Поиск по этому блогу

СТАВШАЯ НАШЕЙ «ЧУЖАЯ БОЛЬ» (к выдвижению книги Ю.Г.Чуяко «Кинжал танцора» на государственную премию)

Юнус Гарунович Чуяко родился 27 июля 1940 г. в ауле Гатлукай Теучежского района. В 1962 г. окончил Адыгейское педагогическое училище. Работал воспитателем детского дома, затем – учителем в школе, служил в Советской Армии. Демобилизовавшись, Чуяко работал слесарем, секретарем комсомольской организации в профессионально-техническом училище № 17 Майкопа. В 1975 году окончил факультет журналистики Ростовского государственного университета. С 1970 г. Ю.Г.Чуяко работает собственным корреспондентом, заведующим отделом культуры и быта областной газеты «Социалистическэ Адыгей», редактором общественно-политических программ областного радиокомитета, главным редактором журнала «Зэкъошныгъ» («Дружба»), позже – детского журнала «Жъогъобын « («Созвездие»). Со школьной скамьи Юнус Чуяко начал писать стихи.

Он посвящал их матери, своему аулу, своим учителям: «ГумэкI» («Беспокойство»), «Нэпх IэпыIэгъу» («Волшебная помощь»), «Щхырэ планетэр» («Планета, которая смеется»), «Ныбджэгъум факIо», («Посвящаю другу»), «Джэныкъо пашъхьэм» («Возле очага»), «Щылычы джан» («Стальное платье»). В середине 60-х гг. Ю.Г.Чуяко начал выпускать первые рассказы. К моменту своей творческой зрелости он успел написать десятки новелл и рассказов, очерков и эссе, полемических статей и размышлений о настоящем и прошлом, создать несколько повестей и романов. Он автор очень известных не только адыгскому, но и российскому читателю романов «Сказание о Железном Волке», «Милосердие Черных гор, или Смерть за Черной речкой», «Кавказская дилогия», «Красный дом». Еще в молодости был принят в члены Союза писателей СССР; Лауреат литературной премии «Образ» Союза писателей России и «Роман-газеты»; лауреат Государственной премии Республики Адыгея; народный писатель Республики Адыгея; Почетный член Адыгской (Черкесской) Международной Академии наук…
Анализируя творчество нашего автора начнем со слов исследователя, подробнейшим образом изучившего этот пласт. Проф. Е.П.Шибинская рассматривала авторский стиль писателя и его биографию в неразрывной связи. Вот как она говорит об этом: «Связь творчества с биографией –вещь обычная: где, как не в собственном мире, писатель, особенно начинающий, ищет опоры для своих жизненных концепций и эстетических представлений? В биографии Ю.Чуяко – и в детские, и в зрелые годы –древо жизни семьи, рода Чуяко мощно своей плодоносностью и жизненной укорененностью (в одном а. Гатлукай одно время проживало 530 человек из рода Чуяко, известны писатели, ученые, деятели просвещения, труженики земли, носящие эту фамилию). В крестьянской семье, как правило, закладывались главные нравственные понятия, непререкаемые и твердые». Ну и в связи с данной тягой к земле нашего современника, на сегодняшний день в число важнейших наук выдвинулась экология, рассматривающая жизнедеятельность человека в неразрывной связи с окружающей его средой. Лавиной обрушились на читателя книги-предупреждения, книги-прогнозы, говорящие о конечности земных ресурсов, о чрезвычайных опасностях, угрожающих человеку вместе с уроном, наносимым им самим земле и воде, атмосфере и климату, растительному и животному миру. Первым в адыгейской литературе эту тему затронул А.Евтых в своей повести «След человека», однако в общесоюзном масштабе экологические проблемы рассматривались ранее и довольно активно. Вопросы, которые Ю.Чуяко поднимает на страницах вошедшего в новую книгу «Кинжал танцора» романа «Чужая боль», своевременны и для наших дней, тем более, что экологическая тема практически не затрагивается в произведениях адыгейских писателей, несмотря на то, что природа Адыгеи богата и своеобразна, а потому здесь есть, что сохранять и о ком заботиться. И потому автор, наряду с вопросами добра и зла, любви и ненависти, сострадания и равнодушия, поднимает актуальнейшую для нашего времени проблему – проблему сохранения окружающей среды, окружающего нас мира в той первозданной чистоте, в которой создала его мудрая мать-природа.
Выработанная автором сюжетная линия наиболее благоприятна для раскрытия затронутых в произведении нравственных и экологических вопросов. Главный герой Орземес возвращается в свой родной аул с твердым намерением работать на благо родной природы, помочь сохранению любимого им с детства леса, того леса, страсть и уважение к которому ему внушил отец. Поистине, поражает любовь этого молодого лесника к природе, то почитание, преклонение и чуткость, с которыми он относится к каждому дереву, к каждой травинке. Таковы отношения с природой у Акима из «Царь-рыбы» В.Астафьева, у старого Момуна и рыбаков-нивхов из повестей Ч.Айтматова «Белый пароход» и «Пегий пес, бегущий краем моря». Истоки этой гармонии, описываемой в произведениях отечественных писателей, стоит поискать в далеком детстве Орземеса, когда его отец, сам умевший видеть, чувствовать и понимать красоту природы, водил мальчика в лес. Воспоминания эти оставили в душе ребенка трепетно-восторженное чувство на всю жизнь. Как известно, на протяжении тысячелетий складывался и существовал особый, первоначальный тип взаимодействия человека и природы, имеющий свои экономические, социальные, духовные основания. Человек еще не выделял себя из природы, выступал во всей своей жизнедеятельности ее неотъемлемой частью. Разрушенное неумолимым ходом истории, это естественно-природное бытие человека, тем не менее, обогатилось некими нюансами нашего времени. Характерная особенность современной литературы – пристальное внимание к этому отблеску минувшего, в котором, возможно, есть что-то важное и для нашего будущего. И потому читатель Ю.Чуяко смотрит на лес глазами своего современника, молодого лесника, проникаясь его впечатлениями от увиденного.
Автор вынуждает каждого, даже далекого от любви к природе и отнюдь не сентиментального человека, восхищаться красотой осеннего леса, навевающего поэтическое настроение. В подобном романтичном, трепетном отношении главного героя к родной природе проявляется лиричность его натуры, а в том, что благодаря мастерству автора начинает также относиться к окружающему миру и читатель, – лиризм всего произведения. Ю.Чуяко не просто отразил зарождавшиеся изменения в общественном сознании, духовные метания Орземеса стали могучим катализатором этих изменений, в немалой степени содействовавших осознанию обществом кровной необходимости нового, разумного, поистине человеческого отношения к миру природы. Есть здесь еще один портрет, написанный не черно-белыми, а цветными красками. Это – соседка Орземеса, подруга его детства, Хания. Лирическая сторона повествования в основном связана с ней, при этом автор вводит в интимную линию сюжета классический любовный треугольник, проблемы которого в финале благополучно решаются. Таким образом, все молодые герои любят, но страдают, хотя любовь каждого из них по-своему индивидуальна. Интимная сторона финала оказывается несколько облегченной – Хания вдруг по достоинству оценивает Орземеса и сама делает шаг ему навстречу. Но при всей неожиданности такого поворота событий читатель внутренне готов к нему, благодаря ставшим для героев символическими словам из их детской игры: «Орземес, ты – мой муж, а я – твоя жена!», которые сопровождают мысли молодых людей на протяжении всего повествования. Образ Хании вызывает симпатию благодаря своей неповторимости, яркости и непосредственности. Она – живой человек с собственными проблемами, достоинствами и недостатками, желаниями и мечтами. Она, подобно Орземесу, всей душой отдается работе и делает все, что в ее силах, чтобы достойно вести свое дело.
Проникнувшись настроением и мироощущением главного героя, нетрудно понять его реакцию на события, происходящие по мере развития сюжета, например, на то, что в лесу кто-то умышленно уничтожает животных. Насколько велик был восторг мальчика при виде живых, таких непосредственных и гармоничных зверей, настолько сильным оказался шок молодого впечатлительного лесника при виде мертвого оленя, задушенного, к тому же, человеческой рукой. Он сразу узнает веревку, понимает, кому она принадлежит, и оказывается перед сложным моральным выбором: на одной чаше весов – убитый олень, а за ним дело всей его жизни, на другой – родственные связи, друзья, общественное мнение. Ведь преступником оказался его дядя, тоже лесник, проработавший в лесу много лет. Как поступит Орземес? Внемлет ли он голосу своей совести, своего долга перед теми, кто направил его охранять этот лес, беречь его не только ради настоящего, но и ради будущего либо дрогнет его сердце при виде слез матери, умоляющей оставить в покое брата ее мужа. Не всем по душе принципиальность Орземеса. Он оказывается в сложном положении, ведь мнение старших, родственников, соседей, друзей испокон веков считалось у адыгов непреложной истиной в решении любых жизненных вопросов. Пойти против брата отца, родного дяди, авторитет которого должен быть непререкаемым, – на такое способен либо потерявший все нравственные устои, либо сумасшедший, либо твердо уверенный в своей правоте человек. Орземес находится на грани между вторым и третьим. Он до сумасшествия любит лес, любит свою работу и убежден в том, что делает нужное для всех дело. Однако под воздействием таких сильных психологических факторов, как мнение матери, друзей и аульчан, временами его уверенность ослабевает, и тогда он идет в лес, где черпает новые моральные силы для борьбы за свои убеждения. Но, отбросив все сомнения, Орземес продолжает борьбу и, устроив ловушку, застает дядю на месте преступления, а после отправляет его в тюрьму. Ясно, что подлинная гармония отношений между человеком и природой не приходит сама собой. Она достигается в борьбе с отжившими представлениями и привычками, в преодолении множества возникающих на этом пути препятствий и трудностей, в поисках наиболее оптимальных путей и пределов воздействия на сложнейшие кругообороты природных процессов.
Ю.Чуяко исследует эти диссонансы, которые несет с собой научно-технический прогресс, где каждый шаг вперед – достижения и потери, благо и зло. Он ставит перед собой и читателями более сложные нравственные вопросы. Что стоит за всеми известными вариантами гибельного вторжения человека в мир природы? Что движет людьми, находящими в себе мужество воевать за общенародное достояние, подчас не щадя самой жизни? И вот тут-то сам читатель невольно задается вопросом: а стоило ли Орземесу вести свою борьбу так открыто и бескомпромиссно, стоило ли так прилюдно позорить брата своего отца? Да, он бесчестный и безжалостный человек, заботящийся только о собственной выгоде. Да, дело, которому служит Орземес, важное и необходимое. Наказать преступника – это прямая обязанность молодого лесника. Но ведь преступник – родной брат его отца, ведь в жилах Орземеса течет его кровь и, как бы то ни было, Масхуд – ближайший родственник Орземеса. А, как гласит народная мудрость, «родственников не выбирают». Так все-таки, может, стоило, ради памяти отца, поискать другой, более лояльный выход? Может, достаточно было бы добиться отстранения от работы в лесу человека, готового за деньги уничтожить все живое, что есть в нем. Но Орземес поступил иначе, и автор, похоже, на его стороне. И это неудивительно. Ведь первая версия романа писалась в те годы, когда без малейших колебаний общественное ставилось выше личного, а иначе и нельзя было. Все герои в кино и литературе продолжали поступать по принципу сталинских времен «сын за отца не отвечает», с легкостью отказываясь от семейных традиций, разрывая кровные узы во благо «идей социализма». Итак, главное в книге и во всем творчестве Юнуса Чуяко – это вопросы, вопросы, причем стержневые из них – вопросы сохранения не столько окружающей среды, сколько совести, достоинства, чести, духовности, человечности самого человека. Подобный факт лишь доказывает обоснованность выдвижения последнего сборника произведений Ю.Г.Чуяко «Кинжал танцора» (вкл. повести «Последний лай старого выжлеца», «Кинжал танцора» и роман «Чужая боль») на государственную премию по литературе и мотивирует благодарного читателя морально поддержать автора в стоической борьбе за творческий успех.
Опубл.:
Хуако Ф.Н. "Чужая" или все-таки наша боль? // Лит. Адыгея. – 2007. – № 4. – С. 133-135.