издание, обращаясь к заявленному нами художественному слову.   

И вот уже следующий рассказ Тимура Ашканова здесь самим названием «Земной порядок» предсказывает свою отнесенность к экологии. Главный герой здесь – дворовой петух, радующий членов семейного дома собственной активностью. Как говорит о такой тематической отнесенности современный профессор, доктор литературоведения Кутас Паранук (АГУ), «Природа издревле воспринималась адыгами как часть космического универсума, что позволяло им гармонично встраиваться в ее пространственно-временной континуум, обусловливало бережное и почтительное отношение к ее растительному и животному миру» [5: 272]. 

И эта профессиональная установка коллеги приглашает нас погрузиться в природную атмосферу рассматриваемых журнальных эссе, принадлежащих здесь перу как адыгов, так и аналогичных им во многом республиканских жителей. Так, в частности, у Мариеты Богус в ее эмоциональных эссе («Ее зовут Айшет», «Девчонка», «Проезд», «Многоэтажка») и в рассказе «Уборка» погода стабильно выступает в роли катализатора среды. Причем мелькающие перед читательским взором природные элементы (типа цветов и плодов) помогают адресату адекватно понять настрой персонажа. Более того, некоторые эссе («Оранж») целиком посвящены цветам в их букетах, которые ярко и смело радуют искреннюю рассказчицу. Обожавшая уже в детстве оранжевую настурцию героиня обаятельно и притом подробно описывает все этапы контакта с этим цветком: знакомство, впечатления, расставание и ожидаемая встреча (в нужный момент и в нужном месте). А сам цветок достойно исполняет личностную миссию старого знакомого для героини: «Оранжевый цветок с зелеными круглыми листочками будто улыбался и посылал мне доброе оранжевое солнышко» [6: 123].

Вообще, применительно к современному социуму, можно отметить следующее. Как было выявлено нами в работах первого десятилетия века текущего, проведенных в 2011 г. совместно с тогдашней студенткой МГТУ Бэлой Куновой, рассматриваемая здесь природно-экологическая ветвь в тематике публикаций относима к четвертому месту по частоте реализации в газетах Адыгеи. В то же время экологически насыщенная струя, реализуемая авторами в комплексной системе персонажей и сюжетики, отнюдь не нагнетает пессимистичного настроя. Напротив, порой она выразительно окрашивает и гармонично озвучивает авторскую мысль. А это, в свою очередь, объективно объясняет изображаемый кадр адресату. 

Так, в частности, непосредственно горы можно считать одним из центральных персонажей здесь у Евгения Салова в его повести-путешествии «Тяжелый маршрут». Вот, к примеру, такой экспрессивный в тексте для удивленного читателя зачин одного из повестных разделов: «Новое утро подарило нам тихую, ясную погоду. От ночного дождя остались влага на траве да легкая дамка в буковых кронах, пронизанных лучами-крыльями восходящей солнечной мельницы» [7: 81]. И дальше, на радость людям, пускающимся в путь, близкие к ним в горах птицы поддерживают такой позитив, поскольку и погода утрачивает грусть, приобретая ясность. Приближенное к публицистике изложение в данном случае, хотя и насыщенное строгим метражом и километражом, приобретает лирический оттенок. Оно дарит свою эмоцию как раз посредством активности той или иной горы, окружающей либо сопровождающей идущего героя.  

Активно используемый Евгением Саловым в изложении сюжетный макет «движение по природе» можно считать заметно распространенным в современной прозе, что проявилось и в рассматриваемом журнальном номере. Так, к примеру, и другой автор здесь – Игорь Чертов – в публицистических воспоминаниях своего детства («Из Андрюковской в Октябрьский и … обратно») интенсивно практикует указанную сюжетную  технологию. В частности, рассказчик здесь размышляет обо всем, происходящем с его дедушкой и бабушкой, во время их движения в 1926 году по тысячекилометровому маршруту примерно из центра страны в кавказские станицы: «Поход этот на волах, его можно назвать и так, в поисках лучшей жизни длился около шести месяцев» [8: 43]. Одновременно о том же вещают горные пейзажи у Евг. Салова в вышеназванном тексте, постоянные и настойчивые как для читателя, так и для идущего, на протяжении всей повести «Тяжелый маршрут». Тем самым весьма выразительно реализуется в рассматриваемых текстах выделяемое нами как авторская стратегия «движение по природе». 

Причем подобная писательская технология в полной мере соответствует упомянутой нами в начальных абзацах государственной природной политике наших дней. Так, в частности, посетители многих республиканских библиотек были задействованы в проведении такого республиканского конкурса, как «Земля – наш общий дом» (ГБУК «АРДБ»), посвященного Земле в планетарных масштабах. И потому ничуть не удивляет подготовленного государственной политикой читателя настойчивое обращение к Земле у авторов рассматриваемого журнального выпуска. В частности, взаимную обусловленность и прочное взаимодействие человека с земельным пространством отчетливо обозначил в своих заметках Анатолий Пренко. Здесь на глазах читателя – многое из эко- среды: и само название («Праведный гнев Земли»), и сама героиня – мать-Земля, и центральная мысль изложения, и само эссе – целиком во славу природы: «Действия людей – наши с вами! – вызывают ярость, гнев любящей порядок Матери-Земли» [2: 25]. 

У другого из упоминавшихся нами выше авторов Игоря Чертова родные места несколько более конкретизированы. Здесь уже в зачине главный герой, случайно оказавшийся на родине, прогуливается по землям своего детства, сопровождаемый думами о близких ему людях, их характерах и судьбах. Философски окрашенный зачин в некоторой степени интригует читателя: «Размышляя о близких мне людях, об истоках их жизненного пути, сожалел я лишь об одном: сколь неглубоки были мои познания о них, и почему так вышло, что многое из того, что ими было пройдено и пережито, осталось мне неведомым» [8: 39]. Такая интрига косвенно привязывает получателя: последующие строки так или иначе откроют эту ширму, – успокаивает он себя и внимательно следит за рассказчиком. Либо земельная отнесенность заметно соблюдена и у Евгения Салова в тяжелом маршруте его героев. Фактически каждый шаг персонажа, совершающего горный переход, так или иначе сопровожден земельным явлением, помогающим и подбадривающим горного покорителя.  

Заключение (выводы)

И именно подобная тематическая приверженность рассматриваемого журнального выпуска условно позволяет нам сейчас подытожить. Экологическая грань в сегодняшнем повествовательном слоге одного из кавказских художественно-публицистических журналов очевидна и бесспорна. Обращаясь лишь к общим и понятийным ингредиентам экологической тематики, как то среда, природная отнесенность и человеческая приверженность к думам о родных землях, мы условно в рамках статьи упустили целый пласт имеющегося в произведениях данного журнала конкретного натурального компонента (растения-животные, огонь-вода-воздух и т.д.). Подобный недочет оставляем за собой с перспективой дальнейшего освещения в других работах.  

Литература

1. Библиотеки Адыгеи сегодня / Нац. б-ка Респ. Адыгея, науч.-метод. отд.; [сост. Ф. А. Тешева]. – Майкоп, 2018. – 34 с. – Вып. 18.

2. Пренко А. Швеция – социальное государство // Литературная Адыгея. – 2020. – № 120. – С. 25-39.

3. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. – Нальчик: «Эль – Фа», 1999. – 304 с.

4. Ачмиз К. Пальто – горянке // Литературная Адыгея. – 2020. – № 120. – С. 10-20.

5. Паранук К.Н. Образ природы в мифопоэтическом контексте современного адыгского романа // Мат-лы Международной научной конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации-3». – Майкоп: АГУ, 2014. – 569 с. – С. 271-279.

6. Богус М. Оранж // Литературная Адыгея. – 2020. – № 120. – С. 122-123. 

7. Салов Е. Тяжелый маршрут // Литературная Адыгея. – 2020. – № 120. – С. 80-102.

8. Чертов И. Из Андрюковской в Краснооктябрьский и… обратно // Литературная Адыгея. – 2020. – № 120. – С. 39-58.


Опубл.: Хуако Ф.Н.  Экологическая грань в кавказском журнальном слоге текущего десятилетия (на примере «Литературной Адыгеи» (№ 4, 2020)) // Вестник науки АРИГИ. – 2024. – № 37 (61). – С. 68-73